Согласно документу, объединения образуются органами представительной и исполнительной властей субъектов федерации. Совет Министров вправе принимать участие в подготовке, проведении и реализации соглашений, программ и проектов объединений, если они касаются предметов совместного ведения или имеют значение общероссийских социально-экономических проблем. За межрегиональными ассоциациями признается право принятия участия в заседаниях Совета Министров по вопросам, относящимся к их компетенции:
В 1994 году межрегиональные ассоциации заключили и ратифицировали «Соглашение о сотрудничестве» между всеми ассоциациями и парламентом (14 июля 1994 г.), В частности, Соглашение предполагает, что:
рассмотрение в палатах Федерального Собрания законопроектов, регламентирующих жизнь р егионов, должно происходить только с предварительным заключением межрегиональных ассоциаций;
за ассоциациями закреплено право контроля за исполнением Федеративного договора;
за ассоциациями закреплено право на участие в разработке стратегии развития ведущих отраслей народного хозяйства. Планируется осуществлять двухстороннюю связь: федеральные программы будут интегрироваться с межрегиональными, а межрегиональные вписываться в федеральные.
за ассоциациями закреплено право обязательного рассмотрения проектов законов о федеральном бюджете, налогах и т.д.
Также в Соглашении предусматривается необходимость создания постоянно действующей рабочей группы по правовому обеспечению региональной политики в составе представителей Совета Федерации, Государственной Думы и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Подобный механизм отчасти реализован в Указе президента РФ от 22.09.1889 № 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"30, где говорится о том, чтобы руководители органов исполнительной власти субъектов федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, были включены в качестве полноправных участников в деятельность Правительства Российской Федерации по обсуждению и выработке решений наравне с федеральными министрами.
Несмотря на существование вышеперечисленных нормативных актов, призванных регулировать основные направления деятельности межрегиональных ассоциаций, отсутствие федерального закона, регламентирующего деятельность ассоциаций, заставило представителей субъектов федерации инициировать разработку законопроекта “Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации”31, который в марте 1999 года был принят во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом деятельность органов ассоциаций планируется строить на основе следующих принципов:
Органы государственной власти субъектов РФ-членов ассоциаций, могут передавать ассоциациям экономического взаимодействия осуществление части своих полномочий, если это не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам России и субъектов Российской Федерации.
В рамках рассмотрения проблемы места и роли межрегиональных ассоциаций в современной региональной политике представляется целесообразным проведение сравнительного анализа целей и задач, содержащихся в уставах ассоциаций, и целей и задач, содержащихся в анализируемом законопроекте.
К основным задачам ассоциаций законопроект относит:
Если обратиться к анализу задач, содержащиеся в уставах ассоциаций, можно отметить, что они в гораздо большей степени ориентированы на внутренние проблемы ассоциаций, чем на взаимоотношения с внешней средой.
Характерным в данном случае является Устав Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, где основными целями и задачами являются:
создание условий и способствование формированию взаимовыгодных экономических отношений между членами ассоциации, другими республиками, краями и областями, федеральными органами государственной власти;
защита экономических интересов территорий;
разработка и реализация согласованных региональных проектов в различных сферах социально-экономической жизни;
координация действий учредителей в рамках совместно принятых программ;
объединение сил для внедрения достижений научно-технического прогресса;
Исходя из вышеприведенного анализа, проект закона, являющийся отражением позиции федеральных властей по отношению к деятельности МРА, вносит в цели и задачи ассоциаций более общие положения, что объясняется стремлением федерального центра определить общее поле и единые основы деятельности МРА .
Большое значение в законопроекте уделяется проблеме взаимодействия ассоциаций с федеральными органами. В частности, ассоциации имеют право в лице своих представителей:
Для осуществления взаимодействия с федеральными органами законопроектом предусматривается создание при Президенте Российской Федерации Совета в составе Координаторов советов ассоциаций, представителей Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
Одновременно с этим федеральные органы исполнительной власти обязаны:
Таким образом, этот законопроект определяет основные пути взаимодействия ассоциаций и федеральных органов власти, что фактически делает этот документ одним из важнейших в поле нормативных актов, регулирующих региональную политику РФ.