Два основных вида технической помощи.


Себестоимость реализованной продукции: консультант, призванный минимизировать себестоимость реализованной продукции, должен рассматривать расположение товарных складов, управление потоками материалов или производственное планирование и контроль. Оценка результатов может определяться скоростью оборота, процентами своевременных поставок, стратегическим распределением материалов и запасов.
Трудоемкость продукта: здесь результат участия консультанта может быть оценен с большой степенью точности. Это может выражаться в уменьшении затрат, повышении производительности труда и контроля за эксплуатационными расходами.
Общие затраты: в этом случае деятельность консультанта может быть оценена непосредственно по улучшениям, осуществленным в области продаж и администрированной области. Например: находится ли себестоимость реализованной продукции на уровне других компаний в этой области? Становится ли процент расходов на реализацию продукции меньше по мере роста объема продаж? и т.д.
Денежные средства: компания-клиент может определить денежную наличность, необходимую для капитальных затрат, краткосрочных инвестиций и текущих оперативных нужд.
Счета дебиторов: работа консультанта может быть оценена по его непосредственному воздействию на показатели этой статьи баланса. В случае успеха баланс компании должен показать снижение дебиторской задолженности, что само по себе может составить значительную сумму даже без учета текущей процентной ставки.
Товарно-материальные запасы: работу консультанта можно оценить в отношении контроля за товарно-материальными запасами как в отчете о прибылях и убытках, так и в балансе.
Трудность этого метода оценки работы консультантов заключается не только в сложности расчетов экономического эффекта вообще, но и в определении той доли, которая возникает в нем именно благодаря работе консультантов. Кроме того, в консалтинговых проектах, ориентированных на долгосрочные цели, эффект может накапливаться в течение достаточно длительного времени и проявляться в финансовых результатах лишь косвенно.
Одним из методов расчета финансовых результатов воздействия консалтингового проекта является следующий. Консультант совместно с клиентом определяет финансовые показатели предприятия (издержки, прибыль и т.д.) за месяц до начала проекта и через определенный срок (обычно от 1 до 6 месяцев) после внедрения рекомендаций консультанта. Полученная разница (или оговоренный между клиентами и консультантом процент от нее) рассматривается в качестве эффекта от работы консультантов.

Разумеется, такие подсчеты носят во многом условный характер, но из практики известно, что около 20% успешных консалтинговых проектов дают результаты уже в течение 30 дней после их реализации, а остальные 80% – в течение последующих 6 месяцев.
3. Определение реальных изменений.
К реальным изменениям в организации клиента относятся прежде всего следующие:
новые возможности персонала организации;
новые системы;
новое поведение;
новые программы;
новые проекты.
Новые возможности персонала организации – это навыки и умения, приобретенные сотрудниками организации клиента в ходе совместной работы с консультантом.
Новые системы – это внедренные консультантом системы маркетинга, бухгалтерии, информации, оценки деятельности предприятия.
Новое поведение – это изменение отношений между менеджерами и подчиненными и между персоналом.
Новые программы – это разработанные консультантами программы развития предприятия и продажи его продукции.
Новые проекты – это реализованные при участии консультантов инвестиции, контракты, продажи.
Все эти результаты консультант должен описать и обосновать в своем заключительном отчете, а клиент – проверить приведенные в отчете сведения.
Клиент должен постараться также объективно оценить и свою собственную деятельность в ходе работы с консультантом.
Завершающим и обобщающим моментом в оценке работы консультантов должен быть ответ клиента на два вопроса: хочу ли я снова работать с этими консультантами? Могу ли я порекомендовать их своим партнерам по бизнесу?
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА КОНСАЛТИНГА


3.1. Определение и виды технической помощи
Термин техническая помощь является не очень удачным переводом английского словосочетания technical assistance. Слово технический в нем не связано с техникой в основном русскоязычном понимании – машинами, оборудованием. В действительности речь идет о втором значении этого слова – совокупности навыков и приемов в каком-либо виде деятельности.

Таким образом, техническая помощь – это помощь в приобретении знаний и навыков в определенных сферах деятельности, обычно в области экономики и управления.
С организационно-экономической точки зрения техническая помощь – это предоставление консультационных и других профессиональных услуг, при котором их заказчик и потребитель – это разные лица, т. е. оплата этих услуг осуществляется не организацией, которой они оказываются, а организацией, спонсирующей техническую помощь.
Различают два основных вида технической помощи.
1. Международная техническая помощь – консалтинговые и другие профессиональные услуги, оказываемые за счет международных правительственных и неправительственных организаций предприятиям и организациям зарубежных стран.
В течение уже ряда лет международные организации и правительства развитых стран выделяют часть своего национального дохода на помощь развивающимся, а в последние годы и бывшим социалистическим странам. Однако при этом они стараются руководствоваться известным афоризмом: Дай человеку рыбу – он будет сыт день, научи ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь, придавая особое значение технической помощи. Она осуществляется, как правило, на средства, выделяемые правительствами и международными организациями, но конкретными субъектами реализации программ технической помощи являются специалисты по экономике и управлению, работающие в различных организациях либо самостоятельно.
2. Внутренняя техническая помощь – консалтинговые и другие профессиональные услуги, оказываемые за счет различных правительственных и неправительственных организаций предприятиям и организациям своей страны. Этот вид помощи чаще всего оказывается предприятиям малого бизнеса и некоммерческим организациям.
Получатель технической помощи должен обосновать содержательную сторону своего интереса к ее получению.
Эта помощь представляет собой внедрение знаний и навыков, а не финансирование деятельности предприятия и организации. Это означает, что подобранные финансирующей стороной специалисты будут вырабатывать решения по управлению и организации деятельности объекта помощи. При этом поскольку проект будет финансироваться не им, а третьей стороной, то у получателя помощи будет меньше возможностей оказывать влияние на консультантов, работающих на предприятии, чем при обычном консалтинговом проекте.

Единственное средство, которое может позволить получателю отстоять свое понимание проблем и право принятия участия в решениях в данной ситуации, – это его умение квалифицированно и эффективно использовать направленных финансирующей стороной консультантов.
3.2. Техническая помощь России
Международная техническая помощь России является принципиально новой для нее формой консалтинга*. Эта помощь стала оказываться лишь с конца 80-х – начала 90-х годов, причем первоначально на негосударственной основе (различными частными фондами: Сороса, советско-американских инициатив и т.д.).

*В отличие от импорта экспорт технической помощи (в основном в форме инженерно - консалтинговых услуг) активно осуществлялся СССР.

Первая официальная программа по оказанию технической помощи СССР на государственной основе была принята в декабре 1990 г. Комиссией Европейских сообществ, а отбор конкретных проектов по ней начался лишь в 1991 г. До этого техническая помощь России со стороны международных организаций и зарубежных государств не оказывалась и не могла оказываться из-за наличия политических, идеологических и экономических причин.
Существующие программы технического содействия России можно разделить (по источникам) на следующие группы:
1) помощь межгосударственных организаций;
2) помощь правительств и местных органов власти отдельных зарубежных государств;
3) помощь неправительственных организаций.
На оказание технической помощи России по всем вышеперечисленным источникам выделяется (оценочно) 2 млрд. дол. в год. Однако до недавнего времени основная доля этих средств затрачивалась только на оплату услуг зарубежных консультантов и преподавателей, т.е. в денежной форме границ России эта помощь не пересекала.
Изменения в формах технического содействия начались в 1993–1994 гг., когда рядом организаций стали приниматься решения о выделении денежных средств не только зарубежным, но и российским консультантам и преподавателям. Первыми в этом отношении были негосударственные фонды (в частности, фонд Сороса), затем международные организации (ЕС, Всемирный банк). В настоящее время значительная часть российской научной и научно-внедренческой деятельности в сфере экономики и управления финансируется из зарубежных источников.



Содержание раздела