Эти материалы были получены с помощь электронных баз данных Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, с помощью всемирной электронной сети Интернет, а также через личные контакты с представителями ассоциаций. Эти материалы не были опубликованы и в связи со своей уникальностью представляют большую ценность. Научную литературу по проблематике можно разбить также на две группы. К первой можно отнести научные статьи, посвященные непосредственно анализу деятельности межрегиональных ассоциаций как института. В данном случае преобладает нормативный подход к исследованию проблемы11. Вторую группу составляет политическая публицистика.
Как правило, авторы, которых можно отнести к этой группе, ограничиваются констатацией ряда элементов деятельности МРА характер и не могут рассматриваться в качестве полноценного исследования проблемы12.
Предмет исследования. Предметом исследования дипломной работы является одна из форм межрегиональной экономической интеграции как важная часть реализации региональной политики Российской Федерации.
В настоящем исследовании будет рассмотрена для более полного раскрытия проблемы концепция региональной политики РФ, являющаяся стержнем отношений между центром и субъектами федерации, во многом влияющая на развитие этих отношений.
Цели и задачи Целью настоящего исследования является изучение межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия как фактора современной региональной политики, их роли и места в политической системе России. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Методологическая основа. Методологическую основу дипломной работы составляет политико-правовой, структурный и системный методы исследования процессов общественного развития.
Помимо этого, методологическим инструментарий включает в себя принципы конкретного анализа, ориентирующегося на комплексное изучение исследуемого вопроса в процессе функционирования и развития общества, федеративной и региональной систем.
Для того, чтобы рассмотреть поставленную перед автором задачу, необходимо понять, что такое региональная политика. С одной стороны, под этим термином можно понимать "систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации"13. Но в этом определении никак не отражается проблема обратной связи, т.е. действия субъектов федерации в этой сфере.
Поэтому региональную политику необходимо рассматривать именно как систему, совокупность мер со стороны органов власти различных уровней. Более того, в этом понятии должны учитываться и согласовываться интересы федерального, регионального и местного уровней14.
Именно такое согласование, обеспечивающее функционирование экономики России как целостного организма и ее региональных составляющих как крупных сбалансированных территориальных хозяйственных комплексов составляет важнейшую задачу государственной политики РФ.
1.1. Цели и задачи государственной региональной политики.
Федеративные отношения в РФ регламентируются Конституцией Российской Федерации и устанавливаются соответствующими федеративными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, а также государственная региональная политика регламентируется в настоящее время единым концептуальным документом “Основными положениями региональной политики в Российской Федерации”, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 03.06.96г. №80315. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из этого документа при решении задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления.
На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений. В этих целях Указом Президента Российской Федерации “О структуре федеральных органов исполнительной власти” от 22 сентября 1998 г. № 114216 и постановлением Правительства Российской Федерации “Вопросы Министерства региональной политики” от 12 ноября 1998 г. № 132217 образовано Министерство региональной политики Российской Федерации. В круг основных целей и задач министерства входили: реализация государственной региональной политики, упрочнение федерализма, гармонизация межрегиональных отношений, контроль за развитием социально-экономическими процессов в субъектах федерации РФ и решение проблем выравнивания условий развития регионов.
Соответственно, одной из задач являлась координация деятельности органов власти по проведению в жизнь концептуальных основ региональной политики. Министерство региональной политики было реорганизовано
При этом также координация деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере реализации государственной региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 157818. В Постановлении говорится, что “в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по укреплению экономических основ региональной политики, выработки единой стратегии в сфере государственного федеративного строительства”.19 Правительство РФ образовало Координационный совет, в который вошли представители Министерства финансов России, Министерства экономики России, Министерства труда России, Министерства топлива и энергетики России, Министерства по делам национальностей России и других федеральных министерств и ведомств.
Возглавляет Координационный Совет Министр региональной политики Российской Федерации.
По сути, правовая база региональной политики в РФ призвана обеспечивать реализацию двух важнейших задач:
- развитие федеративных отношений;
- обеспечение региональной экономической политики.
Несмотря на принятие пакета достаточно важных законов в этих сферах, ряд законопроектов, имеющих большое значение для дальнейшего развития отношений между вертикальными уровнями власти в РФ, находятся в стадиях рассмотрения или были отклонены органами государственной власти.
На три законопроекта Президентом РФ было наложено вето, поэтому они находятся на рассмотрении специальными комиссиями:
“Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;
“Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами”;
“Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации”.
Еще два законопроекта отклонены Советом Федерации и переданы на рассмотрение согласительных комиссий:
“О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления”;
“О внесении дополнений в Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в Российской Федерации и в Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.
Всего в первом чтении принято 13 законопроектов, а 12 законопроектов из представленных в 1998 году к началу 1999 года не были рассмотрены Государственной Думой ФС РФ.
В целях решения этих проблем, а также в соответствии с целями региональной политики, одним из важнейших методов обеспечения решения данных проблем является государственное поощрение развития межрегиональных связей в различных формах.
Одной из форм проявления интереса субъектов федерации к укреплению политического, экономического, научно-технического и информационного пространства, к рассмотрению институализации межрегиональных связей в качестве этапа формирования единого политического и экономического пространства становятся добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия.