Сбор и первичная оценка заявок


частные предприятия;
государственные предприятия;
университеты и другие учебные и научные заведения;
любые законным образом зарегистрированные индивидуальные предприниматели.
Существует ряд критериев, которым должны соответствовать отобранные проекты:
1) соблюдение буквы и духа Индикативной программы технической помощи ЕС;
2) интегрируемость проекта, т.е. возможность увязки его с другими;
3) воздействие проекта на процесс экономических преобразований на макроэкономическом уровне;
4) вклад проекта в передачу профессиональных навыков и ноу-хау, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики;
5) смягчение острых социальных проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе преобразований общества в целом;
6) мультипликативный (умножающий) эффект оказываемого проектом воздействия: возможность переноса опыта.
Сама процедура выбора проектов осуществляется следующим образом.
Этап 1. Сбор и первичная оценка заявок в Российском бюро по использованию консультационно-технического содействия ЕС. Российское бюро укомплектовано специалистами, как из России, так и из стран ЕС, а также включает представителей руководящего звена соответствующих российских министерств и ведомств. Деятельность бюро подотчетна национальному координатору, который назначается по согласованию между правительством РФ и Комиссией ЕС из числа членов российского правительства.
В процессе первичной оценки проводятся проверка правильности заполнения формуляра и составления пояснительной записки и определение соответствия представленного проекта Индикативной программе, а также могут уточняться и корректироваться отдельные параметры проекта.
После этого сотрудниками бюро заполняются регистрационные карточки проекта, которые заносятся в компьютер под соответствующим регистрационным номером.
Как показывает опыт, на первом этапе принимаются практически все заявки, соответствующие приоритетным направлениям Индикативной программы.
Зарегистрированные заявки направляются в Генеральную дирекцию по внешним отношениям (DG-1) Европейской комиссии (ЕК).
Этап 2. Отбор и адаптация проектов для включения в секторальные программы действий. Отбор осуществляется отделом ТАСИС в Генеральной дирекции по внешним отношениям и Комитетом ТАСИС, состоящим из представителей стран–членов ЕС. Комитет высказывает свое мнение о проектах решений ЕК по вопросам технической помощи, особенно в том, что касается их реализации в целом, руководства программой и координации.
Однако за окончательный отбор проектов, которые будут финансироваться в рамках Индикативной программы, отвечает ЕК.
Используя Индикативную программу и поступившие заявки потенциальных российских получателей помощи, ЕК (в сотрудничестве с государственными органами РФ) составляет программы действий по соответствующим секторам помощи, выделенным в Индикативной программе. В программах действий излагается комплексная стратегия в выбранных секторах, и определяются основные мероприятия, по которым должна быть оказана поддержка. При этом заявки от потенциальных российских получателей помощи учитываются, но мероприятия могут разрабатываться и независимо от них.
После разработки каждая программа действий представляется в форме финансового предложения на утверждение представителей стран–членов ЕС в составе Комитета управления. Затем ЕК принимает окончательное решение о ее финансировании.
Этап 3. Подписание меморандума о финансировании Секторальной программы действий между ЕК и правительством РФ.
Этап 4. Проведение отбора исполнителей проектов и подписание контрактов с ними. На этом этапе отбираются консультационные и учебные организации, которые будут реализовывать передачу ноу-хау в рамках мероприятий, включенных в секторальные программы, на что, собственно, и выплачиваются (по контрактам с ЕК) средства, выделенные на техническую помощь. Кроме того, заключаются контракты на поставку оборудования, необходимого для осуществления соответствующих учебных и консалтинговых функций (компьютеры, демонстрационное оборудование, литература и т.д.).
Следуя своим принципам, ЕС предъявляет несколько основных требований для участия консультантов в реализации Программы технической помощи России:


участие открыто на равных условиях для всех физических и юридических лиц и компаний, имеющих национальность, или зарегистрированных головных организаций, или имеющих деловую прописку в одной из стран–членов ЕС либо в стране происхождения; закупаемое оборудование может поступать либо из страны, получающей помощь, т.е. России, либо из стран ЕС в соответствии с общей концепцией ЕС о стране происхождения;
комиссия должна удостовериться в том, что предложение, выбранное для любой операции, является наиболее экономически целесообразным, особенно учитывая уровень квалификации и гарантии, предоставляемые подателями предложений, стоимость и качество услуг, характер и условия их предоставления, расходы на их использование и их ожидаемую эффективность;
цены должны приводиться в европейской валютной единице (ЭКЮ), а расчеты должны производиться либо в ЭКЮ, либо в рублях.
Отбор исполнителей проектов и поставщиков оборудования проводится в следующих формах:
1) прямые (неконкурсные) соглашения;
2) открытый тендер;
3) ограниченный (закрытый) тендер.
Для контрактов о поставке оборудования используется прямое соглашение (до 50 тыс. ЭКЮ) или открытый тендер (свыше 50 тыс. ЭКЮ). В открытом тендере все заинтересованные стороны из ЕС и из стран–получателей содействия могут принять участие на равных основаниях.

Приглашения к тендеру публикуются в соответствующих официальных изданиях, при этом сокращенное Уведомление о тендере публикуется в официальной газете ЕС на всех официальных языках Сообщества.
Поскольку в центре внимания Программы ТАСИС находится передача знаний и опыта, контракты о поставке оборудования субсидируются лишь в ограниченной степени (не более 10–15% стоимости проекта).
От общей суммы заказа зависит, каким способом принимается решение о финансировании контрактов о предоставлении консалтинговых услуг – посредством прямого соглашения или ограниченной тендерной процедуры. Ниже установленного предела (по условиям Программы ТАСИС его величина составляла 300 000 ЭКЮ) присуждение контрактам финансирования может осуществляться через прямое соглашение. В этом случае Комиссия на основе своих полномочий после проведения неофициального исследования нескольких конкурентов принимает решение о том, какой из консалтинговых фирм будет поручено выполнение определенного проекта.
Для операций по оказанию услуг, стоимость которых превышает установленный потолок, проводится ограниченный (закрытый) тендер. Весьма специальный характер большей части знаний и профессионального мастерства, требуемых в каждом отдельном случае, делает, по мнению ЕС, более целесообразным ограничение контрактов и тендеров кругом фирм или лиц, которые уже зарекомендовали себя благодаря своему успеху и опыту, накопленному в соответствующих областях. Генеральная дирекция по внешним сношениям ЕС составляет список подходящих кандидатур и активно пытается расширить эту базу, получая и принимая заявки от консультационных фирм и других потенциальных партнеров, кандидатуры которых подлежат рассмотрению.

Эти заявки, сопровождаемые соответствующими презентациями, должным образом регистрируются с целью возможного использования. На основе этих источников составляется короткий список фирм для любого ограниченного тендера в рамках технического содействия.
Как только короткие списки и другие виды договорных документов утверждаются службами ЕК, начинается проведение тендерных процедур.
Предложения потенциальных исполнителей оцениваются только на основе качества и цены. Таким образом, хотя короткие списки составляются с должным учетом национального баланса в ЕС, при отборе предложений нет никаких ограничений, связанных с национальной квотой.
После окончательного отбора исполнителя ЕК принимает решение о финансировании контракта и подписывает его.
В контракте указывается дата начала выполнения работ по соответствующему проекту. Ее можно считать началом получения помощи по поданной заявке. Эффект же от этой помощи достигается лишь в процессе выполнения работ по проекту, причем его уровень зависит от умения использовать предоставленных специалистов.
Можно выделить ряд недостатков в осуществлении международной технической помощи России.
• Зарубежные и отечественные эксперты отмечают излишнюю забюрократизированность процессов принятия решений при отборе проектов, рассмотрении заявок и выделении финансовых ресурсов. В ряде случаев сроки выделения средств затягиваются до двух и более лет.
• Центр тяжести решений по объектам, субъектам и методам консультационно-технического содействия приходится на зарубежную сторону (проекты, по которым оказывается содействие, их исполнители – консалтинговые фирмы и учебные заведения, а также форма реализации проектов определяются органом, финансирующим эту помощь). Влияние же российской стороны на отбор проектов остается минимальным. Окончательные решения принимаются в штаб-квартирах международных экономических организаций и соответствующих ведомствах стран-доноров, что не всегда позволяет направлять помощь в те сферы, в которых особенно заинтересована российская сторона.



Содержание раздела