Небывалые события



Готовность Странные позы А при чем тут Дон Кихот? В комнате привидение Внезапные "кабы да если бы" Небывалое Обычное в необычном Оправдание крика Толстый и тонкий Старики Внешняя характерность А я чайник! Кто вы? А вы кто? Кем мы еще можем быть?

Космонавты Лилипуты и великаны Важный гость Церемония Ручные часики Оркестр Еще один оркестр Лес Живые руки Змея Котята Иголка Крылья Паук Цветок Детские игры Играем в куклы Играем в "кошки-мышки" Гуси-лебеди Игрушки Игры игрушек Игрушки оправдывают позы Испорченные игрушки Парные игры Я это он! Я кто угодно! Братья по разуму Животные Птицеферма Стадо Своя компания Зоосад Пассаж Эрмитаж Зал живописи Артисты цирка Цирковые номера Цирковое представление Отвинченная голова Обыкновенные чудеса
ГОТОВНОСТЬ
Для упражнений на действие в необыкновенных обстоятельствах нужно прежде всего воспитать навык готовности к любой неожиданности.
Схватите себя за нос!.. Спрашивается, зачем серьезному человеку хвататься за нос? А если бы в комнату ворвался сумасшедший?

А если бы он бежал на вас с криком: "Нос отрежу!"? Вы бы инстинктивно защитили нос? Нужно научиться кидаться в любое действие и уметь мгновенно оправдывать самые необычные и нелепые обстоятельства!
Держите себя за ухо, да покрепче!
Проскачите на одной ноге до двери!
Вцепитесь соседу в волосы!
Крикните тоненьким голоском: "Хо! хо! хо!"
Педагог ставит учеников в явно нелепые положения и требует при этом соблюдения строжайшей серьезности. Среди учеников всегда находятся люди, отличающиеся особой застенчивостью, скованностью, преувеличенной боязнью показаться смешным и неловким. Их необходимо "развязать" в первую очередь:
Ходите перед нами с гордо поднятой головой! Вы царь Соломон!
Высуньте язык! Он у вас очаровательный!
Напугайте соседку! Смелей!
Главное все должны при любом задании вести себя так, как если бы выполняли очень важное и ответственное дело. Должна быть атмосфера работы, а не розыгрыша, потому что розыгрыш способен лишь упрочить застенчивость.
СТРАННЫЕ ПОЗЫ
В актерской работе встречаются такие трудности, которые никак не преодолеть без умения кидаться в необычное, кидаться стремглав, очертя голову!
Тут не обойтись без отчаянной храбрости, без этакого подобия скипидара, без "творческого нахалина"! Очень это трудно выставить себя на посмешище и, нисколько этим не смущаясь, действовать в заданных обстоятельствах.
На центр комнаты вызываются юноша и девушка. Юноша получает задание:
Станьте на стул. Согните колени. Правую руку просуньте между ножкой стула и перекладиной.

Левой рукой тяните себя за волосы вверх. Скривите рот... Удобно?

Пожалуйста, объяснитесь девушке в любви, не меняя своего положения.
Девушка тоже получает задание:
Станьте к нему спиной. Вытяните вперед руки. Сплетите их, как провод.

Растяните губы, говорите басом: "Йии-иии-иии!" Поверните голову, смотрите на влюбленного, слушайте его и относитесь к этому так, как если бы какие-то необычные обстоятельства (придумайте и оправдайте их!) заставили вас обоих быть в таких положениях.
А ПРИ ЧЕМ ТУТ ДОН КИХОТ?
Есть в записках Станиславского упражнения на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Развивается воображение ученика, который вынужден "отвечать на мои вопросы". Например:
"А при чем тут Дон Кихот?" (Он ни при чем и приходится сочинять). Или: "А почему все это происходит на крыше дома в Питере?"
При этой игре не сметь ответить "не знаю".
Неожиданные вопросы задаются, к примеру, в то время, когда ученик описывает свои внутренние видения, вспоминая прошедший день или совершая мысленные путешествия по улице. Вопрос ломает привычную логику и последовательность видений, заставляет оправдывать вымыслом их новую логику, принуждает к большой активности видений, поскольку приходится включать в них внезапные препятствия.
Или такой неожиданный вопрос:
Как здоровье Алексея Леонидовича?
Ученик понятия не имеет, кто такой Алексей Леонидович, но он обязан немедленно отозваться и придумать ответ:
Поправляется. Температура уже нормальная.
А вы откуда это знаете? сбивает его педагог. Ученик не сдается:
К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.


Люда? поддерживает игру педагог. С рыжими косичками?
Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных роговых очках.
Педагог обращается к другому ученику:
Почему вы ввязались вчера в эту драку? К третьему:
Когда вы вернете мне книгу? К четвертому:
Вы что, плохо себя чувствуете?
Готовность ученика должна быть такой, чтобы на любой вопрос он дал немедленный ответ и так, как если бы он говорил чистую правду.
В КОМНАТЕ ПРИВИДЕНИЕ
В простом действии "войти в комнату" могут быть любые, даже фантастические "если бы" и предлагаемые обстоятельства:
В комнате вор, привидение, невидимка.
Не стоит играть детективный этюд. Это упражнение. Надо только войти в комнату. А там...

Что такое?..
Вас ведь предупреждали, что в этом старинном доме водятся привидения, а вы не поверили. Привидений не бывает! Вот вам и не бывает смотрите, вон оно, белое, в углу...

Убедились? Теперь войдите в комнату еще раз, уже точно зная, что можете наткнуться на привидение.
Что будете делать, подходя к двери, открывая ее, входя в комнату?
О чем будете думать, как смотреть, слушать?..
ВНЕЗАПНЫЕ "КАБЫ ДА ЕСЛИ БЫ"
Станиславский предложил использовать для упражнений детскую игру на неожиданные "кабы да если бы", которая вызывала бы активные действия, развивая приученность к активному раскрытию действенной природы события.
Усложняйте неожиданными "если бы" свои упражнения на простейшие действия. Вот вы, как гостеприимный хозяин, здороваетесь с друзьями. Прервите свои поклоны внезапным "если бы": если бы перед вами были не друзья, а восковые фигуры? или бизоны? или марсиане, наконец? Как изменится логика вашего поведения?

Упражняйтесь с внезапными "если бы", когда идете по улице. Идите, окружив себя вымыслами воображения, как если бы вы шли не по родному городу, а по древнему Риму, например.
Или по Великому Новгороду, каким он был 700 лет назад. И вот, собираясь завернуть за угол, включите внезапное "если бы" посмотрите, что перед вами! Куда-то исчезла улица Великого Новгорода и за углом огнедышащий вулкан!..

Только, пожалуйста, не окружайте себя подобными вымыслами, когда переходите улицу!
Здесь для нас главное не столько развитие фантазии, сколько логика действия в чрезвычайных, необычных обстоятельствах. Проследите (под контролем чувства правды), как изменение предлагаемых обстоятельств влияет на логику и последовательность действий.
НЕБЫВАЛОЕ
Сны как говорят, небывалые сочетания былых впечатлений. Фантазии тоже. Кладовые наших впечатлений хранят память не только о том, что бывало с нами в жизни, но и то, что мы представляли себе, о чем фантазировали.

Фантазии это тоже наш жизненный опыт.
Потому-то полезно делать упражнения не только на основе того, что нам в жизни знакомо, но и на основе небывалого, того, чего никогда в жизни не делал. Пусть небывалое, развивая фантазию, откладывается в нашем опыте.
Вы жители Венеры, огнеупорные мыслящие крабы на двух кремневых конечностях. Стройте свое каменное жилище!
Помните рисунки Жана Эффеля из серий "Сотворение мира" и "Сотворение человека"? Вы персонажи этих рисунков. Кто Бог? Кто ангелы? А кто дьявол?

Что будем делать? Изобретать снежинки? Действуйте!
Подчеркнем еще раз важность тренировки не только привычных, но и вымышленных действий. Ведь актер всегда действует в вымышленном мире.
ОБЫЧНОЕ В НЕОБЫЧНОМ
Простое упражнение на беспредметное действие: вы достаете из кармана фляжку с водой, отвинчиваете пробку, пьете. Вспомните последовательность движений мысленно. Оправдайте время, место и цель.

Действуйте!
А если бы у вас были такие хрупкие кости рук, что каждое движение могло бы их сломать? Они из тонкого фарфора. Почему оправдайте.

Напейтесь из фляжки!
А если бы вы оказались в состоянии невесомости? Вы на корабле "Юпитер-6". Доставайте фляжку, напейтесь... Похоже на предыдущее задание?

А в чем разница? Сделайте упражнение еще раз, прислушайтесь к своему телу...
А если бы во фляжке была не простая вода, а волшебный эликсир, удесятеряющий силы?..
ОПРАВДАНИЕ КРИКА
Ученики в полукруге.
По моей команде (я ударю рукой по столу) кричите "Ура!" Сразу удар. Крики "Ура!"
Почему кричали? Чему радовались?
Я досрочно сдал экзамен!
Я стипендию получил!
Бабушка приехала! С пампушками!
Оправдание должно быть найдено не заранее, не до крика и не после крика, а в момент начала крика. Возник в воображении вымышленный повод увидел бабушку, например, и надо сразу же, в ту же секунду, кидаться в крик, бросать себя в крик. В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно, а это не менее важно, чем простое развитие фантазии, когда оправдание придумывают после совершения действия.
Еще одна команда:
Звать на помощь!.. Кого зовете? Почему?
И неожиданно:
Замяукать!.. Почему? Как вас зовут?

Мурочка?..
Кричать "бре-бре"!.. Это что за зверь?
Пропеть "кукареку"!.. Ваш сосед-соперник устыдился из-за своего хлипенького ответа?
ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
Разделитесь на пары и решите, кто будет толстым, а кто тонким.



Содержание раздела