• Следует выделить и еще одну существенную, до конца не решенную проблему: если практически все представители российской стороны, а также ЕС и других международных организаций (МОТ, МБРР) отмечают целесообразность совместной, равноправной работы западных и российских консультантов по осуществлению проектов технической помощи, то представители западных коммерческих консалтинговых фирм чаще всего такую возможность отрицают, используя, правда, не содержательные, а формальные аргументы (якобы такое участие запрещено правилами ЕС и соответствующими правительствами). Во многих случаях при осуществлении проектов технической помощи западные консультанты стремятся работать автономно, без использования российских специалистов. В результате Россия превратилась в крупного импортера консалтинговых услуг при недостаточном использовании собственного научно-внедренческого потенциала*.
*Определенные положительные сдвиги в этом направлении стали происходить лишь в последнее время. Многие международные организации (ЕС, Мировой банк, ЕБРР и т.д.) допускают теперь к участию в тендерах и российские консалтинговые фирмы – непосредственно или в партнерстве с западными.
• Техническая помощь могла бы более активно использоваться для подготовки бизнес-планов, технико-экономических обоснований проектов, направленных на привлечение иностранных инвестиций. Известно, что сейчас руководители ряда западных фирм высказываются за переориентацию программ технической помощи России с программ передачи опыта на программы, формулирующие условия для поддержки торговых и инвестиционных проектов, осуществляемых западными корпорациями*.
*В качестве положительного примера можно привести деятельность региональных венчурных фондов ЕБРР и Российско-американского фонда предпринимательства (РАЕФ), которые осуществляют консультационные проекты, направленные на привлечение зарубежных инвестиций.
Как западная, так и российская стороны отмечают определенную неподготовленность российских менеджеров и предпринимателей к приему технической помощи, непонимание ее консультационной сути, стремление получить не столько консультацию, сколько деньги и оборудование.
В целом же в современных условиях, характеризующихся, с одной стороны, нехваткой средств, как у государства, так и у предприятий на инновационную деятельность и переподготовку кадров, а с другой, – высокой объективной потребностью в освоении знаний и опыта в области рыночной экономики, получение Россией международной технической помощи представляется необходимым условием ее развития.
Внутренняя техническая помощь в настоящее время недостаточно развита в России, что объясняется двумя основными причинами: 1) нехваткой у правительства денежных средств; 2) несформированностью вкуса к российской технической помощи у российских менеджеров и предпринимателей (при получении зарубежной технической помощи важную роль играют такие факторы, как возможности получения оборудования, зарубежных поездок и т.д.).
Внутреннюю техническую помощь в России оказывают государственные и полугосударственные организации – Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Российский центр приватизации. Московское агентство развития предпринимательства, Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров и т.д. Однако их финансирование обеспечивается пока в основном, как и международная техническая помощь, за счет зарубежных источников финансирования: Мирового банка, ЕБРР, ЕС и т.д. (правда, в основном в форме кредитов под гарантии Российского правительства).
4. Процесс обучения консультантов по экономике и управлению
Консультант должен иметь высшее образование по одной или нескольким областям, классификация которых приведена в табл. 1. Однако профессия консультанта требует, кроме того, методической подготовки, дополнительной к знаниям, полученным по специальности (предмету). Это объясняется тремя причинами.
Во-первых,
давать консультации о том, как работать, – это совершенно не то, что фактически выполнять эту работу. В процессе методической подготовки консультант должен приобрести навыки, специфические для консультирования.
М. Шейс, президент американского Института консультантов по управлению.
Обобщенный перечень требований к консультанту был разработан М. Кубром (Международная организация труда).
Он приведен ниже.
Ключевые интеллектуальные способности и личностные качества консультанта по вопросам управления (по М. Кубру)
1. Интеллектуальные способности:
• способность усваивать материал быстро и легко;
• способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты;
• здравые суждения;
• индуктивный и дедуктивный логический ход мысли;