Крылья


К тому же наша иголка шьет сама. Упражнение отлично тренирует и руки и воображение. Сначала займемся правой рукой.
Встаньте, выпрямите руку ладонью вниз и прижмите пальцы друг к другу. Четыре соединенных пальца игла. Большой палец остался не у дел. Пусть болтается.

Считайте, что он маленький кончик нитки. Длинный конец нитки вся рука до плеча. Перед вами воображаемый материал, который нужно сшить.

Пусть для начала это будет что-нибудь несложное, крупное. Например, большие мешки.
Начинайте сшивать два края мешковины. Проткните иголкой один край, сверху, заведите иголку снизу под другой край, проткните его и ведите иголку опять к правому краю. Пойдет безостановочное движение иголки, как бы описывающей круг, причем соединенные пальцы будут то сгибаться, то разгибаться.
Тянется нитка. Помните, что это мягкая нитка, а не что-то твердое и угловатое. Освободите от напряжения всю руку, оставьте только легкие необходимые напряжения и постоянно контролируйте их.

Двигайтесь вслед за иголкой.
Можете шить побыстрее?
Сделайте то же самое левой рукой.
А теперь сшейте что-нибудь более сложное.
КРЫЛЬЯ
В этом упражнении надо использовать все пластические навыки для рук, полученные на уроках сценического движения, ритмики, танцев, и найти характер движения рук, если бы они были:


  1. крыльями орла,
  2. крыльями ласточки,
  3. крыльями воробья,
  4. крыльями сверхзвукового самолета,
  5. крыльями Змея Горыныча,
  6. крыльями летучей мыши,
  7. крылышками бабочки,
  8. крылышками стрекозы,
  9. крылищами археоптерикса.

  10. Ищите не только внешний характер движений. Вы орел. Паря над землей, высматривая внизу добычу, вы размеренно машете своими огромными крыльями, и на их движении отражается вся ваша внутренняя жизнь. Вот вы заметили зайца, готовитесь камнем упасть на него все так же неторопливо машете крыльями, подбираясь на нужное расстояние, а внутренний темпоритм изменился!
    Много внимания надо отдавать, особенно вначале, контролю за мышцами рук, чтобы оставлять только необходимые напряжения. Но, занимаясь контролем, помните о главном все ваше существо должно жить жизнью орла! Если верно работают руки, то и взгляд ваш станет орлиным!
    В индивидуальном тренинге отрабатываются разные крылья. Потом полезно делать упражнения на переключение мгновенно переходить от крыльев орла к крылышкам бабочки и обратно. Или построить круговую ленту: орел-воробей-самолет-ласточка-архео-птерикс-стрекоза-снова орел и т.д.
    ПАУК
    Наш паук мало похож на настоящего: ног у него всего лишь пять, и переступает он ими абсолютно не так, как в жизни. Ученики за столом.
    Расправьте пальцы правой руки, чуть согните их и поставьте подушечками на стол. Это паук. Дорожку, по которой он пойдет, надо представить себе в виде прямой линии, проходящей по столу через вашу ладонь так, чтобы указательный палец стоял как раз на центре дорожки.
    Схема движения: приподнимите большой палец и заведите вплотную перед указательным на центр дорожки; приподняв остальные пальцы, поставьте мизинец перед большим, потом безымянный перед мизинцем, потом средний перед безымянным, потом указательный перед средним, потом большой перед указательным и т. д.
    Перед тем как шагнуть, надо поднять палец как можно выше.
    Каждый шаг твердый ударный. Путь точно по прямой вперед, от себя.
    Освоили технику? Теперь сделаем то же самое на скользящем движении пальцев. Перед каждым движением палец поднимается, ударяет в "паутину" и как будто "буксует", скользит по паутинкам, в это время ударяет следующий и т. д. Усилия продвинуться вперед большие, а ход почти на месте, движение чуть заметно.
    Почему так медленно идет ваш паук, что его задерживает, что завораживает, где муха?
    Освойте эти движения левой рукой.
    Освойте "шаги паука", простые и скользящие, вверх по стене, вниз по ножке стола.
    Попробуйте бегать, соблюдая ту же очередность отдельных движений.
    Куда бежит ваш паук? Зачем? Ой, какая огромная муха влипла всю паутину порвет!
    Освоив все элементы движений, надо переходить к свободному, непроизвольному действованию: наметить цель и "ходить" или "бегать" в зависимости от вымышленных обстоятельств.
    Пусть встретятся два паука. Лучше делать парное упражнение с партнером, а не своими обеими руками.
    Пусть одна из паучьих ног будет повреждена и с ней придется особенно бережно обходиться.
    Пусть паук будет трусливым, осторожным, или безудержно храбрым, или ленивым и т.д.
    ЦВЕТОК
    Стебель цветка пробивается из земли на белый свет, бутон распускает лепестки надо сделать это так, как если бы кисти рук были стеблем и бутоном и лепестками.
    Сначала стебель под землей. Кисть одной руки сжата в кулак, прикрытый ладонью другой руки. Этот "свернутый" бутон направлен вверх, кисти рук на уровне шеи, а запястья и локти прижаты друг к другу.
    Пробиться к солнцу! Пройти сквозь толщу земляного покрова, отделяющего цветок от мира света! Тянуться ввысь, преодолевая сопротивление почвы, упрямо раздвигая ее...
    Проверьте, целесообразно ли напряжены мышцы вашего тела? Почему напряглась шея? Освободите ее.
    Медленно преодолевая, побеждая тяжесть земли, стебель цветка тянется кверху... (пусть это не соответствует "правде жизни" цветка, и на самом деле ему не приходится тянуться откуда-то из глубины. Неважно. Для нас важнее правда нашего вымысла, правда образа, правда представления о стебле, пробивающемся наружу).
    Чувствуете ли, как вся энергия стебля сосредоточилась на самом верху, на внешней стороне согнутых пальцев, раздвигающих воображаемую землю? Все тело свободно, оно тоже как бы тянется ввысь, но на самом деле неподвижно. Нигде нет лишнего напряжения. Всё в неуклонном медленном движении рук кверху... Сопротивление земли слабеет, значит, все тоньше слой почвы, все легче движение, все меньше требуется силы... Последняя преграда переплетенные корни травы... Солнце!
    Сжатые кисти рук на уровне лба. Теперь бутону надо еще немного подняться на стебле над землей, укрепиться и раскрыть свои нежные лепестки.
    Энергия, которая сосредоточивалась раньше на верхней части сжатого бутона, теперь рассредоточилась по всему стеблю. Локти-корни надежно поддерживают стебель. Греет солнце, и пальцы-лепестки, вновь набирая энергию, начинают выпрямляться, раскрываться, и наконец образуют открытую чашу распустившегося цветка.
    Что это за цветок? Опишите его.
    Проверьте распределение напряжения во всем теле. Освободите все, что можно освободить. Оставьте только необходимые напряжения. Сделайте упражнение несколько раз подряд.
    Сделайте новое окончание упражнения: село солнце и бутон свернулся, закрылся.
    Придумайте обстоятельства "жизни" цветка:

    • когда дует ветер,
    • когда солнце заходит за тучу,
    • когда льет дождь,
    • когда бьет град.

    • Все время проверяйте напряжения. Следите за пластичностью мельчайших движений пальцев. Для цветка каждое легкое колебание лепестка уже мизансцена.
      ДЕТСКИЕ ИГРЫ
      "Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великим артистом", сказал Станиславский.
      А как играют дети? Вспомним.
      Девушки, вам по три года. Возьмите воображаемую куклу вспомните, какая кукла в вашем детстве была самой любимой, как ее звали, как она была одета, и играйте!
      Юноши, тряхните стариной, сыграйте в кубики. Вспомните, как вы в них играли. Вы строили дом "понарошку" или по-настоящему? Конечно, по-настоящему! И если кто-нибудь из взрослых случайно задевал рукой незаконченную постройку и она рушилась сколько было слез! Ведь рушился настоящий дом! Пусть маленький, пусть без окошек со стеклами, но все-таки настоящий дом, в котором вполне могли бы жить ваши живые милые плюшевые медвежата. И, ставя кубик на кубик, вы бормотали: "А здесь мишки будут обедать, а здесь мишки будут спать".
      Недавно английская газетная хроника сообщила факт поразительной веры ребенка в реальность игры веры, которая привела малыша в больницу. Он играл в автомобиль. То есть сам был автомобилем. И, как положено, "заправил" свою машину перед поездкой выпил пол-литра машинного масла!
      Это комната детского садика. Всем вам от трех до пяти. Вы вернулись с прогулки, раздеваетесь (вот вешалка) и усаживаетесь играть: девочки в куклы, мальчики в кубики.
      ИГРАЕМ В КУКЛЫ
      Нужно принести на урок несколько настоящих игрушек кукол, медвежат, зайчиков.
      Продолжаем играть в куклы. Составьте стулья в круг, садитесь и передавайте друг другу игрушки. Вы наблюдали за детьми и видели, на чем основана вера ребенка в подлинность происходящего с ним и с куклой. Ребенок всегда относится к кукле, как если бы она была живым существом. Он только отмечает да, у Тани целлулоидное лицо, да, у нее не открывается ротик, да, ее ручки на резинках, да, она такая, но она все видит, слышит и понимает, она совсем живая! Ребенок верит в это, пока он играет. После игры он может отшвырнуть Таню ногой она уже просто кукла, а не живая. Но во время игры пусть попробует кто-нибудь из взрослых нечаянно наступить на Таню ногой, какая будет трагедия!
      Передавайте игрушки и относитесь к ним, как если бы они были живыми существами. Не подставляйте на их место воображаемых людей и медведей. Оправдывайте и матерчатые пальцы, и бусинки вместо глаз так уж они устроены, эти милые живые существа! Играйте с ними и передавайте соседу.


      Содержание  Назад  Вперед