Знакомый город


д. по порядку и вразбивку. Нужно напоминать и рассказчикам и слушателям, чтобы они при каждом переключении непременно восстанавливали на своих внутренних экранах ту динамическую картину, то видение, которое было в момент "включения", и чтобы таким образом они соблюдали непрерывность видений и мысли.
Так же, в трех разных углах аудитории, происходит и оживление картин. Педагог дирижирует:
Первая картина!.. Третья!.. Вторая!..

Первая!..
а ученики от команды до команды занимаются выстраиванием той или другой картины.
Только после того, как все три картины выстроены и оживлены, а рассказчики придирчиво проверили и приняли их, педагог показывает всем репродукции, и ученики делают завершающие исправления в своих картинах.
ЗНАКОМЫЙ ГОРОД
Это упражнение с продолжением. Оно тренирует зрительную память и фантазию.
Время от времени ему уделяется несколько минут от урока тренинга на протяжении всего первого года обучения, и в эти минуты воображение учеников живет в условиях одного и того же вымысла.
Педагог пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого ученикам. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого ученика на определенный счет (10, 5, 3), и проходит один-два круга. Затем ученики рассказывают об увиденном.
Через несколько дней педагог просит учеников вспомнить, как выглядел город. После рассказа одного из учеников и короткого обсуждения, в котором остальные дополняют рассказ, педагог пускает репродукцию по кругу для "мгновенного фотографирования" на счет "раз-два-три!".
То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз моментальное фотографирование улавливает новые не замеченные прежде детали. Порядок проведения упражнения тот же: сначала вспомнить, увидеть на внутреннем экране, затем уточнить внутреннее видение во время рассказа, затем сделать проверку фотографированием, отметив новое, и, наконец, снова вспомнить, увидеть на внутреннем экране для закрепления.
На одном из занятий, когда общий вид города будет уже хорошо знаком ученикам, педагог предлагает каждому выбрать в общей картине какое-нибудь свое место, будь то часть улицы, отдельный дом, набережная и пр. На нескольких занятиях ученики фантазируют, обживая свое место. Они поселяются там сами или поселяют своих знакомых.

Они делают этот участок города объектом своей работы, перепланировки или местом своих прогулок. Тогда естественно рождается потребность зрительной проверки своего места.
Стремитесь к тому, чтобы у вас было воспоминание не об открытке, а о реальном живом городе. Когда рассказываете, у вас должна работать не "плоскостная" память, а память пространственного видения, ощущение перспективы живого города.
На предпоследнем занятии, после "фотографирования", педагог дает ученикам задание каждый должен придумать свое логическое завершение упражнения. Последнее занятие рассказы учеников.
У каждого свои причины прощания с городом: один переехал на другое место, второй закончил строительство дома и т. п.
ПУТЬ ВСЛЕПУЮ
Надо, закрыв глаза, пройти через всю комнату к своему месту и сесть.
Не спешите. До того как идти, надо еще многое сделать. Внимательно рассмотрите свой будущий путь. Пока открыты глаза, представьте себе, что вы идете. Смотрите, каким должен быть ваш путь, когда мысленно, но еще с открытыми глазами, вы прошли весь путь, то есть увидели, как вы идете к стулу и садитесь.

А теперь проделайте то же самое с закрытыми глазами мысленно пройдите весь путь. Сколько мысленных шагов вам понадобилось? Откройте глаза, прикиньте, верно ли рассчитали шаги.
Теперь закройте глаза и идите. Мысленно сокращайте расстояние.
У вас должно быть ощущение, что вы двигаетесь в хорошо известном вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновенье, чтобы убедиться, на том ли вы месте, где предполагали.
Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, быстрее всех не это нам нужно. Мы работаем над развитием осознанного внутреннего видения. Поэтому самое главное когда идете, старайтесь увидеть ваш путь на экране внутреннего зрения.
После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что ученик действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. По прямой линии пути ставятся одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.
ЛАБИРИНТ
Подготовленный предыдущим упражнением, ученик может усовершенствовать свои навыки мысленной тренировки в пространстве с помощью данного упражнения.
Лабиринт сооружают из стульев, делая сложный, извилистый ход. Надо пройти его несколько раз с открытыми глазами. Потом с
закрытыми. Несколько учеников выполняют упражнение одновременно. С открытыми глазами они медленно идут, запоминая все повороты в лабиринте.

Их ведет мышечно-двигательная память, соединенная со зрительной.
Вы запоминаете путь не только зрением. Запоминаете его всем телом, каждым мускулом, который работает в момент поворота тела на изгибах пути. Вы понимаете, конечно, что это преувеличение: нельзя запомнить движения всех мускулов, и не к чему.

Но у вас будет обязательно хоть тень этого общего ощущения: "запомнить всем телом".
Не торопитесь. Пусть ваши ощущения и воспоминания будут такими подробными, насколько это возможно. Возвращайтесь и начинайте снова.

Еще и еще раз проходите каждый сложный поворот. Надо, чтобы весь путь остался в вашем воспоминании цепочкой многих последовательных движений.
Теперь встаньте у входа в лабиринт и, стоя на месте, пройдите весь путь мысленно так же медленно и подробно, как шли только что. Так же медленно и подробно в этом все дело! Ни в коем случае не быстрее!
Прошли? Теперь, стоя на месте, снова пройдите мысленно весь путь, но уже с закрытыми глазами.
Откройте глаза, примерьтесь еще раз. Закрывайте глаза и идите смело!
Наталкиваетесь на проклятые стулья? Не смущайтесь, мы ведь не на спортивном соревновании, нам важно укрепить внутреннее видение. Наткнулись на стул представьте себе мысленно, где вы.

Ах вот куда я попал! Значит, следующий стул в том направлении!
Дня через два можно повторить упражнение:
Вспомните свой путь по лабиринту. Закрыв глаза, возобновите всей памятью тела последовательность движений. А теперь идите!

Нет, не надо ставить стулья, не в них дело. Идите, как если бы они стояли на вашем пути.
Где вы, куда идете, зачем? Одесские катакомбы? Ищете следы партизанских стоянок?
МАРШРУТЫ
Пусть каждый наметит себе замкнутый маршрут по комнате. Можно по кругу, или сложным зигзагом, или как угодно еще. Исследуйте маршрут в действии: ходите по нему, смотрите, с чьим маршрутом пересекается ваш, с кем вы встречаетесь и в каком месте пути.
Каждый должен наметить свой собственный ритм хождения по маршруту, не заражайтесь ритмом соседа.
Пробуйте на короткое время закрывать глаза. Видите ли вы внутренним зрением тех, кто проходит мимо вас? Открывайте глаза для проверки и закрывайте снова видите ли себя в определенном месте вашего маршрута? Еще и еще раз открывайте глаза и закрывайте слышите ли приближение товарища, маршрут которого пересекается с вашим?

Готовитесь ли обойти его, чтобы не столкнуться?
А теперь все закройте глаза и ходите по своим маршрутам. Не теряйте собственного ритма!
Где я сейчас? Кто меня обходит? Слух помогает внутреннему видению кто идет навстречу, чьи шаги рядом?
КОМПАС
Упражнение, развивающее навыки ориентировки в пространстве с использованием зрительной памяти.
Сначала нужно соориентироваться в комнате, закрепить в памяти вид ее четырех сторон (условно Юг, Восток, Север, Запад).
Встаньте в центр комнаты, закройте глаза. Вспомните Юг комнаты. Когда вы услышали слово Юг, в вашей памяти, помимо вашего желания, возникли почему-то и море, и кипарисы, и далекая шаланда.
А мы переведем слово Юг на другие видения, это в нашей власти... Юг! вспоминайте ту стену, где два окна, шторы на них, скамья с зелеными ножками, ширма в углу... Это Юг! А Север?

Нет, льдины и белые медведи нам не нужны, займите свой экран внутреннего зрения видом северной стены комнаты. Вспомните пианино, стул перед ним, лестница, на ней два портфеля. Это Север! Север...

Откройте глаза, проверьте, так ли это.
Временные связи слов Юг, Север, Восток и Запад с видом четырех стен комнаты созданы.
Потренируем быстрое переключение внутренних видений. Юг! Легко возник вид южной стены? Восток!.. Север!..

Запад!.. Юг!..
Тренировка переключения видений (точнее, всего комплекса временных связей), чередующаяся в произвольном порядке, важная и самостоятельная часть этого упражнения. Сперва большие паузы отделяют название одной стороны от другой, чтобы ученик волевыми усилиями "притянул" все видения. Потом паузы сокращаются.
Вы сейчас стоите лицом к Югу. Не открывая глаз, повернитесь к Востоку. Откройте глаза, проверьте, точно ли вы повернулись. Закройте глаза.

Повернитесь лицом к Северу. Теперь где Запад? А Юг?

Все ли вы видите на своих экранах? А Восток где? Откройте глаза, проверьте.
ВЕРТУШКА
После освоения предыдущего упражнения можно сыграть в "вертушку", которая тренирует переключение видений в связи с ориентировкой в пространстве и вестибулярными ощущениями.
Ученик с закрытыми глазами в центре комнаты.



Содержание  Назад  Вперед