Сельское хозяйство и проблемы производства продовольствия


Т.Е., межрегиональные ассоциации фактически признаются механизмами реализации концепции взаимоотношений между центром и регионами. Но при этом надо признать, что этот законопроект не затрагивает всех сфер деятельности МРА. Внедрение новых форм и методов работы ассоциаций требуют и от федеральных органов власти, и от МРА изменения взглядов на получение конечного результата. В первую очередь, необходимо видеть границы полномочий.

Имеется в виду различие сфер влияния федеральных ведомств и местных органов из-за расплывчатости экономических границ. Требуется четкое деление России по экономическим зонам, Которые действительно могли бы обеспечить развитие субъектов федерации вместе и по отдельности.
Сотрудничество территориальных союзов с федеральным правительством также должно обеспечиваться в рамках Генерального соглашения между Правительством РФ и руководством Ассоциаций экономического взаимодействия, проект которого датируется 11 ноября 1998 г.
В данном документе стороны договариваются о том, что, в целях четкой координации взаимодействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в области создания "систем стабильного развития экономики, реформирования социальной сферы и создания социальных гарантий повышения жизненного уровня населения, а также реализации объективно назревшей необходимости усиления роли государства в становлении и регулировании рыночной экономики"32, необходимо:

  • осуществлять отработку технологии решения текущих проблем в рамках согласованной политики федерального центра и регионов, в основном через формирование и реализацию федеральных, межрегиональных и региональных программ;
  • разрабатывать механизм реализации вопросов совместного ведения, а также проблем по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ассоциаций.

Но при этом необходимо учитывать, что данное Соглашение также еще не является нормативным актом, поэтому в реальности ассоциации и федеральное Правительство сотрудничают на основе двухсторонних договоренностей. В 1994г. в индивидуальном порядке ассоциации заключили Соглашения о сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Таким образом, несмотря на наличие в российском законодательстве ряда нормативных актов, регулирующих деятельность межрегиональных ассоциаций, этого недостаточно, чтобы унифицировать их деятельность. Не подлежит сомнению, что каждое межрегиональное объединение преследует собственные цели и имеет свои задачи.

Поэтому отсутствие единых норм, на основе которых можно строить диалог между центром и субъектами федерации, ведет к разобщенности и нескоординированности деятельности, что проявляется в различии между подходами в реализации насущных проблем страны в целом.

2.3. Организационная структура ассоциаций
Высшим руководящим органом ассоциации являются коллегиальные органы (Совет, Правление), возглавляемые Председателем (Президентом). Исполнительными органами являются дирекции ассоциаций, возглавляемые генеральными директорами Ассоциаций33.

Совет ассоциации (Правление)
Президент ассоциации

Дирекция Ассоциации
Генеральный директор

Координационные советы


(комиссии, комитеты, группы)


Высшие органы. Высшим руководящим органом ассоциации является коллегиальный орган совет учредителей, состоящий из высших должностных лиц регионов. Название высшего органа может быть разным: в Ассоциации «Черноземье» Правление, в Ассоциации «Центральная Россия» Собрание учредителей, в остальных региональных альянсах Совет ассоциации. В состав высшего органа входят первые руководители исполнительных и законодательных органов власти субъектов Федерации. В Правление Ассоциации «Черноземье», кроме глав исполнительной и законодательной властей, входят полномочные представители Президента РФ в регионах-членах Ассоциации.

Работа ассоциаций строится на проведении заседаний высшего коллегиального органа, на которых рассматриваются вопросы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации членов ассоциаций и принимаются решения по тем или иным проблемам регионов. Часто на подобных заседаниях присутствуют (по приглашению) руководители (или представители) федеральных министерств и ведомств34.


Согласно уставным документам, к компетенции высшего органа ассоциаций относится:
 утверждение Устава Ассоциации и Положение о Дирекции, а также внесение в них изменений и дополнений;
 определение основных направлений деятельности Ассоциации, утверждение региональных и межрегиональных проектов (программ) развития;
 определение размеров вступительного и ежегодного взносов членов Ассоциации, а также целевых взносов для разработки и реализации региональных и межрегиональных программ развития;
 выборы и освобождение от обязанностей Президента (Председателя Совета), членов Ревизионной комиссии и назначение Дирекции (экономического комитета) Ассоциации;
 определение общего порядка образования и использования фондов Ассоциации, утверждение бюджета Ассоциации;
 принятие решений о ликвидации и прекращении деятельности, о создании и ликвидации создаваемых ею органов.
Во всех ассоциациях незыблемым является принцип: решение Совета (Правления, Собрания учредителей), против которого проголосовал кто-либо из членов Ассоциации, не распространяется на его территорию и финансы. Это обстоятельство подчеркивает второстепенность решений ассоциаций по сравнению с решениями самих ее членов. Более того, это положение ясно подчеркивает то, что ассоциации нельзя рассматривать как принудительный механизм.

Объединения действуют для тех, кто нуждается в координации своих действий с соседями и заинтересован в привлечении их к решению ряда проблем.
В период между заседаниями Совета (Правления, Собрания учредителей) деятельность ассоциации организует и контролирует ее Президент (в МРА «Сибирское соглашение» Председатель Совета). Исключением является Ассоциация «Северный Кавказ», в которой эта должность отсутствует.

Согласно уставным документам ассоциаций, роль Президента (Председателя Совета) достаточно административная. Президент ассоциации:
 представляет ассоциацию во всех учреждениях внутри страны и за рубежом;
 организует подготовку и проведение заседаний правления, назначает дату их проведения, председательствует на заседаниях Совета (Правления);
 в соответствии с решением Совета организует текущую деятельность ассоциации;
 в пределах утвержденной Советом сметы расходов утверждает структуру генерального исполнительного органа и его штаты;
 осуществляет текущий контроль за деятельностью исполнительных органов ассоциации.
Президент ассоциации, согласно учредительным документам, избирается Советом из числа полномочных представителей членов ассоциации (глав администраций регионов) квалифицированным большинством голосов на срок 2 года. По решению Совета Президент ассоциации может быть переизбран в таком же порядке еще на один двухлетний срок.

Хотя в реальности президентство, например, Е.Строева и Э.Росселя соответственно в ассоциациях «Черноземье» и «Большой Урал» превратилось в «безвременное правление».
Исполнительные органы. Второй уровень структурной организации образуют непосредственно исполнительные органы территориальных союзов.

Главным исполнительным органом является Исполнительная дирекция во главе с генеральным директором. В Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона это Экономический комитет по Программам развития Уральского региона. Исполнительные дирекции имеют следующие функции:
 проводит в жизнь решения Совета ассоциации;
 решает вопросы текущей деятельности ассоциации;
 готовит в предварительном порядке вопросы, которые подлежат рассмотрению на Совете;
 решает вопросы заключения договоров (соглашений, контрактов), учета, отчетности.
Генеральный директор наделен следующими полномочиями:
осуществление руководства деятельностью Исполнительной дирекции;
юридическое представительство ассоциации;
персональная ответственность за выполнение возложенных на Исполнительную дирекцию задач;
представление ассоциации в отношениях с другими организациями и лицами, заключает соглашения, договоры и контракты от имени ассоциации;
принятие решения о предъявлении от имени ассоциации претензий и исков к лицам и организациям, не выполняющим договорные обязательства;
подписание финансовых документов.

Деятельность ассоциаций осуществляется в соответствии с решением Совета (Правления) по определенным приоритетным программным направлениям. Так, например, Ассоциация «Большая Волга» придерживается шести приоритетных направлений:

  • «Экология Поволжья»;
  • «Энергетика Поволжья»;
  • «Промышленное производство»;
  • «Сельское хозяйство и проблемы производства продовольствия»;
  • «Транспортная схема Поволжья»;
  • «Социально-экономическая политика».

Для скоординированной работы по этим направлениям Советом Ассоциации образовываются профильные комитеты, в состав которых входят руководители соответствующих департаментов администраций и правительств регионов.



Содержание раздела