Нормативная правовая база биржевой деятельности в России



Нормативная правовая база биржевой деятельности в России создавалась в значительной мере стихийно, с заметным отставанием от потребностей правового обеспечения данной сферы маркетинга. Первым нормативным правовым актом в указанной области маркетинговых отношений стало Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. 1611. В этом Положении, объемом не более полутора страниц, провозглашалась необходимость создания товарных бирж; государственные органы обязывались оказывать содействие их образованию.

Биржевая деятельность подлежала лицензированию. В качестве учредителей бирж могли выступать предприятия, иные организации и отдельные граждане, а также органы государственного управления.

В настоящее время отношения, связанные с созданием и деятельностью товарных бирж, биржевой торговлей и обеспечением правовых гарантий для деятельности на товарных биржах регулируются Законом РФ от 20 февраля 1992 г. 2383-1 О товарных биржах и

биржевой торговле (далее - Закон о товарных биржах). Некоторые нормативные акты, регулирующие статус бирж и биржевую торговлю, изданы Президентом РФ и Правительством РФ, а также министерствами и иными органами государственного управления. Кроме того, статьей 1 указанного Закона биржам предоставлено право разрабатывать и принимать учредительные документы, правила биржевой торговли, типовые договоры, положения о своих структурных подразделениях и другие внутренние документы, которые представляют собой корпоративные акты и обязательны для участников биржевой торговли и работников соответствующей биржи.

Вместе с тем важное место в нормативной базе товарных бирж и биржевой торговли занимают обычаи делового оборота, которые в соответствии со ст. 5 ГК РФ также участвуют в регулировании предпринимательской деятельности. Вырабатываемые и закрепляемые на бирже обычаи делового оборота в последующем фиксируются в различных корпоративных актах биржи - положениях, кодексах профессионального поведения и т.п.

Ранние нормативно-правовые акты постсоветского периода определяли одинаковый правовой режим деятельности всех бирж, а их дифференциация на товарные, фондовые и валютные отсутствовала. На товарных биржах осуществлялась торговля как собственно товарами, так и ценными бумагами. Сегодня товарные биржи могут торговать ценными бумагами только при наличии лицензии на этот вид деятельности.

Фондовые отделы, где организуется торговля ценными бумагами, должны быть структурно обособлены на товарных биржах. На отношения, связанные с деятельностью фондовых и валютных бирж, фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж, действие Закона о товарных биржах согласно ст. 1 не распространяется.

Основными регуляторами здесь являются Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. 39-ФЗ О рынке ценных бумаг и Закон РФ от 9 октября 1992 г. 3615-1 О валютном регулировании и валютном контроле1.

Что же такое биржа с точки зрения современного российского законодательства? Согласно п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Из указанного определения следует, что товарная биржа имеет статус юридического лица. Между тем исходя из ст. 5 Закона о

товарных биржах1 биржи несколько обособлены от других юридических лиц путем введения ограничений по использованию слов биржа и товарная биржа в наименованиях коммерческих и некоммерческих организаций. Юридические лица так же, как и их филиалы и иные подразделения, если они не отвечают требованиям, предъявляемым законом к правоспособности и содержанию деятельности товарной биржи, не имеют права на организацию биржевой торговли и использование в своем названии слов биржа или товарная биржа.

Закон о товарных биржах не дал никаких указаний на то, в каких организационно-правовых формах необходимо создание товарных бирж. Выбор оставлен на соизволение самих учредителей. В ГК РФ также отсутствуют нормы, регулирующие этот вопрос. В настоящее время в ст. 3 Закона о товарных биржах устанавливаются лишь ограничения на торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли.



Следует обратить внимание на то, что при сравнении этого положения с п. 3 ст. 50 ГК РФ, в соответствии с которым некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, обнаруживается сходство регулирующих критериев. Между тем существующие подзаконные акты биржевого законодательства показывают возможность образования товарных бирж как в виде коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Для иллюстрации этого можно сослаться на постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. 151 О сборах за выдачу лицензий товарным биржам2.

Сначала в России подавляющее большинство бирж учреждались как коммерческие организации в форме товариществ и обществ. Однако сегодня товарные биржи представляют собой коммерческие организации, имеющие особый статус. Закон о товарных биржах предусматривает возможность выплаты членам биржи дивидендов, если они предусмотрены ее учредительными документами.

Распределение прибыли между учредителями - это, согласно ст. 50 ГК РФ, признак коммерческой организации. Вместе с тем действующим законодательством введены ограничения, не позволяющие биржам отвлекаться от главного дела, ради которого они созданы, ставить свои

предпринимательские интересы выше интересов обслуживаемых ими участников биржевой торговли. Биржа, помимо запретов на осуществление торговой и торгово-посреднической деятельности, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, не имеет права осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли (ст. 3 Закона о товарных биржах).

Таким образом, биржи, которые учреждены как коммерческие организации, обладают не общей, а специальной правоспособностью. Главным назначением бирж остается обслуживание участников биржевой торговли, удовлетворение их потребностей, возникающих в ходе подготовки и осуществления торговли, минимизация затрат при заключении сделок.

В мировой практике существуют различные подходы к регламентации статуса бирж, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями, что определяется биржевым законодательством соответствующего государства. Если биржа является коммерческой организацией, в зарубежных странах обычно создаются биржи в форме закрытого акционерного общества (фондовые и финансовые биржи) или открытого акционерного общества (товарные биржи). При этом решение об учреждении биржи принимается самостоятельно ее учредителями, а необходимость в получении лицензии иногда (к примеру, в Великобритании) отсутствует.

Такой подход получил распространение в странах англо-американского права, за исключением Канады, где биржевое законодательство отдельных провинций предусматривает создание биржи только путем издания соответствующего акта государственной власти.

Вместе с тем во Франции, например, биржи существуют как некоммерческие организации со статусом юридического лица, как правило, в форме объединений биржевых посредников. Членами таких объединений могут быть не только брокерские (маклерские) конторы, но и независимые брокеры, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Примером здесь может служить Парижская фондовая биржа, членами которой являются участники Компании курсовых маклеров, из числа которых ежегодно избирается биржевое правление.

Несколько промежуточное положение с точки зрения специфики учреждения и управления биржами занимает биржевое законодательство Италии, где учредителем биржи является Торговая

палата, а управление биржей осуществляется советом директоров, назначаемым Палатой маклеров (Миланская фондовая биржа).

В некоторых странах биржи рассматриваются как публично-правовой институт. При этом биржа является некоммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, только связанную с организацией биржевой торговли и для достижения иных уставных целей. Признаваемые институтами публичного права, такие биржи иногда даже не имеют статуса юридического лица, к примеру, в Германии.

Подобная форма организации биржевой деятельности считается традиционной для многих стран с романо-германской правовой системой.

Надо сказать, что деятельность биржи заключает в себе как частно-, так и публично-правовые аспекты. С одной стороны, биржевые сделки имеют гражданско-правовую природу. Правовой статус биржевых брокеров как коммерческих посредников или представителей также регулируется нормами гражданского права.

Споры, связанные с биржевой деятельностью, подлежат разрешению в биржевом арбитраже, для которого действуют общие арбитражно-процессуальные положения. С другой стороны, биржам присущи особенности, позволяющие обнаружить наличие в их деятельности публично-правовых элементов. Например, биржевые органы обладают определенными административными полномочиями. Скажем, правление биржи вправе выдавать разрешения на посещение биржи. Биржа, сопоставляя и оценивая спрос и предложение, представляет собой особую форму организации рынка, которая выполняет макроэкономическую функцию.

Кроме того, при определенных правовых основаниях биржа может устанавливать официальный курс тех или иных рыночных ценностей.



Содержание раздела