Объединяемся


Из группы выбирается один водящий, который после
 
объяснения задания будет играть роль единственного в городе пианиста (гитариста и т. п.). Его цель основываясь на собственных чувствах, выбрать ту подгруппу, которая, по его мнению, уговорила его лучше, и рассказать, почему он сделал такой выбор.
После того как каждая подгруппа выбрала, кем она будет, группам объясняется контекст задания. Каждая из подгрупп перед выступлением лишилась пианиста (гитариста и т. п.). Каждая из подгрупп должна выступать завтра в разных залах, но в одно и то же время.

В городе есть только один пианист (гитарист и т. п.), который в состоянии заменить выбывшего. Его будет играть тот член группы, которого выбрали водящим. Каждой из подгрупп дается время (15-20 минут) для того, чтобы она придумала текст, с помощью которого будет уговаривать пианиста (гитариста и т. п.) играть у нее.
В определенное время подготовка в подгруппах заканчивается и предлагается, чтобы от каждой подгруппы были выделены люди (один или несколько, по усмотрению подгруппы) для уговаривания ведущего играть именно с их оркестром (ансамблем и т. п.). Подгруппы тянут жребий, кто будет первым уговаривать ведущего. Затем, по жребию, по очереди, от каждой подгруппы выходит участник (или несколько), который проводит беседу с ведущим.

Все остальные при этом внимательно наблюдают за разговором.
После того как каждая группа провела процедуру уговаривания, дается слово ведущему (пианисту, гитаристу и т. п.). Ведущий говорит, у кого он будет играть, и почему выбрал именно эту подгруппу.
Анализ.
Тренер задает ведущему следующие вопросы:

  • Почему вы выбрали именно эту подгруппу?
  • Что было решающим в процессе выбора?
  • Какое эмоциональное состояние было во время уговаривания?
  • Как зависело эмоциональное состояние от того, кто говорил и что говорил?
  • Что вы считаете идеальным для уговаривания вас?

Тренер задает членам группы следующие вопросы:

  • Как была организована работа внутри каждой подгруппы?
  • Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?
  • Как распределялись роли внутри подгрупп?
  • Как происходил окончательный выбор того, что подгруппа будет делать во время уговаривания?
  •  
  • Как общались между собой члены каждой подгруппы?
  • Насколько комфортно было внутри подгруппы?
  • Как относились к другой подгруппе (подгруппам)?
  • Что нового узнали о ведущем (пианисте, гитаристе и т. п.)?
  • Почему ведущий выбрал именно эту подгруппу?


  • Что было особенно важным при подготовке текста для ведущего?
  • Какие основные выводы можно сделать по этому заданию?

"Объединяемся"
Цели. Расширение знаний участников тренинга друг о друге; улучшение коммуникации; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи.
Процедура проведения. Члены группы делятся на пары. Каждая пара должна найти для себя какую-то совместную цель (продажа чего-либо, представление проекта, решение проблемы и т. п.).
Далее каждая из пар должна для себя ответить на вопрос: "Что мы можем придумать, чтобы другая пара захотела вместе с нами развивать нашу деятельность, работать на нашу цель?"
После того как каждая пара ответила для себя на этот вопрос, парам предлагается пообщаться друг с другом и выбрать тех, кто готов с ними объединиться. Если какая-то из пар не хочет объединяться, то она должна обосновать свой отказ. Привлекать к себе в объединение можно любое количество пар.

Выигрывает то объединение, которое собрало под свою цель самое большое количество участников группы.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

  • Как происходило общение внутри каждой пары?
  • Какую цель каждая пара выбрала для себя и почему?
  • Каким образом уговаривали другие пары примкнуть к себе?
  • Какие доводы приводились во время отказа?
  • Почему большинство приняло именно эту цель?
  • Какое настроение сейчас?

"Дрессированный дельфин"
Цели. Улучшение уровня коммуникации и управленческих навыков; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи; сплочение группы.
Процедура проведения. Из группы выбирается водящий (дрессированный дельфин), который должен уйти из комнаты и не слышать,
что будет загадывать группа. Водящему говорится, что группа в его отсутствие загадает ему ряд последовательных движений, действий, которые он должен угадать. Группа будет помогать ему угадывать, сопровождая его верные движения хлопками. При неверных движениях члены группы будут молчать.

Ни водящему, ни членам группы разговаривать нельзя.
Когда водящий уходит из комнаты, группа загадывает определенный набор движений, которые водящий должен отгадать. Когда группа решает, что она готова, водящего приглашают в комнату. Он становится на заранее оговоренную исходную позицию и начинает пробовать различные движения и действия. При этом члены группы должны все вместе или хлопать, если движение верное, или молчать, если движение неверное.

Когда водящий отгадывает загаданный набор действий и движений, группа аплодирует и игра заканчивается.
Анализ.
Тренер задает ведущему следующие вопросы:

  • Что было сложного (легкого) в отгадывании?
  • Насколько помогала (мешала) группа и в какие моменты?
  • Какое эмоциональное состояние было во время угадывания?
  • Какие выводы сделали для себя во время этого задания?

Тренер задает группе следующие вопросы:

  • Как было организовано обсуждение по выбору задания?
  • Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?
  • Насколько слаженно работала группа при выборе задания?
  • Насколько слаженно работала группа во время сопровождения ведущего?
  • Что было трудно (легко) во время сопровождения?
  • Насколько комфортно было работать всем вместе?
  • Что нового узнали о ведущем?
  • Какие основные выводы можно сделать по этому заданию?

Переходный этап групповой динамики "Несуществующее время"
Цели. Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликтных ситуаций.
Процедура проведения. Всем членам группы раздаются карточки с каким-либо временем. Члены группы любым способом должны выбрать одно время, в которое они все должны собраться для какого-либо мероприятия, и сообщить его тренеру. Содержание мероприятия не оговаривается, его выбирает группа.

Выигрывает тот член группы, чье время окажется временем сбора. Далее выигрывают те, чье время окажется наиболее близким к выбранному группой времени. Чем дальше от выбранного времени время члена группы, тем больше его проигрыш. Игра считается законченной, когда группа объявляет о выбранном времени. Тренер может установить ограничение по времени на выполнение этого задания.

Но при этом важно добавить, что, если группе будет недостаточно данного времени, она может взять дополнительное, сообщив об этом тренеру. В данной игре нам важно, чтобы члены группы как можно полнее вовлеклись в процесс обсуждение, а не скорость их работы. Поэтому выполнение задания за отведенное время является лишь организующим фактором, а не самоцелью.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

  • Как работала группа?
  • Кто руководил процессом?
  • Какие стратегии руководства применялись во время выбора времени?
  • Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?
  • Все ли идеи были услышаны и воплощены?
  • Почему выбрали именно это время?
  • Какое настроение было во время игры и что влияло на его изменение?
  • Какое настроение сейчас?

Какими были действия участников во время игры?
"Веревка"
Цели. Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение анализу конфликтных ситуаций.
Процедура проведения. Для этого упражнения необходимо 40 метров веревки, связанной концами, и повязки на глаза для каждого члена группы. Упражнение должно проводиться в большом пространстве (зал, спортивный зал, большая аудитория без мебели и т. п.).
Все упражнение проводится с завязанными глазами. Все члены группы должны встать в круг и надеть повязки на глаза. Тренер
кладет веревку в центр круга и сообщает об этом группе. Группе дается задание: сделать из веревки квадрат так, чтобы каждый член группы участвовал в этом, ощущая веревку в своих руках. Группе разрешается разговаривать, но запрещается подсматривать.

Упражнение считается выполненным, если группа сообщает тренеру, что квадрат готов.
Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

  • Как работала группа?
  • Кто руководил процессом?
  • Какие стратегии руководства применялись во время построения квадрата?
  • Какие приказы хотелось выполнять, а какие нет?
  • Почему именно эти приемы руководства были применены?
  • Какое настроение было во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?
  • Какое настроение сейчас?
  • Каковы были действия участников во время выполнения этого упражнения?

Эту же игру можно провести на продуктивном этапе групповой динамики. В этом случае изменятся цели и анализ деятельности группы.
"Необитаемый остров"
Цели. Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликтных ситуаций.
Процедура проведения. Группе дается следующая вводная: "Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул.



Содержание раздела