- Правовая охрана коммерческой тайны


3.3. Правовая охрана коммерческой тайны

Сейчас уже довольно сложно определить, когда люди впервые столкнулись с необходимостью оберегать от доступа посторонних лиц принадлежащую им особо важную информацию. Наверно, еще живя в пещерах, они держали в тайне секрет добывания огня, который позволял им выжить.

С развитием общества постепенно совершенствовались орудия труда, росла его производительность. От натурального обмена продуктами люди переходили к купле-продаже товаров, которые уже специально производились для реализации и получения прибыли.

С течением времени спрос на товары начал определяться их ценой и потребительскими свойствами. В целях увеличения объемов продаж производители, каждый по-своему, совершенствовали изготавливаемую продукцию, при этом свои идеи держали в секрете. Тем самым производители одного и того же или аналогичных видов

товаров объективно втягивались в конкурентную борьбу. Конкурирующие предприятия стремились создать более выгодные условия производства и сбыта продукции. В связи с этим многие сведения представляли для них коммерческую ценность и тщательно скрывались от внешнего мира.

Исторический опыт свидетельствует, что нередко конкурировали между собой и целые государства. Хорошо известно, например, как в античный и средневековый периоды долгое время только жители отдельных стран владели секретами производства пороха, динамита, шелка, стали, фарфора.

Конкуренция - основа функционирования современной рыночной экономики. Сегодня успех в производстве конкурентоспособной продукции обусловливается не только возможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам. Важнейшим фактором эффективной деятельности и конкурентной устойчивости продуцента является его интеллектуальная собственность, используемая так, чтобы выпустить и предложить потребителям продукцию более дешевую, более экономичную и удобную в обращении, чем у других предприятий, работающих в том же рыночном сегменте.

Исходя из классификации информационных ресурсов по критерию доступа к ним применяемая в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг разнообразная научная, техническая, технологическая, коммерческая и иная информация может носить как открытый, так и закрытый характер. К открытой информации в данном случае относится общеизвестная, представляющая чисто теоретический и научный интерес, нередко охраняемая патентным или авторским правом информация, которая используется в производственном процессе и не скрывается производителем. Закрытой информацией признается та, которая специально скрывается и защищается производителем от доступа посторонних лиц.

Такая информация должна охраняться ее обладателем в режиме коммерческой тайны.

Если компания своевременно принимает необходимые меры по охране сведений, благодаря использованию которых ее продукция становится конкурентоспособной, то она сможет получать стабильную прибыль и выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы. Напротив, предприятия, игнорирующие данное правило и недооценивающие преимущества использования коммерческой тайны, рискуют оказаться банкротами. Примерами того, как благодаря своевременному ограничению доступа к сведениям компании-производители до сих пор держат пальму первенства в мире по выпуску автомобильной продукции, могут служить такие компании, как

Дженерал моторе, Крайслер, Форд, которые вовремя осознали важность производственных секретов.

В процессе производства и обмена товаров (работ, услуг) коммерческая тайна может существовать в различных формах. Для того чтобы обозначить формы проявления коммерческой тайны, обратимся к общепринятой в экономической науке классификации производственных процессов, в соответствии с которой выделяются обеспечивающие, обслуживающие, вспомогательные и основные процессы1. Анализ экономических, материальных и организационных условий производства, процессов, обслуживающих производство, вспомогательных процессов и процессов, связанных с созданием и реализацией основного вида продукции, позволяет выявить признаки проявления форм коммерческой тайны, выяснить наиболее уязвимые в этом плане участки производства товаров (работ, услуг).



Эти участки могут быть связаны с использованием материальных ценностей, техники и оборудования, проведением их осмотра и ремонта, разработкой конструкций инструмента и приспособлений, оснасткой моделей и подготовкой их производства, разработкой и использованием стандартов предприятия, проектированием и конструированием изделий, разработкой их технологий, испытанием и выпуском опытных образцов, подбором и расстановкой кадров, планированием и финансированием производства, реализацией готовой продукции. Установление участков, где имеется угроза проникновения конкурентов, позволяет определить адекватные меры конкурентной борьбы.

В силу указанного информация, являющаяся коммерческой тайной, на наш взгляд, может проявляться в двух формах:

1) научно-технической, технологической, промышленной и прочей информации, обладающей экономической ценностью, о различных способах производства и производственном опыте, которые принято именовать ноу-хау (в переводе с англ. - знать, как это сделать). Данная информация характеризует научно-техническую сторону производства. Все эти сведения могут быть использованы конкурентами для налаживания производства аналогичных товаров;

1) деловой информации, характеризующей управленческую, финансовую, маркетинговую и другую деятельность, позволяющую успешно вести бизнес и заключать взаимовыгодные контракты. Как известно, мало изготовить товар, его нужно еще выгодно продать. Поэтому особое значение приобретает охрана деловой информации

о маркетинговой деятельности, которая включает планы и результаты маркетинговых исследований, рекламной деятельности, PR-мероприятий, планы производства и сбыта товаров, новые приемы и технологии товародвижения, организацию сбытовых маркетинговых систем, списки клиентов, посредников, финансовые, страховые и иные операции по обеспечению эффективного товарооборота на рынках и др. Знание подобных сведений может дать конкурентам преимущество при завоевании рынков сбыта товара, переманивании клиентов.

Таким образом, в сфере производства коммерческая тайна проявляется в форме технических и технологических секретов (промышленные секреты), а в сфере планирования и сбыта готовой продукции - в форме деловых секретов (торговые секреты).

Характер и объем сведений, отнесенных к коммерческой тайне, могут меняться в зависимости от жизненного цикла товара. Известно, что любой товар, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным изделием, поскольку изготовитель постоянно работает над улучшением потребительских свойств товара и продвижением его на рынок. Соответственно происходит обновление или замена технической и технологической информации, отнесенной к ноу-хау и охранявшейся в режиме коммерческой тайны.

Динамика данного процесса определяется влиянием факторов маркетинговой среды на рынке конкретного вида товаров, прежде всего фактора конкуренции.

Что касается сферы сбыта товаров, то для нее характерны различные уровни и степени концентрации деловой информации, отнесенной к коммерческой тайне, в зависимости от этапов существования товаров на рынке (выведение, рост, зрелость, насыщение и спад), которые образуют жизненный цикл не только конкретных изделий, но и их групп (классов товаров)1.

Проблемы конкуренции, достижения преимущества в борьбе за потребителя на рынке ставят перед предприятием задачу защитить нераскрытую научно-техническую, коммерческую, организационную и иную информацию с помощью правовых средств.

В различные эпохи в государствах создавались специальные законы, охранявшие интересы производителей, их хозяев и государств от утечки секретов. Так, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа в размере, эквивалентном удвоенной величине причиненных убытков, за принуждение чужих

рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире были введены торговые книги, содержание которых являлось разновидностью промысловой тайны1. Промышленники, торговцы и банкиры должны были вести такие книги, отражать в них свою деятельность и материальное положение. Ведение торговых книг гарантировало на законном основании защиту содержащейся в них тайны.

Отраженные в торговых книгах сведения можно было выдавать только для целей правосудия, для фискальных целей, по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества и наступления банкротства.

Небезынтересно отметить, что в мировой практике правового регулирования отношений, связанных с защитой коммерчески ценной информации, употреблялись различные термины, обозначавшие суть названного понятия и содержавшие ключевое слово тайна. Так, под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной признавалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ. Фабричной тайной считался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства, что именуется сегодня ноу-хау.

Торговую тайну представляли элементы индивидуальности, к примеру, знание мест закупки товаров, списки покупателей и т.д. Наконец, коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия.



Содержание раздела