Утверждение прямо противоположного тому, что высказывается участниками работы, фиксация противоположной точки зрения, акцентирование внимания на возможности противоположного подхода. Это эффективная техника для углубленной проработки содержания обсуждаемого вопроса, поиска новых аргументов, тренировки навыков всестороннего рассмотрения вопроса, создания продуктивного напряжения в группе.
16. Доведение до абсурда
Способ опровержения, состоящий в следующем: временно допускается, что опровергаемый тезис истинен. Если вытекающие из него следствия абсурдны, значит, и сам тезис ложен. По правилам логики из истины может быть получена только истина.
Поскольку же следствия ложны, то делается заключение о ложности основного тезиса. Итак, данная техника реализуется за счет следующих действий:
определяется содержание тезиса, который будет опровергаться;
допускается, что он истинный;
из утверждения делаются выводы, последний из которых абсурден;
фиксируется логический закон, согласно которому из истинного утверждения может быть получено только истинное следствие;
фиксируется связь между абсурдностью вывода и ложностью основного тезиса.
Технология решения проблем в консалтинге обычно предполагает групповую работу. В консалтинговом проекте можно выделить следующие виды групп:
1. Чисто консалтинговая группа (т.е. группа, состоящая только из консультантов) создается при экспертном консультировании.
2. Группа, состоящая из консультантов и представителей клиентной организации, функционирует при процессном консультировании.
3. Большая группа, состоящая из нескольких консультантов и большего количества представителей клиентов (20–30 человек), применяется при обучающем консультировании.
В современном Т-образном консалтинге технология решения проблем предполагает групповую работу.
Технология группового решения проблем (по B.C. Дудченко)*
Общая характеристика
Технология группового решения проблем представляет собой описание процедур, необходимых для решения сложных слабоструктурированных проблем, не поддающихся формализованному описанию и являющихся нестандартными. Трудность использования этой технологии состоит в том, что владение ее отдельными процедурами и операциями связано с искусством
решения проблем. Данная технология не может быть передана в пользование как законченный перечень предписаний и правил работы. Она должна осваиваться как открытая, непрерывно развивающаяся система технических и эвристических (поисковых, творческих) приемов и техник работы с проблемами.
Для пользования ею необходима тренировка определенных умений и навыков мыслительной работы.
Процедуре Диагностика и постановка проблем – процедура Разработка проекта, определяющая состояние системы, в которой данная проблема решена. И, наконец, процедуре Определение целей – процедура Выработка решений, определяющая конкретные средства и действия по достижению поставленных целей.
Технология решения проблем представлена здесь как этапная последовательность процедур. Однако, поскольку творческий процесс не может быть линейным, ряд операций может осуществляться параллельно либо в обратном порядке. Более того, определенные процедуры могут меняться местами (например, процедура Определение целей может предшествовать всей работе либо завершать ее).
Технически это позволяет сделать модульная организация работы.
Назначение
Технология решения проблем используется как логика содержательного движения в процессе решения проблем. Она может выступать в качестве практического руководства для решения проблем различного типа, а также как учебный материал для освоения соответствующих средств.
Технология может быть использована консультантами по управлению в ходе работы с руководителями и специалистами для решения конкретных практических проблем.
В качестве учебного материала технология может быть использована в системе повышения квалификации, в работе с резервом на выдвижение, для целей самообразования.
Излагаемая ниже технология решения проблем ориентирована на применение в групповой работе. Однако с некоторыми упрощениями она может быть использована и в индивидуальной работе.
Процедура 1. Диагностика задачи
В практической работе руководителей и специалистов ежедневно возникает множество самых разнообразных задач. Одни задачи для своего решения требуют длительных организационных усилий больших коллективов. Другие выходят далеко за рамки конкретной организации. Третьи выполняют мобилизующую функцию и не требуют немедленных практических действии.
Для того чтобы эффективно строить свою деятельность, человек должен владеть средствами диагностики всех этих задач, определения их важности, актуальности, масштаба, новизны и т.д. Назначением диагностики задачи являются определение и анализ основных характеристик задачи, а также степени необходимости ее решения. Результаты всех операций и процедур в обязательном порядке фиксируются в схемах и/или текстах.
Содержание процедуры 1
Процедура 2. Диагностика ситуации
Для диагностики конкретной ситуации необходимо, отталкиваясь от первичной задачи, определить наиболее существенные с точки зрения этой задачи особенности и факторы ситуации. При этом нужно постоянно держать в уме формулировку задачи, поскольку довольно часто в ходе аналитической работы задача либо подменяется, либо искажается.
Под ситуацией здесь понимается конфигурация (взаимное расположение, рисунок) значимых элементов системы в определенный момент ее функционирования и развития. Понятие конфигурация отражает три стороны ситуации: состав ее компонентов; способ их взаимосвязи, взаимодействия; их значение для участников ситуации. Понятия система и ситуация могут относиться к одному и тому же фрагменту жизнедеятельности организации, но отражают этот фрагмент на разных уровнях. Когда мы говорим о некоторой ситуации, речь идет о множестве людей, предметов, отношений, качеств, процессов, действий, а также об отражении всех составляющих в сознании участников. Когда речь идет о системе, мы говорим о механизме порождения ситуации, действующем как единое целое.
С этой точки зрения система всегда проявляется во множестве ситуаций, по которым мы ее и распознаем.
Для того чтобы верно диагностировать данную ситуацию, необходимо ввести в анализ все богатство индивидуального и группового опыта и с этой точки зрения описывать ситуацию.
Содержание процедуры 2
Процедура 3. Диагностика и постановка проблем
Диагностика проблем состоит в поиске глубинных причин неблагополучия данной ситуации и задачи, которая в ней возникла. Под проблемой здесь имеется в виду сложный вопрос, на который нет ответа, указание на отсутствие каких-то важных компонентов деятельности, как правило, средств деятельности; на разрыв в деятельности; на препятствия, не позволяющие эффективно работать для достижения некоторого эталонного состояния. Однако довольно часто правильно определить проблему трудно, для этого нужна специальная работа.
Данная процедура содержит описание основных операций, позволяющих как диагностировать, так и поставить проблему.
Содержание процедуры 3
Процедура 4. Определение целей
Если проблема заключается в решении либо снятии первичной задачи, то цель понимается здесь как описание результата, на который должна быть ориентирована дальнейшая работа. Результатом может быть наряду с решением проблем частичное решение, нейтрализация, обход, разработка направлений средств решения и т.д. Таким образом, цель рассматривается как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой.
Заметим, что в соответствии с модульным принципом определение целей может осуществляться на каждом этапе работы по решению первичной задачи.