Плакат


Следующий хлопок к нему присоединяется другой ученик-буква. Когда первое слово "набрано", оно "отливается": по хлопку учеников, оставшихся на местах, все ученики, составляющие слово, хором произносят его и "рассыпаются", садясь на свои места. Набирается следующее слово. Усложним упражнение. От начала и до конца "набора" каждый из вас должен напевать какую-нибудь песенку.

Пойте ее и участвуйте в "наборе", но не нарушайте ни ритма песенки, ни ритма "набора".
ПЛАКАТ
В этом упражнении ученикам даются первые задания по действию с воображаемыми предметами и продолжается тренировка сосредоточенного и рассредоточенного внимания.
Ученики рассчитываются по алфавиту, как при выполнении упражнения "пишущая машинка".
Представьте себе, что перед каждым из вас стоит ящик с несколькими накладными буквами. Буквы большие, с полметра высотой, вырезаны они из плотного белого картона. Представьте себе далее, что через всю комнату протянуты две деревянные планки, на которые надо навешивать буквы.

Вот они, эти планки... Сделаем плакат в комнате на слова Пушкина: "Служенье муз не терпит суеты..."
Педагог задает определенный ритм (с помощью метронома или постукивания по столу), и ученики, выходя в этом ритме к воображаемым планкам, "навешивают" свои буквы, одну за другой.
Смотрите внимательней, где, на каком уровне повесил ваш товарищ предыдущую букву. Соблюдайте одинаковое расстояние между буквами, старайтесь, чтобы текст ложился ровно.
Выходя один за другим по хлопку, снимите свои буквы!
АРИФМОМЕТР
Ученики в полукруге. Десять человек рассчитываются от единицы до нуля (он же десятка). Кроме того, в зависимости от количества учеников, могут быть знаки: плюс, минус, умножение, деление, равенство. Могут быть и числа, продолжающие счет, 11, 12, 13 и т. д.
Задается:
Пять, умноженное на четыре, минус один.
Встает пятерка, хлопает в ладоши и садится.
Встает знак умножения, хлопает и садится.
Встает четверка, хлопает и садится.
Встают одновременно двойка и нуль (число 20), хлопают и садятся.
Встает знак минуса, хлопает и садится.
Встает единица, хлопает и садится.
Встает знак равенства, хлопает и садится.
Встают единица и девятка (итог 19), хлопают и садятся.
Встают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся.
ОТСТАЮЩЕЕ ЗЕРКАЛО
Ученики в полукруге.
Первый слева, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и не спеша прихорашиваетесь. Сделали одно движение и задержитесь на секунду, посмотрите в зеркало. Другое движение и вновь пауза.

Левый сосед повторяет движение только тогда, когда ведущий начал второе движение.
Третий слева повторяет первое движение ведущего тогда, когда его правый сосед начал воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже начал третье движение. Таким образом, движения ведущего повторяются всеми сидящими в полукруге, с отставанием на одно движение.
Например, ведущий начинает причесываться. Его первое движение поднес руку к кармашку с расческой, замер. Второе движение вынул расческу. Третье откинул голову, и т. п.
Более сложный вариант этого упражнения "зеркало" с отставанием на два и даже на три движения.
Упражнение требует натренированного рассредоточенного внимания, оно тренирует мышечно-двигательную память и является вступлением к обширному циклу упражнений на мышечно-двигательные восприятия.
ЗМЕЙКА
Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения.
По знаку педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним становится новым ведущим.
Организованность, рабочая четкость вот наши требования. Но нельзя и удержаться от реплики:
Послушайте, последний товарищ! А кто вы, собственно, такой?.. Гусеница?

Ну, ползите на здоровье! Нет, нет, зачем же по-пластунски? Ползти можно и на двух ногах...
ВРЕЗКИ
Тренинг механизмов переключения должен продолжаться все время на любом материале. Кроме специальных упражнений можно для этого использовать врезки в какое-нибудь упражнение или этюд из предыдущих или последующих разделов книги. Сначала эти врезки заготавливаются:
Смотрите-ка, возле ваших ног на полу лежит что-то вроде большого ржавого винта. Вглядитесь! Винт шевелится... Да это гусеница, а не винт! Убедились?

Теперь запомните, как только я вот так хлопну в ладоши послушайте! вы должны прервать любое ваше дело, увидеть и разглядывать на полу гусеницу... Как она сюда попала? По второму хлопку продолжайте прежнее дело с того действия, с той мысли, когда первый хлопок прервал их.
Такая (или любая другая) врезка репетируется, а потом неожиданно "врезается", например, в упражнение "кинофильм". Заготавливаются еще две-три врезки. К примеру:
Встаньте и громко спросите кого-нибудь из товарищей: "Где...?"
Придумайте, о чем вы спрашиваете. Зададите этот вопрос, как только я дважды свистну. Услышите свист, сразу же прерывайте свое дело и спрашивайте: "Где... ?".

По хлопку продолжайте дело.
Врезка репетируется, доводится до нужного уровня исполнения и испытывается в каком-нибудь упражнении.
Теперь можно прерывать ход любого действия на площадке заготовленными врезками. Они запоминаются надолго. Даже через несколько месяцев неожиданный свист, раздавшийся во время исполнения этюда, заставит многих (не всех!) исполнителей и зрителей вскочить и спросить: "Где... ?".
Главное требование: врезка не должна выбивать учеников из ритма упражнения. Идет упражнение врывается неожиданная врезка хлопок упражнение продолжается в том же ритме. Тренируется мгновенное переключение внимания.
Врезки используются и для короткого отдыха "уставшего" зрения или слуха.
КОМБИНИРОВАННОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Тренируя механизмы переключения, выполним сложное упражнение, соединив в одном несколько.
Ученики в полукруге. Начинается упражнение "пишущая машинка". Рассчитавшись по алфавиту, ученики получили фразу для печатанья, начали хлопать...
Стоп! Ввожу новые задания. Один удар по столу и вы, не прерывая печатания, должны перейти с "машинки" на "линотип".

Два удара и вы переходите на "плакат". Три удара снова "машинка".
Но и это задание, едва ученики приступили к его выполнению, прерывается:
Все на счет "десять" поменяйтесь местами... Еще раз!.. Еще раз, на счет "три!" Продолжаем печатать на "линотипе".
Слушаем, что делается за окном!.. Что в коридоре?.. Печатаем дальше... Начинаем киноленту. "Футбольный матч"... Стоп!..

Печатаем дальше... Продолжаем киноленту... "Плакат"!.. Вспомните вчерашнее утро!.. "Машинка"!..
Переключать учеников с одного действия на другое следует тогда, когда они полностью включились в действие. Нужно поймать этот момент и спустя две-три секунды дать команду на переключение. Ученикам приходится работать с большим напряжением всех сфер внимания.
Напомним: надо бояться в упражнении не перенапряжения, а приблизительности действия. Легкие перенапряжения укрепляют навыки творческих восприятий. А приблизительность, отсутствие правдивости веры формируют привычку к штампу.
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
Говорят, великий Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами и читал, и писал, и разговаривал. Следовательно можно сказать, что у него великолепно работали механизмы переключения и что он обладал хорошо натренированным рассредоточенным многоплановым вниманием.
За один урок, конечно, таких умений не освоить, и за сотню уроков Юлием Цезарем не стать, но постепенно тренировать себя в этом направлении полезно. Время от времени нужно делать, например, следующее:


  • перемножать мысленно два многозначных числа (ну, скажем, 536 х 24) и в то же время писать на листе бумаги очень хорошо известное вам стихотворение;

  • читать вслух знакомое вам стихотворение, а на бумаге перемножать два многозначных числа.

  • Когда это освоено, прибавьте еще одно осложнение. Вместо знакомого стихотворения возьмите любой незнакомый текст из книги. Читайте его вслух, а на бумаге производите вычисления. Потом переписывайте текст из книги, а в уме перемножайте числа. Текст может быть иностранным, на абсолютно незнакомом вам языке.
    Добавьте еще одно осложнение. Включите погромче радио, или попросите окружающих мешать вам, шуметь, а сами вычисляйте и декламируйте или переписывайте текст и вычисляйте в уме.
    Наконец, последнее. Вычисляйте в уме, одновременно переписывайте незнакомый текст, а товарищей попросите, чтобы задавали вам различные вопросы. Ответьте на все вопросы, не прекращая названных выше дел.
    Не любите математику? Вот вам ультрабытовое задание: стойте у двери, подслушивайте, что за ней делается, а подушечками пальцев осязайте фактуру двери и запоминайте это ощущение.
    Во всех этих заданиях тренируются механизмы переключения чувственно-эмоционального внимания. Получаются как бы два, вставленных друг в друга гребешка: их зубчики чередуются, то один включается, то другой.
    Владение многоплановым вниманием (которое можно развить, а развитое внимание очень даже пригодится в жизни!) означает умение производить свободные произвольные включения и выключения различных чувственно-эмоциональных сфер в любой последовательности. Актер, безусловно, должен владеть таким вниманием.


    Содержание  Назад  Вперед