Сущность понятия коммерческая тайна



Сущность понятия коммерческая тайна наиболее четко выражена в американском Законе о коммерческой тайне 1979 г.:

коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам, могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.

Если сравнивать российское законодательство, связанное с этой темой, с западной системой законов, то четко прослеживается раздробленность, даже разобщенность нормативных документов о коммерческой тайне в Российской Федерации. Поэтому необходимо, на наш взгляд, объединить и дополнить все уже действующие положения в один закон федерального уровня. Это позволило бы ориентироваться в данной теме не только профессиональным юристам, но и рядовым предпринимателям, а также журналистам, работникам государственных учреждений, предприятий, в том числе маркетологам, деятельность которых связана с конфиденциальной информацией такого рода.

В действующем российском законодательстве есть ряд недочетов и неточностей, которые, учитывая сферу распространения гражданского права и экономический характер понятия коммерческой тайны, допускают многочисленные толкования закона и, возможно, его игнорирование в целом.

Существующее законодательство практически не в состоянии препятствовать нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, не позволяет создать эффективный действующий механизм хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности и благоприятный климат для предпринимательства.

До сих пор не имеют однозначного правового разрешения вопросы, касающиеся законных оснований отнесения информации к коммерческой тайне; определения прав обладателя коммерческой тайны; разумной достаточности мер по охране коммерческой тайны; регулирования отношений работодателя и работника в области охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; прав органов государственной власти, суда и прокуратуры на получение информации, составляющей коммерческую тайну ее обладателя; определения обладателя коммерческой тайны, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд, возникновения имущественных прав на информацию, составляющую коммерческую тайну.

Следует обратить внимание на неопределенность в отношении ответственности журналиста, получившего сведения, составляющие

коммерческую тайну, законным путем у его официального обладателя. Не ясно, в течение какого срока он обязан хранить такую информацию в соответствии с режимом коммерческой тайны.

Следующая проблема - соотношение служебной и коммерческой тайны. Статья 139 ГК РФ озаглавлена Служебная и коммерческая тайна, хотя в тексте они постоянно отделяются друг от друга (служебная или коммерческая тайна). Либо в этой статье речь идет о разных понятиях, либо они равнозначны.

Но тогда вызывает сомнения правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную. Все же это понятия разного плана. Сохранение в тайне служебной информации не всегда обусловлено ее коммерческой ценностью.

Видимо, понятие служебной и коммерческой тайны в ГК РФ едино, однако способы их защиты могут быть разными. Возможно, для полного урегулирования этого вопроса стоит ввести отдельный закон для охраны сведений служебного характера, поскольку такая информация принадлежит органам государственной власти и управления, а не коммерческим организациям (в соответствии с Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. 188 Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера1).

Это только небольшая часть проблем и неясностей, касающихся коммерческой тайны, которые существую! в российских законах на сегодняшний день. Нет смысла вносить дополнения в существующие законы, которые, хотя и содержат упоминание о коммерческой тайне, но не регулируют все вопросы, с ней связанные. Создав отдельный закон, регулирующий отношения в данной сфере, законодатель объединит и дополнит уже действующие положения.



Проект федерального закона О коммерческой тайне, разработанный Правительством РФ и в мае 2003 г. принятый в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ, устанавливает ясность по многим упомянутым выше вопросам.

Законопроект формировался с учетом уже имеющейся в России правовой базы и накапливаемой практики охраны конфиденциальной информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также с учетом тенденций развития аналогичного законодательства и практики его применения в странах с рыночной экономикой.

Проект закона создает условия для сближения (гармонизации) российского законодательства и законодательств развитых стран, а также для правовой защиты предпринимательства от недобросовестной конкуренции и стимулирования добросовестной конкуренции, изобретательства, инноваций. При этом принималось во внимание,

что на протяжении двух последних десятилетий во всех развитых странах наблюдается тенденция к возрастанию значения коммерческой тайны как одной из форм правовой охраны результатов изобретательской и иной интеллектуальной деятельности.

Законопроект направлен на консолидацию законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне, его развитие и дополнение (в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации - Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)1 и основывается на следующих концептуальных положениях:


  • соответствие норм проекта закона современным нормам действующего законодательства Российской Федерации и международной практике;

  • внесение минимально необходимых изменений в нормы действующего законодательства, сохранившиеся из иной экономико- правовой среды;

  • обеспечение баланса интересов общества, физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также государства в области охраны, использования и защиты информации, составляющей коммерческую тайну;

  • возмещение убытков, понесенных обладателем коммерческой тайны вследствие нарушения его прав.

  • Законопроект состоит из четырех глав, содержащих в общей сложности 15 статей. Он предусматривает правовое регулирование основных вопросов отнесения информации к коммерческой тайне, оборота такой информации и охраны ее конфиденциальности, в том числе:

  • определяет информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с ГК РФ в части характера информации, ее коммерческой ценности (ст. 4);

  • устанавливает законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан (ст. 5);

  • устанавливает обязательность предоставления органам государственной власти, суда и прокуратуры информации, составляющей коммерческую тайну, в случаях возникновения необходимости выполнения данными органами своих функций в рамках их компетенции, установленной федеральными законами (ст. 6);



  • определяет права обладателя коммерческой тайны (ст. 7);

  • регулирует отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд и нужд субъекта Российской Федерации (ст. 9);

  • устанавливает режим коммерческой тайны (ст. 11);

  • определяет имущественные права на информацию, составляющую коммерческую тайну (ст. 10);

  • устанавливает требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях (ст. 12), в гражданско-правовых отношениях (ст. 13), в органах государственной власти (ст. 14);

  • предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне (ст. 15).



Необходимо отметить, что введение в действие закона О коммерческой тайне потребует внесения изменений и дополнений в статьи 132 и 139 ГК РФ. Соответствующие предложения неоднократно высказывались в литературе1.

Введение закона в действие не потребует дополнительных материальных затрат со стороны государства, поскольку организация охраны коммерческой тайны (включая финансирование мероприятий) осуществляется непосредственно обладателем или пользователем такой информации.

На российском рынке с каждым месяцем значение информации и информированности отдельного предприятия растет. Если тайна, секретные сведения фирмы, которые дают ей преимущество перед конкурентами, не будут определены и защищены законом, то вряд ли добросовестная конкуренция сможет существовать в полном виде, ведь законное получение информации на рынке - ее непременный атрибут.

Принятие законопроекта О коммерческой тайне позволит создать правовые условия для эффективного функционирования в Российской Федерации рынка товаров, работ и услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции. Оно будет способствовать использованию в коммерческих целях различного рода секретов производства, которые исходя из условий конкуренции на рынке нецелесообразно охранять в виде объекта промышленной собственности, топологии интегральной микросхемы, программы для ЭВМ и базы данных.
1См.: Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М.

Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
1Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Ростинтер, 1996.
1Розенберг В. Промысловая тайна. - Спб., 1910. - С. 68.
2Розенберг В. Цит. произв. - С. 68.
1СЗ РФ. - 2002. - 30. - Ст. 3012.
2СЗ РФ. - 2003. - 22. - Ст. 2066.
3Ведомости РФ. - 1993. - 33. - Ст. 1311.
4СЗ РФ. - 1995. - 31. - Ст. 2990.
5Ведомости РФ. - 1993. - 12. - Ст. 423.
6Ведомости РФ. - 1991. - 15. - Ст. 492.
7Ведомости РФ. - 1993. - 29. - Ст. 1114.
8Ведомости РФ. - 1992. - 17. - Ст. 888.
9Ведомости РФ. - 1992. - 16. - Ст. 834; СЗ РФ. - 1995. - 10. - Ст. 823.
1Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. - 1992.
1СЗ РФ. - 2002. - 43. - Ст. 4190.
2СЗ РФ. - 1996. - 48. - Ст. 5369.
3Экономика и жизнь. - 1996. - 40.
1СЗ РФ. - 2001. - 33 (Часть I). - Ст. 3424.
1См., например: Кошка А.Ф.Среди убийц и грабителей: Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. - М.: Современник, 1995. - С. 403.
1СЗ РФ. - 1995. - 47. - Ст. 4472.
2См.: Законодательство и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии. Артикль XIX. - М.: Права человека, 1996 г.
1СЗ РФ. - 1997. - 10. - Ст. 1127.
1Текст Соглашения опубликован в сборнике Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2001.
1См., например: Куликов А. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. - 1996. - 11. - С. 99-103; Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны // Законодательство. - 1998. - 11. - С. 77-82.



Содержание раздела