Слушать и слышать! Рождение слова



4. СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ! РОЖДЕНИЕСЛОВА Сонар Телевизор Магнитофон Круговая магнитная лента Учитесь слушать Соноскоп предметов Где кошка? Соноскоп событий Другие события Что происходит?

Слышать только одного! Три докладчика Шумовой квадрат Позвони мне по барабану! Действуй словом! Оправдание слова
СОНАР
Вообразим, что у нас есть сонар уникальный улавливатель звуков. И вот мы его включили.
Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату... Шум улицы за окнами, приглушенный гул разговоров и шагов в вестибюле, а наверху, на втором этаже, еле слышны музыка и ритмичные притоптывания в танцевальном зале.

А в общем какой-то сумбурный, разнохарактерный шум, доносящийся до нас. Попробуем разделить этот сумбурный шум на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и постарайтесь отключиться от всех остальных звуков.
Медленно проехала какая-то легковая машина (интересно, кто это не торопится? наверное, туристы осматривают нашу историческую улицу...), а вот тарахтит мощный грузовик...
Стоп. Выключили улицу. Танцевальный зал!

Что там делается? Ясно Зинаида Семеновна показывает, как надо откаблучивать "Яблочко". Кто же там топает, какой курс?

Вероятно, режиссеры эстрады...
Стоп. Включен вестибюль. А улицы нет, и зала нет, отключите их. Вслушайтесь в разговоры на мраморной лестнице.

Вот безобразники, знают же, что идут уроки, а болтают в полный голос! О чем? Кто?..
Теперь включите только звуки из танцевального зала.
Только вестибюль!
Переключайтесь по моей команде! Улица! Вестибюль!

Улица! Зал! Вестибюль!

Зал!..
ТЕЛЕВИЗОР
Только ли слуховыми восприятиями занимались мы в предыдущем упражнении?
Конечно, еще и зрительными воображение помогало слуху. Теперь пусть звуки помогают изображению. Превратим наш сонар в звучащий внутренний телевизор.
Назовите звуки... которые вам слышатся.
Мы в аудитории. Как бы ни казалось тихо вокруг, можно различить, если прислушаться, и легкие шумы улицы и звуки в коридоре, в соседних комнатах.
Угадайте по звуку шагов, кто прошел мимо двери. Не бойтесь ошибиться, мы ведь не ясновидением занимаемся, а развитием воображения. Вот и вообразите, прислушавшись к шагам, что это за человек, каков он, почему идет, куда.
Слышите далекий говор? Уличный спор или радостная встреча? Прислушайтесь к характеру разговора, решите, кто это спорит, о чем.

Мысленно примите участие в разговоре, поспорьте сами.
Все ли видите на экране внутреннего зрения?
Слушаем улицу!.. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь... А это что за человек?

Куда он бежит?
Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприемник?

Кто там сидит возле него и накручивает рычажки?
Переключаем телевизор с улицы на вестибюль. А там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит изображение.
МАГНИТОФОН
В механизмах нашей памяти, среди других аппаратов, есть и самый вместительный в мире магнитофон на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Звуки эти, правда, записывались чаще всего вместе с изображением (то есть происходила синхронная съемка, как говорят кинематографисты). Но сегодня мы звукооператоры.

Нас интересует прежде всего звук!
Вспомнить шумы парохода, пение утренних и вечерних птиц.
Здесь три разных видения, три разных картины, которые надо вызвать в своем воображении для того, чтобы вспомнить звуки.
Вы не можете представить себе "пароход вообще". Вы вспомните какой-то конкретный эпизод вашей жизни, может быть, полузабытый. Или эпизод, увиденный в кино, по телевизору. Чем подробнее вы будете вспоминать его, тем ярче всплывут в слуховой памяти и звук пароходного гудка, и топот матросов по палубе, и приглушенное тарахтение двигателя. А может, вы на берегу, провожаете пароход?

Тогда вспомнятся другие звуки.
Не огорчайтесь, если не удастся прослушать в памяти все рулады соловья от начала до конца. Нам достаточно и того, что зрительное воспоминание о вашей прошлогодней поездке по ягоды на Щучье озеро вызвало в слуховой памяти и тень былых звуковых восприятий, и отрывочки из птичьих концертов. А может быть наоборот: сначала придут воспоминания конкретных звуков, а затем они вызовут зрительную картину на вашем внутреннем экране.
Ничего не слышите? Жаль, значит, вы никогда прежде не вслушивались в пение птиц.
Вспомните шум деревьев в лесу. Да, конечно, слово "лес" сразу же вызвало в воображении какой-то уголок знакомого вам леса. Помогайте себе видениями и вспоминайте звуки... Лесная поляна. Ветер ерошит листья.

Качаются и шелестят верхушки берез. Прислушайтесь к этим звукам. Слышите их?
Вспомните лай собаки... А какую собаку вы вспомнили? Ах, неугомонного Шарика, верного спутника ваших каникулярных дней?
Вспомните шум поезда. Мы едем в нем. Куда? В Репино, в "Пенаты "?
Вспомните звуки подъезжающего трамвая. Вот он тормозит на остановке под вашим окном. Сорок седьмой?..
Вспомните, какую мелодию мы слышим по радио перед трансляцией футбольного матча.
Вспомните голос матери. Слышите? Она зовет вас.
Не все сразу возникает в памяти? Не все так четко, как хотелось бы? Будьте терпеливы! Надо освоить свой внутренний магнитофон, научиться им пользоваться, чтобы он мгновенно отзывался на нажатие кнопки.

Но до слуховых галлюцинаций доходить совсем не нужно. Звуки в воспоминании и не должны быть такими четкими, как в действительности. Достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно ожило воспоминание!
КРУГОВАЯ МАГНИТНАЯ ЛЕНТА
Полезное упражнение для индивидуального тренинга наметить в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний и переключаться от одного к другому, постепенно сокращая время настройки на звук.
Потом можно сделать "круговую магнитную ленту" в такой, например, последовательности звуков:


  1. шум проносящегося мотоцикла (куда он торопится?),

  2. бульканье воды, наливаемой из графина в стакан (опять у папы худо с сердцем!),

  3. гудки в телефонной трубке (занято! Кто же этот соперник, что постоянно висит на проводе?),

  4. музыкальные позывные последних известий по радио (сейчас узнаем результат футбольного матча!),

  5. снова шум мотоцикла и т. д.

  6. Пока механизмы памяти еще трудно поддаются произвольной регулировке, но можно подготовить "магнитофон" к этому упражнению отрепетировать распознавание звуков. Послушать реальный шум мотоцикла, музыкальные позывные, несколько раз налить воду в стакан, позвонить по телефону и закрепить в памяти все нужные звуки, чтобы они легче возникали, когда мы будем тренировать переключения.
    Напомним здесь, что всякий чувственный образ и всякая память его это всегда совокупность и зрительных, и слуховых, и иных восприятий, неотделимых друг от друга. Когда мы пытаемся произвольно вызвать в памяти какое-нибудь звуковое воспоминание, ему непременно будет сопутствовать и зрительный образ. Важно лишь, чему мы отдаем преимущественное внимание, что именно стараемся осознать в данный момент.
    Наши задачи:

    1. Произвольно, по заказу, уметь вызывать в памяти зыбкий след любого слухового образа.

    2. Уметь произвольно и мгновенно переключаться от одного чувственного образа к другому.

    3. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ
      Есть люди, которые не любят слушать, им гораздо интереснее говорить самим. Они томятся, когда все же приходится что-то выслушать в разговоре, но с нетерпением выискивают момент, когда можно перебить собеседника. Любопытное зрелище диалог двух таких "перебивальщиков"! И есть люди, которые любят слушать. Разговаривать с ними удовольствие. Замечено, что люди, умеющие слушать обладают более развитым интеллектом и воображением. Так что учитесь слушать! Везде, всегда.
      Когда вы идете по шумной людной улице, попробуйте, не глядя по сторонам, лишь по доносящимся до вас звукам ясно представить себе зрительно, что происходит вокруг.
      Попробуйте улавливать звуки выборочно слушать, к примеру, только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальное. Думайте, что это за машины, угадывайте, какие они, придумывайте, куда они едут, кто в них сидит.
      Прислушайтесь к шагам отдельных прохожих, но не смотрите на них. По характеру шагов нафантазируйте себе внешний облик прохожего, и даже его мысли, его биографию. Угадайте, куда он идет. Не стоит из любопытства проверять свои фантазии и узнавать у прохожего, верно ли вы определили его профессию. Мы занимаемся в этом упражнении не ясновидением, а совсем другим, более плодотворным, делом развиваем органы чувств, память восприятий, воображение и фантазию.
      СОНОСКОП ПРЕДМЕТОВ
      Этот фантастический прибор нашего воображения способен по звуку увидеть любой предмет.
      Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь?
      Звуки разные карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по авторучке, то по часикам.
      Помогая осознанию связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируем образное мышление.
      ГДЕ КОШКА?
      "Упражнение на слух: двое слепых слушают, где кошка? "
      Разделитесь на пары, решив, что вы за люди, где вы находитесь и зачем вам, слепым, слушать, где кошка. Глаза закройте или завяжите платком. Староста остался без пары, значит, ему и быть кошкой. Идите, староста, в коридор, тихонько царапайтесь в дверь, мяукайте.
      Для слепого мир полон звуков, как для нас полон красок и очертаний.


      Содержание  Назад  Вперед