Обучающая программа проекта включает три модуля


• Следует выделить и еще одну существенную, до конца не решенную проблему: если практически все представители российской стороны, а также ЕС и других международных организаций (МОТ, МБРР) отмечают целесообразность совместной, равноправной работы западных и российских консультантов по осуществлению проектов технической помощи, то представители западных коммерческих консалтинговых фирм чаще всего такую возможность отрицают, используя, правда, не содержательные, а формальные аргументы (якобы такое участие запрещено правилами ЕС и соответствующими правительствами). Во многих случаях при осуществлении проектов технической помощи западные консультанты стремятся работать автономно, без использования российских специалистов. В результате Россия превратилась в крупного импортера консалтинговых услуг при недостаточном использовании собственного научно-внедренческого потенциала*.

*Определенные положительные сдвиги в этом направлении стали происходить лишь в последнее время. Многие международные организации (ЕС, Мировой банк, ЕБРР и т.д.) допускают теперь к участию в тендерах и российские консалтинговые фирмы – непосредственно или в партнерстве с западными.

• Техническая помощь могла бы более активно использоваться для подготовки бизнес-планов, технико-экономических обоснований проектов, направленных на привлечение иностранных инвестиций. Известно, что сейчас руководители ряда западных фирм высказываются за переориентацию программ технической помощи России с программ передачи опыта на программы, формулирующие условия для поддержки торговых и инвестиционных проектов, осуществляемых западными корпорациями*.

*В качестве положительного примера можно привести деятельность региональных венчурных фондов ЕБРР и Российско-американского фонда предпринимательства (РАЕФ), которые осуществляют консультационные проекты, направленные на привлечение зарубежных инвестиций.

Как западная, так и российская стороны отмечают определенную неподготовленность российских менеджеров и предпринимателей к приему технической помощи, непонимание ее консультационной сути, стремление получить не столько консультацию, сколько деньги и оборудование.
В целом же в современных условиях, характеризующихся, с одной стороны, нехваткой средств, как у государства, так и у предприятий на инновационную деятельность и переподготовку кадров, а с другой, – высокой объективной потребностью в освоении знаний и опыта в области рыночной экономики, получение Россией международной технической помощи представляется необходимым условием ее развития.
Внутренняя техническая помощь в настоящее время недостаточно развита в России, что объясняется двумя основными причинами: 1) нехваткой у правительства денежных средств; 2) несформированностью вкуса к российской технической помощи у российских менеджеров и предпринимателей (при получении зарубежной технической помощи важную роль играют такие факторы, как возможности получения оборудования, зарубежных поездок и т.д.).
Внутреннюю техническую помощь в России оказывают государственные и полугосударственные организации – Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Российский центр приватизации. Московское агентство развития предпринимательства, Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров и т.д. Однако их финансирование обеспечивается пока в основном, как и международная техническая помощь, за счет зарубежных источников финансирования: Мирового банка, ЕБРР, ЕС и т.д. (правда, в основном в форме кредитов под гарантии Российского правительства).

4. Процесс обучения консультантов по экономике и управлению
Консультант должен иметь высшее образование по одной или нескольким областям, классификация которых приведена в табл. 1. Однако профессия консультанта требует, кроме того, методической подготовки, дополнительной к знаниям, полученным по специальности (предмету). Это объясняется тремя причинами.
Во-первых, давать консультации о том, как работать, – это совершенно не то, что фактически выполнять эту работу. В процессе методической подготовки консультант должен приобрести навыки, специфические для консультирования.


Во-вторых, широта и глубина специальных знаний, необходимых для того, чтобы давать советы клиентам, обычно выходят за пределы, которых можно было достичь за время предыдущей учебы и работы.
В-третьих, консультант становится сотрудником фирмы, которая выбрала определенную философию и стратегию консультирования. Это касается таких вопросов, как цели, методы и применяемая технология, степень участия клиентов, а также этические соображения. Консультант, принятый на работу в ту или иную фирму, должен освоить практикуемый ею профессиональный подход и воспринять ее философию.
Этот принцип поддерживают и профессиональные ассоциации консультантов. Например, устав Ассоциации консультантов по управлению Великобритании гласит, что каждый новичок должен пройти курс официального обучения, прежде чем ему будет поручено выполнение задания. Аналогичные положения есть и в уставах других национальных ассоциаций консультантов.
Однако образование консультанта не исчерпывается курсом начального обучения. Менее всего консультант может позволить себе думать, что старые методы выполнения работы достаточно хороши... Для него ученичество продолжается всю жизнь, – писал Е.

М. Шейс, президент американского Института консультантов по управлению.


Начальное обучение профессии консультанта осуществляется в школах менеджмента и на специальных курсах консультантов, функционирующих в рамках последипломного образования ряда зарубежных университетов (например, последипломный курс Консультант по менеджменту при Свободном университете Амстердама и др.), учебных центров крупнейших консалтинговых фирм (например, Купере энд Лайбренд, лондонское отделение) и при национальных ассоциациях консультантов. Сертификацией консультантов занимается Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада), объединяющий национальные институты консульгантов стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Индии, а также национальные ассоциации консалтинговых фирм.
В России система подготовки и сертификации консультантов по экономике и управлению начала формироваться лишь в последние годы. В рамках проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) Улучшение качества консалтинговой профессии в России Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) совместно с Голландской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (ROA) впервые в России приступила к осуществлению комплексной программы обучения и сертификации консультантов и консалтинговых фирм.
В соответствии с проектом проводятся обучающие семинары и организовывается система сертификации консультантов по экономике и управлению по международным стандартам качества консалтинговых услуг ISO-9001.
Обучающая программа проекта включает три модуля:
1) обеспечение качества консалтинговых услуг;
2) управление консалтинговой фирмой и маркетинг консалтинговых услуг;
3) построение отношений консультанта с клиентом.
Обучение проводится совместно голландскими и российскими преподавателями, имеющими опыт практической работы в сфере консалтинга. При этом применяются активные методы обучения: деловые игры, разбор кейсов участников, групповая работа, обсуждение проблем и т.д.
Ассоциацией ведутся также спецкурсы Основы консультирования по экономике и управлению (16 ч) в ряде образовательных учреждений России и разработана программа подготовки консультантов на 144 ч (базовый курс) и 108 ч (курс специализации). Содержание указанных программ приводится в приложениях 2.1–2.3.
Обучение консультантов экспертному консультированию по направлениям их попредметной специализации, таким, как маркетинг, финансовый менеджмент, управление персоналом, управление проектами, антикризисное управление, бухгалтерский учет и т.д., ведется Академией менеджмента и рынка. Академией разработаны соответствующие методические пакеты по поддержке различных областей консультирования.
Кроме того, функционирует Школа консультантов по управлению при Академии народного хозяйства, готовящая консультантов по организационному развитию.
Целью подготовки консультантов является формирование у них не только знаний, но и личностных характеристик, соответствующих требованиям профессии. Первая существенная попытка сформулировать их полный набор была предпринята в 1957 г. Американской ассоциацией консультантов (АКМЕ). В последующие годы характеристики консультантов разрабатывались другими ассоциациями, фирмами и специалистами.

Обобщенный перечень требований к консультанту был разработан М. Кубром (Международная организация труда).
Он приведен ниже.
Ключевые интеллектуальные способности и личностные качества консультанта по вопросам управления (по М. Кубру)
1. Интеллектуальные способности:
• способность усваивать материал быстро и легко;
• способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты;
• здравые суждения;
• индуктивный и дедуктивный логический ход мысли;



Содержание раздела