Денежные затраты на торговый бизнес


3. Норма прибыли торгового бизнеса
Степень выгодности торгового бизнеса во многом определяется особенностями и экономической ролью коммерческой деятельности. Еще в эпоху классического капитализма возникли два вида предпринимательства в разных сферах: в производстве и в торговле. Так сложилось разделение хозяйственной деятельности между массовым производством товаров, с одной стороны, и продажей оптовых партий изделий в розницу населению — с другой.
Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Фирмы-изготовители не содержат сети розничных магазинов по реализации своей продукции. Они быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширить производство. В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивает свои усилия на продаже товаров, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов.

Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.
Рассмотрим подробнее, как действуют торговые посредники. Узловыми пунктами их хозяйственного движения являются оптовая и розничная формы торговли.
Оптовые закупки могут осуществляться в виде прямых поставок товаров в торговое предприятие из фирмы-изготовителя, которые предусмотрены договором этих хозяйственных субъектов, и в виде заключения сделок о поставке продукции на товарной бирже.
Товарная биржа — оптовый рынок, где продаются массовые заменяемые сырьевые и продовольственные товары. Эти блага называются заменяемыми, поскольку речь идет не о каких-то совершенно определенных, точно и конкретно установленных, а о любых товарах данного вида.
Товарная биржа — такое учреждение, где реализуются не сами товары, а лишь заключаются контракты (соглашения со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон) на их поставку. При этом продукты продаются: а) по стандартам, в которых дан перечень необходимых признаков (качество, сортность и т.п.) и б) по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).
Согласно Закону Российской Федерации О товарных биржах и биржевой торговле (1992), участники биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершать сделки, связанные:
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
— с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);
— другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.
Товарные биржи позволяют выявить реальные (оптовые) рыночные цены с учетом складывающегося спроса и предложения. Поэтому фирмы, закупающие товары оптом (не только торговые предприятия, но и промышленные фирмы-изготовители), всегда следят за биржевыми ценами, которые складываются на национальных и мировых оптовых рынках. Известны, например, товарные биржи в Нью-Йорке (специализированные биржи хлопка, кофе, сахара, какао и т.п.), в Чикаго (зерновая биржа).
Торговый капитал доводит продукцию производителей до потребителей через розничную торговлю, в которой товары продаются населению в небольших количествах. На начальном этапе развития торгового капитала в розничной торговле преобладали сравнительно мелкие торговцы и торговые кооперативы, которые закупали товары у производителей и продавали их членам кооператива или же сбывали на рынке продукцию крестьян и ремесленников. В интересах потребителей получили распространение разнообразные формы торговых операций и предприятий: специализированные и универсальные магазины, посылочная торговля, продажа товаров в кредит.
Наряду с предприятиями, обслуживающими массовых покупателей, на Западе имеются магазины, где продаются сверхмодные и престижные товары для самых богатых людей. Например, в штате Техас США прославился магазин Маркуса, где можно купить носовой платок за 500 долл., здесь же можно заказать в подарок, скажем, слона, и его доставят в нужный срок...

В последние десятилетия в западных странах в сфере торговли наблюдаются новые процессы, связанные с укрупнением торгового капитала, централизацией торговых предприятий, интеграцией крупного торгового и промышленного предпринимательства.
Во-первых, между торговым и промышленным капиталами устанавливаются тесные связи в форме контрактных соглашений, которые охватывают огромное число участников и формируют целые системы. Контрактные системы объединяют не только крупный, но также средний и мелкий торговые капиталы. Для последних вхождение в такую систему служит единственным способом выживания в условиях острой конкуренции. Промышленные фирмы через контрактные системы выходят на местные и удаленные рынки.

Мелкие торговые предприятия служат для крупных производителей своеобразными датчиками информации, чутко реагирующими на изменения рыночной конъюнктуры.
Во-вторых, крупные торговые монополии, сосредоточившие в своих руках значительную часть товарооборота, диктуют правила поведения не только субъектам рынка, но и промышленным предприятиям. Например, торговые монополии Японии возглавляют монополистические кланы (группы родственников), куда входят промышленные и банковские монополии, а также мелкие и средние предприятия промышленности и сферы услуг.
В-третьих, в сфере реализации товаров образуются крупнейшие торговые монополии, которые занимаются сбытом продукции многих промышленных фирм. Скажем, американская торговая компания Сирд, Робак продает изделия нескольких тысяч поставщиков по самому широкому ассортименту промышленных потребительских товаров. Такое обслуживание производственных фирм позволяет сделать функции торгового капитала универсальными, создать товарное разнообразие на рынке и полнее удовлетворить потребительский спрос.
В итоге возросшая концентрация и централизация торгового капитала усиливает реальное обобществление сферы торговли. Экономическим последствием этого процесса является ускорение оборота промышленного капитала и возрастание промышленной прибыли. Одновременно повышается выгодность торгового бизнеса.
Как оценить степень выгодности торгового капитала? Торговый бизнес осуществляется в соответствии с известной общей формулой:
Степень выгодности торгового капитала
Д – Т - Д',
где Д — денежные затраты на торговый бизнес;
Т — товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу);
Д' — денежная выручка (сумма продаж) от реализации товаров по розничным ценам.
По данной формуле мы можем составить первоначальное представление о прибыли в торговом бизнесе. Торговая прибыль ПТ — разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговый бизнес суммой:
ПТ = Д’ – Д
Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли Пт'


Норма прибыли торгового капитала — это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах.
Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы затем лучше представить себе то, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат Д на торговый бизнес. Эти затраты складываются из двух основных элементов:
— расходов на закупку товаров по оптовым ценам Цо;
— торговых издержек Ит (затрат по организации торгового предприятия).
Следовательно, авансированный торговый капитал будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех товаров Т по их оптовым ценам Цо и, во-вторых, торговых издержек:


В свою очередь сумма продаж продукции по ее розничным ценам — это произведение количества реализованных товаров Т на их розничную цену Цр.

.
Теперь мы можем расшифровать формулу торговой прибыли следующим образом:


Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит от: а) количества реализованных товаров; б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними; в) издержек торговой деятельности. Само собой разумеется, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами.
Не все указанные факторы подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большой мере зависят торговые издержки.
Издержки по организации розничной торговли И-\ подразделяются на два вида.
Первый вид издержек — прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят: а) затраты на покупку товаров по оптовым ценам и б) транспортные расходы.
Второй вид расходов — косвенные (или условно постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются расходы по содержанию торгового предприятия: заработная плата сотрудников, плата за аренду помещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электричество и т.п.).



Содержание  Назад  Вперед