Отношение к месту


Проверьте еще раз отношение к книге в действии! ОТНОШЕНИЕ К МЕСТУ
Задание:
"Менять отношение к комнате: моя комната, музей, фабрика с гремящими машинами, клуб, лес и т. д."
А если бы наша аудитория была музеем живописи? Какие картины вы видите на стенах? Ходите, рассматривайте их.
А если бы мы были в лесу?
Упражнение ценно еще и возможностью тренировать переключение из одного места действия в другое. Его полезно делать после того, как за время занятий у учеников создалось верное ощущение жизни в разных условиях: были упражнения в лесу, в музее, на перроне вокзала и т. д. Каждое из них было доведено до полной правды и веры, до ощущения "я есмь". Теперь попробуем переключить себя из одних воспоминаний в другие и в каждом месте сразу же действовать соответственно обстоятельствам.
Если ученики не готовы к такому заданию, не надо торопиться. Опасно всякое "приблизительное" выполнение упражнения.
ВОЙТИ В ДВЕРЬ
Развивая "физическое чувство правды", можно ставить перед собой любые простейшие задачи, оживляя их вымыслом воображения: "... считать шагами длину и ширину комнаты, искать какую-нибудь вещь, приводить комнату в порядок, рассматривать обои, потолок, предметы, приводить свой костюм и себя самого в порядок, осматривать руки, подходить друг к другу и здороваться и проч.".
Вот задания Станиславского на "действие ради чего-нибудь":
Войти в дверь,
чтобы повидать близких и друзей,
чтоб познакомиться и представиться незнакомым,
чтоб уединиться,
чтоб скрыться от неприятной встречи,
чтоб удивить и обрадовать неожиданным приездом,
чтоб испугать,
чтоб незаметно посмотреть, что делается в комнате,
чтоб встретить любимую женщину или друга,
чтоб впустить неприятного или опасного человека (врага,
злодея, неизвестного, который стучится),
чтоб понять, есть ли кто-нибудь за дверью или нет".
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Нетрудно один раз импровизационно совершить элементарное жизненное действие более или менее правдоподобно.
Труднее совершить его до конца правдиво, с полной верой в происходящее, а потом так же правдиво повторить.
Сценическое действие это жизненное действие в сценической обстановке. Целесообразно заниматься тренингом действия в условиях, максимально приближенных к сценическим; так вернее создаются нужные навыки. Хорошо, если творческая площадка в аудитории оборудована кулисами, задником.

Хорошо, если ее планшет несколько приподнят. Очень желательно сценическое освещение: хотя бы два выносных прожектора, направленных на площадку. Это поможет создать ощущение сцены и зрительного зала.

Работать в такой атмосфере сложнее, чем в простой необорудованной комнате, но зато навыки создаются более прочными и успешнее переносятся потом на сцену.
Итак, элементарные жизненные действия в сценической обстановке: поздороваться, стоять, ходить, вставать, затворять дверь... Для чего?
"...чтоб показать свое превосходство,
чтоб дать понять свою обиду,
чтоб снискать к себе благоволение,
чтоб подлизаться,
чтоб, по возможности, не обратить на себя внимания,
чтоб, напротив, показаться всем, обратить на себя внимание,
чтоб показать свою близость, интимность, запанибратство, чтоб рассмешить, развеселить, оживить общество своим появлением,
чтоб выразить свое молчаливое соболезнование, чтоб поскорее перейти к делу...". И так далее. Все эти и подобные им примеры из незаконченного "Задачника" Станиславского необходимо решить каждому ученику. Под контролем собственного чувства правды, перед придирчивыми глазами товарищей.

Пусть все, один за другим, выполняют одно и то же задание. Посмотрим, кто сделает вернее.
Кому поверили, а кому нет? Догадываетесь ли, почему поверили? А что помешало вере?
Вы сами себе не верили, и не понимаете почему? Вспомните, как вы начали упражнение. О чем думали перед тем, как настала ваша очередь идти к двери? "До меня еще двое. Вот пошла наша Брижжит Бардо.

Ишь, как грациозно идет! Обернулась, сверкнула глазами. Ох, молодец, здорово сыграла!.." Примерно так?

И когда пришел ваш черед, оказалось, что вы не готовы к действию. Значит, необходимо заранее готовиться! А уж товарищей судите после того, как сядете на место.
Подготовиться к действию можно только в действии. Какая у вас цель? Затворить дверь, потому что дует?

Посмотрите, сколько раз ее закрывали, а староста после каждого закрывания зачем-то снова ее распахивает. Не чувствует, как оттуда несет холодом! А вы так легко одеты.

К тому же вчера у вас побаливало горло!.. Вот чем надо занять мысли. А тело?

Разве оно неподвижно? Не хочется двинуться, чтобы затворить дверь? Вот пошел ваш сосед.

Если староста и после него распахнет дверь, тогда придется вам идти!..
Готовиться к действию действуя! Запомните это правило и проверьте его в действии. Нужно выходить на площадку, не только зная, а уже выполняя цель вашего действия, во всеоружии предлагаемых обстоятельств.
Попробуйте переключаться во время выполнения действия от одной цели к другой. Пошли, чтобы ликвидировать сквозняк, а стали затворять дверь, чтобы остаться наедине с девушкой, которая вас заинтересовала. Конечно, это можно делать только после того, как правдиво выполнил оба действия в отдельности.

Переключаясь, уловите, что происходит с вашим телом и мыслями, в чем состоит этот момент переключения.
Вы ощущаете, что меняется вся установка организма на действие? Она бессознательна, эта установка. Как она появилась? Вы наработали ее предыдущей самостоятельной подготовкой к началу действия.

Это и есть путь от сознательного к бессознательному.
Разбирая с учениками причины верных решений, надо еще раз подчеркнуть, что логика и последовательность всей цепочки отдельных действий в действенном анализе маленького события помогают вере в реальность этого события. Действенный анализ это разведка жизни телом.
ПОВТОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Материал для упражнений на повторное воспроизведение жизненных действий берется из жизни. Станиславский рекомендует повторять то,
"...что сейчас в самой жизни случайно сделал: поднял ли, посмотрел ли в окно и т. п.".
Или
"Пришел, поздоровался, сел и начал говорить с тем же, с кем и раньше, когда сегодня пришел в класс".
Пытаясь повторить жизненное действие, сделать его снова, "как в первый раз", не старайтесь только одним заниматься припоминать, как это у вас получилось, и тут же действовать по этим воспоминаниям. Припомнить все, конечно, нужно, но до начала действия. Главное же, надо помнить основные, определяющие моменты внутренней жизни. Например, вы повторяете такое действие: проходил по комнате, увидел на полу чью-то шпильку, поднял. Первый определяющий момент до того, как увидеть шпильку, вы не думали о ней, мысли были заняты совсем другим.

Вот это и нужно повторить не копировать свои движения, не пытаться снова думать так же и о том же, о чем думали тогда, а занять свои мысли какими-нибудь сходными по настроению думами и сохранить не самый маршрут, а цель движения по комнате. Зачем вы тогда шли? К окну, посмотреть, не идет ли дождь!

Вот и проверьте это снова.
Второй определяющий момент когда вы увидели шпильку, то, еще не успев ее поднять, вы стали перебирать на своем экране внутреннего зрения, кому она может принадлежать. Вы видели их в своем воображении, нескольких студенток, ваших сокурсниц (впрочем, дольше всего "смотрели" на одну всем известную растеряху), и даже уборщицу вспомнили. Значит, это и нужно повторить.

Представьте себе, что прежнюю шпильку вы не пять минут назад, а вчера подняли. Сегодня новая валяется! Вчерашнюю вы отдали всем известной растеряхе, а сегодняшняя шпилька совсем другой формы.

Значит, не растеряхина. Чья же? Подумайте, переберите в воображении возможные варианты.
Преображая любое вторичное действие в первичное, не копируйте прежнее, а творите заново, с новыми магическими "если бы".
Это главное условие рождения сценической правды.
СУФЛЕР-ПРАВДА
Еще упражнение на повторное действие:
Найдите вот эту безделушку, которую я потихоньку от вас спрячу.
Ищут заранее спрятанную брошку. Где она не знают на самом деле. Нашли.
Повторите то же самое после того, как найдена вещь. Пусть найдут ту же вещь на том же месте. То же лицо. Копировать только что сыгранное ложь.

Даже нет правдоподобия.
Даже если вы точно вспомните все свои движения, слова и поступки и скопируете, воспроизведете их в той же последовательности, что и в первый раз, то в лучшем случае выйдет правдоподобие, но не правда. Как же дойти до правды?
Оправдайте свои поиски новыми магическими "если бы". Как бы вы искали брошку (а она в том же месте спрятана!), если бы:


  1. брошка была музейной вещью, которую кто-то из вас (кто?) взял с витрины и спрятал по непростительному легкомыслию, на пари;

  2. вы все узнали об этом и только собрались было отругать виновника и заставить его вернуть вещицу в музей, как в этот момент пришел музейный работник (вот он!) и заявил, что ему известно, что брошка кем-то из вас спрятана в этой комнате;

  3. вы великолепно знали, куда ваш легкомысленный товарищ ее спрятал, но решили наказать его своим собственным судом, а сейчас не выдавать.

  4. Как вы будете действовать в этих предлагаемых обстоятельствах? Пробуйте!..


    Содержание  Назад  Вперед