Техника перехода от сложного к простому.



*См.: Дудченко B.C. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие.

М.: МГСУ, 1996. С. 97-103.

Назначение
Техники мышления используются для упорядочения работы с содержанием, для повышения культуры этой работы. Правильное их применение, в конечном счете, позволяет выйти на новое содержание, определить новые направления работы по решению проблем. Умелое владение этими техниками существенно повышает интеллектуальный потенциал участников работы, делает анализ более глубоким, а выводы – более содержательными и обоснованными.
Будучи методами консалтингового процесса, техники мышления используются для повышения эффективности творческой деятельности консультантов и отработки навыков коллективной мыслительной работы.
Приведенные ниже техники универсальны, т. е. их можно использовать в любых процедурах по решению проблем. Перечень техник – открытый.
Позитивные и нейтральные техники
1. Анализ
Последовательное и упорядоченное расчленение задачи, идеи, тезиса, текста, ситуации и т.д. на части, определение их содержания, особенностей и границ, установление между ними связей (в методологической традиции – рассечение волоса). Применяется для выявления и прояснения содержания обсуждаемого вопроса, для углубленного его понимания. Поднимает уровень работы на качественно новую ступень.
2. Синтез
Техники агрегирования, соединения различных частей, фрагментов содержания, элементов ситуации и т.д. в ограниченное целое. В основе лежит операция порождения целого из частей. Достигается выполнением следующих действий:
1) анализ имеющегося материала;
2) определение содержания и основных характеристик синтезируемого целого;
3) соединение отдельных фрагментов в целое, установка между ними связи и соответствия.
3. Сведение
Техника перехода от сложного к простому. Используется на стадии работы с уже имеющимся сложным содержанием. Включает следующие действия:
1) сбор имеющихся по данному вопросу сведений;
2) определение возможности сделать из собранного материала выводы, узнать из него новое;
3) поиск сведений, суждений, утверждений, которые представляются важнее, понятнее и проще. Их определение;
4) определение того, почему выделить их оказалось проще и быстрее, чем другие;
5) решение вопроса о том, с чего лучше всего начинать работу и в какой последовательности идти.
Эта техника наиболее эффективна в ситуации, когда сложность обсуждаемых вопросов становится непреодолимой, когда участники не в силах преодолеть эту сложность.
4. Восхождение
Техника перехода от простого к сложному заключается в последовательном и постепенном движении от простейших факторов, суждений, утверждений к более сложным и богатым. Самое главное при этом – уметь выделять наиболее простые, очевидные, бесспорные идеи. Для того чтобы это делать, следует приобрести навык обдумывания до тонкостей мельчайших деталей того, что мы уже поняли раньше.

Это тренирует и обостряет мышление, учит различать нюансы предмета, работать систематически.
5. Индукция
Техника мышления, при применении которой совершается переход от умозаключений в частных, единичных случаях к общему выводу, от отдельных фактов к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение (в переводе с лат. индукция означает наведение). Индукция – способ опытного изучения ситуаций.

Однако в ходе ее применения вероятность ошибок, неоправданных, неверных обобщений довольно высока. Главное при использовании индукции – не упустить существенные характеристики обсуждаемых предметов, а также существенные связи между ними.
6. Дедукция
Умозаключение об одной вещи через посредство другой – такой способ мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем из предшествующих мыслей. Дедуктивное умозаключение строится обычно на базе либо ранее доказанной мысли, либо аксиомы, либо гипотезы. Дедукция как техника работы – это последовательное, непрерываемое движение мысли с проверкой на достоверность каждого отдельного положения.

Рассматриваемая в качестве нормы дедукция может служить критерием оценки качества соответствующей мыслительной работы группы.

7. Рефлексия
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое сознание и мышление, сознание и мышление других со стороны. Расширяет поле осознаваемых элементов, особенностей мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и деятельности. Включает следующие мыслительные действия:
осознание наличия затруднения;
осуществление рефлексивного выхода, т. е. выхода во внешнюю рефлексивную позицию;
установление рефлексивного отношения к своему мышлению, ситуации, деятельности;
рефлексивное описание затруднения в мышлении, ситуации, деятельности;
фиксация содержания рефлексивного описания в тексте либо схеме.
8. Понимание
Выяснение содержания некоторого материала, ситуации, деятельности при помощи различных интерпретаций. В ходе такого выяснения углубляется и развивается мысль, аргументация, связь с контекстом, устанавливается взаимопонимание между участниками работы, выявляются, формируются и оформляются позиции. Практически понимание осуществляется либо за счет повторения сказанного, написанного, увиденного своими словами с последующей корректировкой другими, либо за счет построения специальных интерпретационных схем, служащих материалом для совместного обсуждения.

Схематизация того или иного содержания – умение, которое достигается благодаря длительной и целенаправленной тренировке.
9. Выращивание идеи
Способ мыслительной работы, состоящий в развитии, разворачивании, достраивании какой-либо идеи, мысли, гипотезы. В ходе применения этой техники накладывается запрет на критику, проблематизацию и другие разрушающие техники работы. Эффективно развиваются идеи путем ассоциаций, обоснований, поиска доводов за. Однако выращенная идея всегда должна проходить испытание на прочность, в условиях которого состоятельная идея будет развиваться, а несостоятельная погибнет.

Используется на этапах работы, когда набирают материал, выдвигают и ищут идеи, когда группа еще не окрепла и нуждается в положительном стимулировании.
Вторая группа техник мышления –разрушающие техники. Их объединяет общая ориентация на поиск слабых, уязвимых мест в мыслительной работе, ее предпосылках и результатах. Одна из основных функции этого набора техник – побуждение к углублению утверждений, большему их обоснованию, устранению противоречий и ошибок, поиску новых идей.
10. Непонимание
Фиксация непонимания того, что утверждается, предлагается. Эта техника направлена на поиск новых идей, новых аргументов, более простых и убедительных формулировок и доводов, на создание продуктивного напряжения в группе. Она побуждает участников работы многократно проговаривать свои идеи, доводы, основания, за счет чего происходит их углубленная проработка.

Непонимание стимулирует стремление сделать коммуникацию более совершенной, а также способствует ускорению группообразующих процессов.
11. Сомнение
Выражение неуверенности, сомнения в правильности делаемого или сделанного группой. При этом ставятся вопросы типа: так ли это? и это все? разве это верно? вы уверены? и т.п. Эта техника позволяет задерживать группу на основном этапе работы для более углубленной проработки содержания обсуждаемых вопросов.

Она помогает отсеивать слабые и непродуктивные идеи, снимать попытки демагогических выступлений, формировать чувство ответственности за результаты работы.
12. Проблематизация
Мыслительная техника, состоящая в требовании объяснить, обосновать – зачем, почему группа утверждает и делает то-то и то-то, в фиксации недостаточной обоснованности либо полной необоснованности утверждений. Благодаря этой технике повышаются продуктивность и качество всей работы, формируются навыки поиска, проработки и построения оснований своих утверждений и действий.
13. Критика
Фиксация недостатков содержания, способов его получения или иного представления. Позволяет определить слабые стороны того или иного построения, развивает навыки конструктивного отношения к недостаткам, умение отстаивать свою точку зрения. Техника критики включает следующие шаги:
определение цели критики;
определение того, что будет критиковаться, т. е. объекта критики;
фиксирование эталона, на который будут ориентироваться при критике;
сопоставление объекта критики с эталоном, определение различия и противоречия;
критическая оценка отклоняющихся от эталона характеристик объекта критики.
14. Отрицание
Все утверждения и предложения участников работы консультант отвергает. Цели этой техники – поиск новых идей, отработка навыков аргументирования, создание продуктивного творческого напряжения, расширение содержательного поля работы. Преодолеть это можно лишь в случае изменения способа работы.

В методологической практике этот прием известен под названием НЕТ - стратегия.
15. Инверсия



Содержание  Назад  Вперед