Сведения об участии должностных лиц


  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.


  • Организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять перечисленные сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих

    на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива организации.

    Необходимо иметь в виду, что позднее принятыми законодательными актами установлены некоторые исключения. Например, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)1 не допускается опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.

    Обычно режим коммерческой тайны на предприятии устанавливается локальным нормативным актом, в котором определяются: перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ознакомления с этими сведениями; круг лиц, имеющих право доступа к сведениям; порядок доступа; ответственность за разглашение. Таким образом, объем сведений, составляющих коммерческую тайну каждого предпринимателя, будет разным.

    В некоторых случаях сведения относятся к коммерческой тайне непосредственно законами и подзаконными актами. Например, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете 2содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Статья 31 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. 39-ФЗ О рынке ценных бумаг дает определение служебной информации на рынке ценных бумаг. Служебной информацией в данной сфере признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и о выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

    Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 30 августа 1996 г. 123 утвержден Временный перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию3, а управляющим отделениями Пенсионного фонда вменено в обязанность осуществлять мероприятия по обеспечению защиты этих сведений. Перечень, в частности, включает:

    • сведения, раскрывающие систему, средства и методы защиты информации на средствах вычислительной техники ПФР от несанкционированного доступа, а также значения действующих кодов и паролей;



    • сведения, содержащиеся в лицевых счетах плательщиков страховых взносов, в том числе банковские реквизиты; фонды оплаты труда и доходы; расчетные счета; начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; бухгалтерская (финансовая) отчетность; фамилии руководителей и главных бухгалтеров, их адреса и телефоны; количество работающих на предприятии (организации);

    • акты документальных проверок юридических и физических лиц по соблюдению ими уплаты страховых взносов.



    Наряду с локальными актами организации табу на разглашение коммерческой тайны устанавливается законодательством. Например, в соответствии со ст. 15 Закона РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), не подлежат разглашению.

    Статья 33 Федерального закона О рынке ценных бумаг предусматривает, что лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать ее для совершения сделок третьими лицами.

    Законодательством устанавливается ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. Так, в случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Кроме того, согласно ст.



    13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях разглашение информации с ограниченным доступом (за исключением случаев, когда разглашение информации влечет уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц -от сорока до пятидесяти МРОТ.

    Получение, использование, разглашение хозяйствующими субъектами в процессе предпринимательской деятельности коммерческой тайны без согласия ее владельца рассматривается в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции, за что виновные лица также привлекаются к ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

    Статья 183 УК РФ в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. 121-ФЗ1 определяет уголовное наказание за незаконные

    получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Часть первая данной статьи предусматривает, что собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере от ста до двухсот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Более суровое наказание предусмотрено второй частью данной статьи за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - штраф в размере от ста до двухсот МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

    Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (часть третья ст. 183 УК РФ). Наконец, деяния, предусмотренные частями второй или третьей названной статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

    Очевидно, что в результате утечки конфиденциальной информации может быть причинен значительный экономический ущерб. Понятно также, что ограничение доступа к соответствующей информации является непременным условием нормального функционирования коммерческой организации. Вместе с тем доступ к определенным сведениям, охраняемым предприятием, является условием нормального функционирования целого ряда государственных органов и учреждений, осуществляющих управленческие, правоохранительные и контрольные функции.

    Характерно, что еще в начале нынешнего века сотрудники российской сыскной полиции в ходе расследования преступлений сталкивались с отказами предпринимателей сообщать информацию по делу со ссылкой на коммерческую тайну1. Таким образом, важной и сложной задачей законодателя является эффективное правовое регулирование, позволяющее установить оптимальный баланс

    интересов предпринимателей, государства и общества в данном вопросе. Анализ действующего законодательства приводит к выводу, что этот баланс пока не найден.

    Нормативными правовыми актами регламентируется порядок раскрытия конфиденциальной информации. Например, в соответствии со ст. 22 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации (в ред.

    Федерального закона от 17 ноября 1995 г. 168-ФЗ)1 прокурор в процессе проводимой проверки имеет право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о факте правонарушения; требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

    Разумеется, проблема правовой охраны коммерческой тайны существует не только в России, но и в других странах, например в Великобритании, Франции, Германии, США, Австралии и др.2


    В западном законодательстве понятие коммерческая тайна сформулировано полнее и шире. Там различаются торговая, коммерческая и служебная тайны. Например, в английских законах под коммерческой тайной подразумевается информация, разглашение которой может нанести ущерб интересам предприятия.

    Понятие интересы предприятия шире определяет область ответственности за нарушение режима коммерческой тайны и не привязывает ценность коммерческих сведений предприятия лишь к денежному эквиваленту.

    В некоторых странах (например, в Чехии) коммерческая тайна отнесена к сведениям, составляющим хозяйственную или деловую тайну. В законодательстве ФРГ под понятие коммерческая тайна подпадает любая информация, связанная с деятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться в тайне. Более определенно этот вопрос решен в Финляндии.

    Тайной там признаются сведения, которые при получении конкурентом могут содействовать его успеху или причинить ущерб фирме.



    Содержание раздела