Декрет о рабочем контроле.



Исходя из приведенных определений можно сделать вывод, что тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника, говоря на современном языке, коммерческую ценность.

В законах Российской империи содержались положения, защищающие фабричные секреты, торговую тайну, а также тайну кредитных установлений. Они являлись средством закрепления определенного положения производителя среди конкурентов, удержания благоприятного объема продаж.

Весьма злободневным видится умозаключение В. Розенберга о том, что промысловая тайна вытекает из сущности строя, основанного на свободе конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции2. Чтобы не допустить разглашения промысловой

тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и т.д.) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний и взыскание убытков по гражданским искам).

Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и опосредовавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 г. в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новые руководители достаточно быстро осознали, что предприятие все же должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. И если на первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера, то уже в 1926 г. ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну.

И все-таки можно без преувеличения сказать, что в СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было достаточно негативным и опиралось на представление о ней как об инструменте капиталистических компаний, используемом для сокрытия части прибыли от налогообложения и других нарушений законности.

С переходом нашей страны к рыночной экономике началась интенсивная работа по правовому урегулированию института коммерческой тайны.

Коммерческая тайна относится к числу наименее разработанных в науке российского права категорий. Весьма невелик и опыт практического применения правил об охране коммерческой тайны в маркетинговой деятельности. В настоящее время в российском законодательстве создан и действует институт охраны коммерческой тайны.

Однако сегодня все острее встает вопрос о совершенствовании и дополнении существующего законодательства, регулирующего данную область общественных отношений.

В настоящий момент к сфере правового регулирования охраны коммерческой тайны имеют отношение более ста нормативных актов (международных соглашений и договоров, конвенций, кодексов, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.).

Систему законодательства о коммерческой тайне формируют следующие законы:


  • Конституция РФ (ст. 34);

  • ГК РФ (статьи 139, 727, 70, 184, 1027);

  • Федеральный Закон от 20 февраля 1995 г. 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации (статьи 8, 10, 21);



  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. 95-ФЗ1 (ст. 11);

  • Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. 61-ФЗ2 (статьи 10, 97, 143, 144, 381, 384, 398, 420);

  • Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и Архивах от 7 июля 1993 г. 5341-I3 (ст. 20);

  • Федеральный закон от 31 июля 1995 г. 119-ФЗ Об основах государственной службы Российской Федерации4 (статьи 10, 12, 21, 25);

  • Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (статьи 10, 15);

  • Федеральный закон от 21 июля 1993 г. 5485-1 О государственной тайне (ст. 10);

  • Патентный закон РФ (ст. 8);

  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. 4524-1 О федеральных органах правительственной связи и информации5 (статьи 10, 11, 18, 23);

  • Закон РФ от 21 марта 1991 г. 943-1 О налоговых органах Российской Федерации6 (ст. 7);

  • Закон РФ от 24 июня 1993 г. 5238-1 О федеральных органах налоговой полиции7 (ст. 10);

  • Закон РФ от 11 марта 1992 г. 2487-1 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации8 (ст. 3);

  • Закон РФ от 27 декабря 1991 г. 2124-1 О средствах массовой информации (статьи 4, 20, 40, 41, 58);

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ О техническом регулировании (статьи 19, 34, 44);

  • Закон РФ от 21 февраля 1992 г. 2395-1 О недрах, в ред. от 3 марта 1995 г. 9 (статьи 27, 43, 49);

  • Федеральный закон от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ О естественных монополиях (ст. 13);

  • Федеральный закон от 18 июля 1995 г. 108-ФЗ О рекламе (ст. 27).

<
p>

Вместе с тем действующее законодательство в указанной сфере пока не содержит эффективного механизма реализации и защиты прав на коммерческую тайну, поскольку содержащиеся в законах нормы имеют в основном декларативный либо бланкетный характер. Например, согласно п. 3 ст. 184 ГК РФ коммерческий представитель после исполнения поручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках.

При этом Кодекс не указывает срок, в течение которого действует это ограничение, не определяет он и ответственность лица, нарушившего данный запрет.

Как было отмечено выше, Закон Об информации, информатизации и защите информации определил понятие конфиденциальной информации как документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ее разновидностью является коммерческая тайна. В соответствии с ведущей ролью гражданского законодательства в регулировании отношений, связанных с коммерческой тайной, правовая охрана такой информации осуществляется способами, предусмотренными ГК РФ.

Положения о коммерческой тайне появились еще в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в 1991 г., которые действуют и в настоящее время. Так, ст. 151 регулирует права и обязанности обладателя секретов производства, а также устанавливает ответственность за их незаконное использование.

В данной статье сформулированы условия отнесения сведений к секретам производства (ноу-хау), которые впоследствии были скомпилированы в ГК РФ для определения понятия коммерческой тайны, однако секрет производства представляет собой только один из вариантов коммерческой тайны.

Статья 139 ГК РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Подобным образом коммерческая тайна определяется законодательством многих стран.

Указанная статья дает понятие информации, не подпадающей под действие положений авторского, патентного или другого специального законодательства. Кроме того, она не конкретизирует, какие сведения могут представлять коммерческую тайну. Общим признаком такой информации является коммерческая ценность.

Думается, что в соответствии со ст. 139 ГК РФ к таким сведениям можно, в частности, отнести коммерческие планы организации, финансовые и иные условия ее сотрудничества с партнерами,

любую информацию о партнерах, режим охраны помещений, опыт специалистов, технологические приемы и решения, применяемые в производстве, маркетинге и менеджменте, а также другие информационные ресурсы, обладающие коммерческой ценностью, упомянутые в начале данного параграфа.

Не следует, однако, упускать из виду, что возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Так, постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. 35 установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну1. К таким сведениям отнесены:


  • учредительные документы;

  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные свидетельства, лицензии, патенты);

  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;

  • документы о платежеспособности;

  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

  • документы об уплате налогов и обязательных платежах;

  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;




Содержание  Назад  Вперед