Исключение составляет информация с ограниченным доступом.



Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них являются конфиденциальными.

К конфиденциальной информации относятся также коммерческая, служебная и банковская тайна.


4. Порядок пользования информационными ресурсами. В соответствии со ст. 12 Закона пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации.

Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных,

политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Собственники или владельцы информационных ресурсов определяют порядок получения пользователями (потребителями) информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур. Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Сами информационные услуги, предоставляемые пользователям из государственных информационных ресурсов, могут оказываться как бесплатно, так и за плату. Перечень услуг устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из соответствующего бюджета.

Например, в соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. 14251, к информационным услугам в данной области относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической и режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации. Указанная информация общего назначения предоставляется бесплатно только органам государственной власти и органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям информация в данной сфере предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электронной и почтовой связи.

В некоторых случаях установлен максимальный размер платы за предоставление информационных услуг. К примеру, максимальные размеры платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество составляют:


  • для физических лиц - 25 установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ);

  • для юридических лиц - установленный законом минимальный размер оплаты труда.



Максимальный размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имушестпенный комплекс составляет 3-кратный установленный законом МРОТ.

Согласно Закону граждане и организации имеют право на свободный доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует (или использовал) эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается.

Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

Иногда в предпринимательской деятельности, в частности, в ходе рыночного исследования у предпринимателя возникает необходимость ознакомления с той или иной засекреченной информацией. В этой связи можно отметить то, что любой предприниматель вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Субъекты, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.



Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется хозяйствующий субъект, подавший запрос.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне в данном случае может быть обжалована в суде. Если суд признает необоснованным засекречивание сведений, то они подлежат рассекречиванию в установленном Законом О государственной тайне порядке.

Современная хозяйственная деятельность может предполагать взаимную передачу сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и другими субъектами предпринимательских отношений, не находящимися в состоянии подчиненности и не выполняющими совместных работ. Такая передача возможна только с

санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся сведения. При этом участники предпринимательских отношений, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Руководители предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Кроме того, передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в сфере предпринимательства может осуществляться в связи с выполнением совместных и других работ по госзаказу. Такая передача осуществляется заказчиком работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. До передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у организации лицензии на проведение работ с использованием сведений определенной степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Хозяйствующие субъекты при проведении совместных и других работ по государственным заказам и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон. В договоре на проведение совместных и других работ предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении упомянутых работ возлагается на их заказчика в соответствии с положениями заключенного сторонами договора. При нарушении исполнителем в ходе работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных

лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию согласно действующему законодательству.

В сфере международного бизнеса при реализации различных межгосударственных проектов, например в области военно-технического сотрудничества, иногда возникает необходимость передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам. Решение об этом должно приниматься Правительством РФ при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам утверждено постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. 9731.



Содержание раздела