Актуальность темы. Начиная данную работу, хотелось бы прежде всего обратить внимание на насущность рассматриваемой проблемы.
Российская Федерация занимает обширную территорию и является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики. Далее, эти природно-климатические различия являются определяющим фактором социально-экономической дифференциации.
Наконец, на все вышеперечисленное накладывается еще и социокультурная дифференциация, проявляющаяся в различиях мировоззрений населения регионов. Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории России сформировались достаточно обособленные, как территориально, так и психологически, сообщества.
Поэтому одним из важнейших направлений современной политологии стало изучение форм и путей развития федерализма. В то же время, каждое из таких существующих сообществ, институализированных в виде субъектов федерации, претендует на экономическую самостоятельность. Но в силу того, что подобная административно-территориальная единица не является самодостаточной в социально-экономическом плане, а также из-за произошедшего в результате распада Советского Союза нарушения и, местами, полного разрыва хозяйственных связей на территории России, возникла необходимость восстановления этих связей в рамках единого экономического пространства. Важным вопросом в этой связи стало создание концепции региональной политики, которая способствовала бы решению проблем в федеративных отношениях внутри государства, а в ее рамках - поиск оптимальных форм и методов межрегиональной экономической интеграции.
Политическими мотивами процесса поиска стали: во-первых, децентрализация власти, которая привела к утрате федеральным центром способности полноценно осуществлять ряд организационных и координирующих функций; во-вторых, разрыв связей, в результате чего был утрачен механизм апелляции к центру как арбитру в разрешении споров; в-третьих, необходимость поиска новых путей хозяйственной кооперации, объединения физических и материальных ресурсов для реализации проектов, которые невозможно реализовать поодиночке.
Экономическим обоснованием процесса стало то, что Сибирь, Дальний Восток, Урал, Северный Кавказ и др. экономико-географические регионы представляют собой крупные социально-экономические комплексы, которым характерна общность природных, климатических, национальных, хозяйственных и др. факторов. Также необходимо учитывать сходство структуры промышленности, единую транспортную и энергетическую системы, близость уклада жизни населения.
Все вышеперечисленные мотивы поиска путей интеграции привели к тому, что на территории Российской Федерации появились несколько видов межрегионального сотрудничества: союзы городов, ассоциации территорий, объединенные по различным признакам, и др.
В качестве одной из таких форм в настоящий момент выступают межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
Комплексность проблемы функционирования межрегиональных ассоциаций заключается в том, что, несмотря на значительный срок их существования, они фактически не имеют законодательной базы, регламентирующей основные направления их деятельности и взаимоотношения с федеральными властными структурами. При этом, на основании существующих нормативных документов, тем или иным образом затрагивающих вопросы деятельности межрегиональных ассоциаций, можно предположить, что именно эти структуры имеют потенциал стать важными элементами политики, направленной на восстановление единого экономического пространства страны.
В соответствии с этим возникает проблема соотношения целей и задач, которые ставят перед собой федеральные органы власти и участники межрегиональных объединений.
Одним из главных документов, отражающих позицию федерального центра, являются "Основные положения региональной политики в Российской Федерации", утвержденные Указом Президента РФ от 03.06.96 г. № 8031. Автору представляется важным рассмотрение проблемы деятельности межрегиональных ассоциаций именно в рамках концепции региональной экономической политики, того, насколько эти объединения способствуют ее реализации.
Другие считают, что договоры являются формой регулирования отношений центра и регионов, инструментом мирного существования и могут быть рассмотрены в качестве элемента процесса создания новых форм взаимоотношений между разными уровнями власти8. При анализе проблемы российской региональной политики между исследователями обнаруживается сходство мнений в том, что в основе государственного устройства России должен находиться принцип федерализма “как наиболее адекватный принцип государственного устройства демократического общества”9
Несмотря на значительное количество работ, посвященных федерализму, региональной политике и непосредственно межрегиональным ассоциациям экономического взаимодействия, обнаруживается недостаток исследований, которые бы давали полное представление о роли и месте этих образований в современной региональной политике, об общих основаниях межрегиональнй интеграции и ее последствиях для экономического и политического развития страны. анализ имеющейся литературы говорит о том, что пока нет четких научных представлений о концептуальных аспектах региональной политики. Анализируются проблемы политико-правового развития отношений между центром и регионами на уровне властных структур10.
При этом остаются неизученными процессы, препятствующие механизму налаживания сотрудничества между субъектами федерации.
Источниковую базу исследования можно разбить на две группы: нормативные акты федеральных и региональных органов власти, регламентирующие деятельность межрегиональных ассоциаций; публикации в периодической печати, отражающие мнения политических деятелей относительно межрегиональных ассоциаций.
Большая часть нормативных актов, регламентирующих деятельность ассоциаций, является неопубликованной. К ней относятся внутренние документы межрегиональных ассоциаций из личного архива автора: планы дальнейшего развития ассоциаций, отчеты о работе за определенные сроки времени, служебные записки, т.е. внутренние документы организаций.