Компании не могут владеть собственными акциями.


В связи с тем, что киге судан представляют собой не жестко зависимую организацию, как, например, вертикально интегрированные корпорации в США, а совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им легче приспосабливаться к требованиям внешней среды.
Функционирующий на такой основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный рынок наличных тоаров. Здесь меньше степень риска, ниже расходы по сделкам. На мелких предприятиях более низкий уровень заработной платы.

Это служит одной из причин того, что в стране сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы между крупными, средними и мелкими компаниями. В среднем заработная плата на последних составляет около 60% оплаты занятых на крупных предприятиях. Крупные компании имели низкую долю собственного капитала и поддерживали постоянные связи со своими банками.
Для корпоративных групп характерно взаимное владение акциями компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний — 5—10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. В результате происходит ясно выраженный переход контроля над компаниями от физических лиц к юридическим (1960 г. — 70%, 1986 г. — 76,1% акций).
Роль индивидуального капитала в социальной структуре промышленности и кредитной сферы снизилась. На индивидуальную собственность в форме акций приходится лишь 1% функционирующего капитала. По отношению к сумме чистой прибыли корпораций доля дивидендов сократилась с 60% в 1936 г. до 10,5% в 1990 г. По сути дела в Японии проявилась четкая тенденция формирования модели экономического самоуправления без соединения ее с акционерной собственностью.
Юридические лица приобретают акции для обеспечения стабильности связей с теми или иными фирмами. Установление долговременных связей между банками и компаниями обеспечивается не только через взаимное владение акциями, но и через кредитование.
Система финансирования позволила компаниям, в частности крупным экспортным фирмам, получить необходимые денежные средства по сравнительно низкой стоимости, расширить масштабы и эффективность производства. Суть этой системы состояла в том, что под гарантии министерства финансов и банка Японии коммерческие банки предоставляли максимальные кредиты крупным компаниям. Система обеспечивала чрезвычайно стабильные условия предпринимательской деятельности компаний в финансовом отношении.

Система взаимного держания акций почти полностью выводит компании из под влияния колебаний на фондовой бирже и внешней скупки акций.
Такая система косвенного финансирования понижает необходимость выброса своих средств на рынок капитала. При прямом финансировании через кредитный рынок структура производства и управления должна обеспечивать высокий уровень прибылей, чтобы привлекать инвесторов. При косвенном финансировании банками важны не высокие прибыли, а стратегия расширения своей доли на рынке, так как банки ожидают продолжения получения крупных ссуд, предполагающих крупные выплаты по ним.

Кроме того, взаимное владение акциями предполагает взаиморасчет, а отсюда высокие дивиденды лишаются смысла. В интересах развития предприятия важнее наращивать внутренние капиталовложения, увеличивать доходы от роста стоимости акций. При этой системе крупная задолженность банкам была характерной чертой функционирования японских корпораций.
Отношения в группировках финансового капитала строятся на принципах иерархичности. Переплетение интересов, иерархичность отношений между участниками приводят к тому, что на рынках группировка выступает единым фронтом.
Трудовые отношения. Одной из характерных черт японской модели экономического механизма является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состояние построить кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имели большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм.

Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Вместе с тем как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводилась просто к более продолжительным срокам найма. В 1981 г. доля уволившихся рабочих составляла 16%.

Это означало, что в течение трех лет с работы увольняется половина работающих (в основном молодого возраста). Постоянные рабочие составляют 20—30% рабочей силы. Это прежде всего квалифицированные рабочие и управленцы.
В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Наиболее быстро она росла в среднем возрасте. При этом широко использовались различные доплаты к базовой ставке. Доля различного рода оплат рабочей силы поднялась до 57% ВВП в 1998 г. против 55,8% в 1984 г.
Японская система распределения доходов отличается большим равенством среди ведущих стран. Это достигается небольшими разрывами в оплате и прогрессивной шкалой подоходного налога и налога с наследства. Высшая ставка подоходного налога — 50%.
Трудовые отношения строятся на философии фирма — наш общий дом. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции человеческого потенциала. Еще на рубеже 60—70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием.

Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п.
Основу организации и управления при этом подходе составили малые самоуправляющиеся группы. Они охватывают все предприятие по вертикали и горизонтали. Каждая группа поставлена в такие условия, которые стимулируют совершенствование ее деятельности, постоянный поиск способов экономного использования оборудования.

Группа участвует в принятии решений, касающихся фирмы в целом или ее подразделений, если эти решения затрагивают данную группу.
Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо расходный материал. Женщины обычно используются как поденщицы и почасовики. Женщины-поденщицы чаще всего служат своеобразным клапаном для администрации компаний.

В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины-поденщицы проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне.

Средний уровень оплаты японских женщин значительно ниже, чем мужчин.
Система использования рабочей силы вместе с многоступенчатой структурой организации производства в условиях высоких темпов экономического роста функционировала чрезвычайно эффективно и была источником конкурентной силы. Она способствовала частой ротации персонала в начальной стадии их карьеры, что благоприятствовало быстрому усвоению стиля поведения компании и установлению неформальных отношений среди различных групп одной организации.
Япония выделялась самым низким уровнем забастовочной борьбы. Принятие решений на основе согласия всех сторон было инструментом распространения информации и принятия ответственности различными людьми за дела компании. Постоянный контроль со стороны высших управляющих минимизировал возможные ошибки.

Но подобная система усложняла аппарат управления, делала его громоздким.
Роль государства. Особенность экономической модели Японии состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства.

Государственное предпринимательство во второй половине XX в. занимало скромное место. В его сферу входят 13 банков, ряд инфраструктурных объектов. Государство перераспределяет относительно небольшую часть национального дохода — 25—27% ВВП.

Вместе с тем оно оказывает сильное воздействие на хозяйственные процессы через бюджетные и денежно-кредитные инструменты.
В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм.

Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер.



Содержание  Назад  Вперед