Важный гость


Каждый полтонны весом. Действуйте, но помните, что кроме вас в комнате есть еще крошечные лилипуты, не раздавите их случайно. Постарайтесь не смять и не раздавить ни одного стула.

Не топайте, а то пробьете пол и провалитесь в первый этаж. Займитесь сообща одним делом, и лилипуты и великаны вместе, приготовьте и украсьте нашу комнату к приходу важного и дорогого гостя.
ВАЖНЫЙ ГОСТЬ
Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого актера из далекой страны.
Один из учеников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым актером. Ничего не наигрывая и не изображая: здоровается со всеми по очереди, усаживается, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно добиться полной достоверности его поведения и отношения к нему остальных учеников.
ЦЕРЕМОНИЯ
Сейчас мы встретим вождя одного из маленьких полинезийских племен. Сделаем ему сюрприз, выполним тот этикет, который принят на его острове. При его появлении все должны упасть на колени, протянуть у нему руки, трижды резко тряхнуть головой и громко пропеть "о-оо-ои!".
Он обойдет всех, прикоснется к затылку каждого нужно склонить голову и тихо пропеть "и-ии-ио!".
И в этом, или в подобном ему, церемониале, нужно добиться полной веры всех в предлагаемые обстоятельства, строгой логики и последовательности всех действий, составляющих торжественную церемонию.
А как дикие жители созвездия Близнецов (какие они?) встречают восход солнца? Какой у них ритуал?
РУЧНЫЕ ЧАСИКИ
Что если бы каждый из вас был деталью ручных часиков? Соберитесь кучкой, представьте себе, что эта кучка часики на ремешке. Распределите между собой обязанности:
один часовая стрелка,
другой минутная,
третий секундная,
четвертый заводная пружина,
пятый, шестой и седьмой три приводные шестеренки,
восьмой баланс с волоском и анкерной вилкой.
Ищите верное "самочувствие" каждой детали. Кто спокойнее всех? Часовая стрелка, ей спешить некуда. А секундная работяга, любит точность и гордится своей пунктуальностью и неутомимостью. Как показать ее в действии?

Как угодно вы можете, например, описывать пальцем большую окружность и говорить при этом "тик-тик-тик".
А часовая стрелка как вытянутая рука как вытянула руку, так и застыла...
Который час?
ОРКЕСТР
"А вот упражнение не только для ощущения коллективности творчества, но и для того, чтоб заранее научить учеников уметь создавать иллюзию игры на разных инструментах. Это часто приходится производить на сцене, в то время как музыка играет за кулисами...
Каждый из учеников должен научиться обращаться с каждым из наиболее ходовых инструментов, с которыми приходится встречаться на сцене оперным и драматическим артистам".
Упражнение групповое. Состав оркестра в зависимости от количества учеников. В "Инсценированной программе" Станиславского упоминаются два оркестра, большой военный и квартет: рояль, виолончель, две скрипки.
Разумеется, концерт таких оркестров может состояться лишь после того, как каждый его участник овладеет техникой игры на своем воображаемом инструменте.
Это упражнение воспитывает взаимосвязь с партнерами. Тренироваться можно под музыку, которая насвистывается или поется исполнителем. Играть общий концерт можно под граммофонную или магнитофонную запись.
ЕЩЕ ОДИН ОРКЕСТР
Сейчас мы создадим еще один оркестр, который на днях выступит в шефском концерте.
Распределяю обязанности:
вы рояль (нет, вы не играете на воображаемом рояле, а сами вы рояль!),
вы пианист,
вы скрипка, вы скрипач,
вы контрабас, вы контрабасист,
вы кларнет, вы кларнетист,
вы барабан и тарелки, вы ударник,
вы певица-солистка,
вы дирижер оркестра.
Состав оркестра неожиданный, но это не должно нас смущать. Педагог или один из учеников, ведущий, берут на себя обязанности конферансье и объявляют номера, неожиданные для самого оркестра:
Вальс!
Романс на патагонском языке в сопровождении оркестра!
Симфония "Футбол"!
Ария марсианки из оперы "Космос"!
Музыканты должны играть на своих инструментах, а те издавать соответствующие звуки. Певица-солистка должна петь так, как если бы у нее был уникальный по красоте и силе звука голос (но, может быть, совсем без звука!).
Что это такое я скрипка? Я вытягиваюсь на стуле и откидываю голову. Моя голова струнодержатель с колками, натягивающими струны.

Я вижу, чувствую, ощущаю, как они натянуты, эти струны мои руки, протянутые вниз и положенные на колени (на "подставку"). Когда скрипач водит воображаемым смычком по моим струнам, я чувствую, как струна колеблется и передает свое звучание моему корпусу, корпусу скрипки. И когда я, скрипка, пою эту мелодию, я ощущаю, как звучит мой корпус...

Говоря строго я не ощущаю, а мне кажется, что я ощущаю. Но не все ли равно, если я действую так, как если бы я ощущал?
ЛЕС
Вспомните лес. Кто что видит на своем внутреннем экране?.. Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения этого леса:
вы березка,
вы рябина,
вы огромная сосна,
вы ромашка,
вы одуванчик,
вы трава,
вы шишка на ветке,
вы раскидистый старый дуб,
вы белый гриб...
Раз вы дерево, значит, ваши руки самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире!.. А ноги корни...

Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите ли шум своих листьев?
А если вы трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас?
Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь... Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер.

Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке?
Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки трагедия: все лепестки обвисли...
Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки!
А если: Я ветер! Я дождь! Я град!
Я солнце!
ЖИВЫЕ РУКИ
Упражнениями индивидуального тренинга на "живые руки" целесообразно заниматься после того, как ученик в классе основ сценического движения прошел цикл упражнений на "выразительные руки". Подготовленный ими, он будет продолжать тренировку гибкости и подвижности рук, усложняя ее творческим вымыслом и накапливая необходимые навыки и умения для того, чтобы в дальнейшем любой актерский жест непроизвольно рождался свободным, выразительным, лаконичным, наполненным. "Живые руки" один из приемов такой тренировки.
"Кисти рук это глаза нашего тела", написал Станиславский в приветствии А. Моисеи, говоря о тренировке актерского аппарата. В его черновых материалах к "Задачнику" есть такие записи: "Все звери", "Все птицы", "Все цветы на клумбе". И когда в тренинге на необычные обстоятельства ученик действует, как если бы он был зверем или птицей, часто именно через "живые руки" он передает не только внешнюю, но и внутреннюю характерность образа.
Каждое упражнение должно быть оправданным до конца и в полной мере. Это правило для всех разделов тренинга. Тем более оно необходимо при действии в необычных обстоятельствах, где убедительными могут быть разнообразнейшие оправдания.

Даже такие: мои руки живые существа, которым я помогаю действовать.
Упражнениями этого цикла широко пользуются в подготовке актеров-кукольников. Не менее полезны они и драматическому актеру. Приведем несколько таких упражнений.
ЗМЕЯ
Одну руку протяните перед собой ладонью вниз на уровне груди, согнув ее в локте. Это ветка дерева. Вторую руку положите запястьем на "ветку".

Это змея. Кисть руки змеиная голова. Сложенные щепотью пальцы пасть. Теперь вспомните змею и действуйте так, как если бы ваша рука была змеей:


  • грейтесь на солнышке,
  • ползите по ветке,
  • осязайте воображаемым язычком, что встречаете на вашем пути,
  • нападайте на врага.

  • Помните о переливающемся движении змеиного тела. Хотя в вашем распоряжении только три сгибающихся узла: плечевой, локтевой и лучезапястный, действуйте так, как если бы вся рука была гибкой и эластичной, подобно телу змеи. Для этого снимите мышечное напряжение, кроме необходимого для действия. Точно знайте цель каждого действия. Змея не делает лишних движений.
    Поменяйте роли рук.
    Обе руки змеи. Ну, скажем, молодые змееныши, они:

    • играют, обвивая и переплетаясь друг с другом,
    • ссорятся из-за вкусного кузнечика,
    • дерутся не на жизнь, а на смерть.

    • Все время помните: никаких лишних напряжений, только целесообразные!
      КОТЯТА
      Кисти рук котята.
      Тут невозможно установить, где у котенка нос, где лапы, а где хвост. Пальцы становятся по ходу действия то одним, то другим, то третьим. Или вдруг вся кисть превращается в выгибающуюся спинку, а может быть, только один указательный палец.
      Сядьте, положите ногу на ногу. Котята играют на вашем колене. Пусть сначала резвится один (правая рука), потом другой (левая рука), а потом оба вместе.
      Заметьте, между прочим, что и у котят бывают разные характеры, не делайте их одинаковыми.
      Не помните, как они играют? Руки не оживают? Тогда попробуйте сделать это упражнение после того, как понаблюдаете за живыми котятами. Начинайте с самого простого: ваша кисть лапка котенка, он играет спичечным коробком, как будто это мышка.
      ИГОЛКА
      Нет, иголка сюда попала не случайно. Это не простая иголка, а живая. Ведь иголки тоже бывают умницами или безобразницами, старательными или лентяйками, добрыми или злобными.


      Содержание  Назад  Вперед