Старики


Потом поменяйтесь ролями. Вместе займитесь одним делом. Например, собирайте на грядках воображаемую клубнику и старайтесь набрать лучшие ягоды, наполнить ими корзинку раньше партнера. Найдите такое физическое самочувствие, какое было бы у вас, если бы вы были в два раза массивнее. Быстро бы вы сгибались?

Легко ли?.. Если бы у вас были короткие мясистые пальцы, как бы вы рвали клубнику, боясь измять ее?.. Если бы у вас была толстая неповоротливая шея, как бы вы крутили головой, пытаясь исподтишка заглянуть в корзинку партнера? Если бы у вас было круглое расплывшееся лицо, как бы чувствовали себя ваши глаза-щелки? Как бы они смотрели из-под тяжелых век?

А как бы вы шли вдоль грядки, если бы у вас были грузные столбообразные ножищи?..
А если бы у вас были тоненькие ножки-струнки и если бы вы весили в два раза меньше, чем теперь, как бы вы обегали кустик за кустиком в поисках лучших ягод?.. Тело легкое? Удобно вертеться и высматривать? Пальцы ловкие, быстрые?

Хорошо срывают ягодки? Шея верткая? Все видно в корзинке соседа, до самого дна?

У кого лучше ягоды?
Тех, кто трудно входит в необычное физическое самочувствие, не нужно торопить. Может быть, такое умение совсем не свойственно этой актерской индивидуальности, а может быть, оно проявится значительно позже. А тем, кому это дается легко и кто, следовательно, склонен к острой характерности, надо усложнить задание: предложить, например, сделать некоторые из привычных упражнений тренинга в физическом самочувствии "толстых и тонких".

Можно делать парные упражнения, переключаясь из одного самочувствия в другое.
СТАРИКИ
Что, если бы вам, каждому из вас, было уже за восемьдесят? "Примерьте" на себя этот возраст. Воспользуемся, как всегда, действием с воображаемыми предметами разделитесь на пары, пусть старушки-портнихи и старички-портные принимают старичков-заказчиков, делают примерку обновок.
Что это означает "мне за восемьдесят"? Какое было бы у вас в этом случае физическое самочувствие?.. Вы надеваете воображаемый костюм. Легко сгибается спина? Оберегаете себя от резких движений?

Когда приходится поднимать руки и просовывать их в воображаемые рукава болят от непосильного напряжения плечи и шея? Так осторожнее совершайте эти трудные движения! Пройдитесь перед воображаемым зеркалом, полюбуйтесь на себя в новом костюме.

Как легче идти широким, большим шагом или короткими шажками? Легко отрываются от пола подошвы? Приходится думать о равновесии?
Пока заказчики прихорашиваются перед зеркалом, пусть портные присядут.
А как будете подниматься со стула? Попробуйте... "Подниматься" это значит "поднимать себя". Легко себя поднимать? Спина затекла?..

Отчего старички часто сутулятся? Как легче держать руки? Попробуйте свободно бросить их вдоль тела.

Плечи опустите, не напрягайте. И шея сама гнется, голова клонится вниз так удобнее.
Довольны своими обновками? Кто не доволен, покажите портным, как переделать ваши костюмы.
У Станиславского в главе "Характерность" (из II части "Работы актера над собой") подробно описаны пробы старческого физического самочувствия. Пусть ученики прочтут эти страницы, потренируются дома и покажут на занятии, что получилось.
Ученикам, склонным к острой характерности, можно предложить сыграть какой-нибудь их прежний этюд с добавлением новых обстоятельств: сюжет тот же, а возраст иной. Разумеется, и в сюжете потребуются кое-какие изменения.
ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ
Надо отыскать в действии следующие физические самочувствия, придумав вымышленные обстоятельства места, времени, возраста и непременно определив цель действия:


  1. Человек хромает (одна нога короче другой, или повреждено колено).

  2. Горбатый (шея вдавлена в туловище, плечи подняты, оттого кажутся очень длинными руки и ноги).

  3. С протезом (руки или ноги).

  4. Пьяный (замедленная мысленная речь, контроль за каждым движением, обстоятельная ориентировка).

  5. Тугоухий или совсем глухой.

  6. Нет ни одного человека, в точности похожего на другого. Все хромые хромают по-разному. Все глухие по-разному приспосабливаются к жизни, полной звуков. Не изображайте пьяного вообще, а отыщите физическое самочувствие именно этого, а не другого человека. Вот где должна вам пригодится тренированная актерская наблюдательность!
    Как и в предыдущих упражнениях, нужно предложить ученикам, легко схватывающим самочувствие в острой характерности, сыграть некоторые из их прежних этюдов, учитывая эти новые особенности личности.
    Финал вашего этюда изменится? Вероятно.
    А Я ЧАЙНИК!
    Из анализа поведения душевнобольных можно, как это ни странно, извлечь ценнейшие уроки по логике и последовательности действий в непривычных предлагаемых обстоятельствах.
    В "Латинских повестях", переведенных двести лет назад Тредиаковским, читаем: "Арифей пишет об одном сумасбродном, который думал, что он глиняный, и для того никогда ничего не пивал, чтоб не размокнуть и не развалиться.
    Другой уверял всех, что он не что иное, как зерно просяное, и для того всегда отгонял птиц всяких от себя, чтоб они его не склевали".
    Вполне логичное поведение, не правда ли!.. А что отличает поведение безумного человека, уверенного, что он стеклянный? Прежде всего полнейшая, безграничная вера в вымышленные обстоятельства и строжайшая логика действий в этих обстоятельствах.
    Раз уж он вообразил себя сделанным из стекла отныне он не совершит ни одного действия, которое шло бы вразрез с этим вымыслом. Он боится, что его заденут и разобьют. Идет, опасаясь наткнуться на что-нибудь. Осторожно укладывается в постель. Не делает резких движений. Предупреждает всех знакомых и незнакомых о своей беде, чтобы они не разбили его случайным движением, никто ведь не видит, что он стеклянный. Слишком горячий чай ему вреден он может лопнуть.
    Походите по комнате так, как если бы вы были стеклянным венецианским чайником!
    Нет, действие происходит не в сумасшедшем доме. Пусть это будет сказочная пьеса. Вы играете в ней роль стеклянного министра.
    КТО ВЫ?
    Известно, что происходит работа над этюдами "на басни". Сюжет "Волка и ягненка", например, переведенный на печальные человеческие взаимоотношения некоего агрессивного нахала с наивным "агнцем", позволяет обнаружить и развить задатки острой характерности.
    Воспользуемся схожим материалом для тренинга необыкновенных действий.
    Вспомните какого-нибудь басенного зверя и, оставаясь человеком, действуйте так, чтобы мы поняли, чьи у вас повадки вороньи, медвежьи, орлиные? Любое простое действие с небольшим обострением чай пьете и чашку уронили, или лук режете и порезались. Пожалуйте один за другим на площадку, а мы будем угадывать.
    Э нет, такой наигрыш не пройдет! Вы только изобразили, что вы орел, очень стараясь, чтобы мы это поняли, а надо другое: попробуйте смотреть на мир с огромной зоркостью, двигаться с чувством орлиного достоинства, но будьте живым человеком.
    А ВЫ КТО?
    Парный вариант предыдущего упражнения полезно сделать, когда ученики займутся упражнениями на взаимодействие.
    Выберите партнера. Каждый придумайте звериный характер в человеческом действии и отправляйтесь общаться на площадку. Не надо оговариваться, кто есть кто; нужно только договориться, где вы и чем заняты сообща.
    Угадайте, что за натура у вашего партнера... Она муха?.. Это верно?.. Нет, оказывается, она бабочка! Представляете, как ей хочется порхать, а она прикована к этой кухне, где надо кашу варить?..
    Все условия общения остаются в силе и внимание к партнеру, и пристройка, и взаимодействие.
    КЕМ МЫ ЕЩЕ МОЖЕМ БЫТЬ?
    А если бы вы были резиновыми, надутыми, как воздушные шарики? Сегодня у шариков праздник "День веревочки"!
    А если бы вы были алюминиевыми, на шарнирах?
    А если бы вы были чугунными?..
    А если бы вы были песочными, рассыпающимися от резкого неловкого движения?.. Ах, только бы не заметила "она", что я рассыпаюсь...
    Во всех предлагаемых обстоятельствах ученики ищут и проверяют логику и последовательность своих действий и вымыслов. Верное действие может привести их к вере в предлагаемые обстоятельства, к ощущению "я есмь". Даже если я чайник!
    КОСМОНАВТЫ
    А если бы вы находились в состоянии невесомости?.. Сначала попробуйте действовать в кабине космического корабля вы лежите на своем рабочем месте, тело зафиксировано ремнями, а невесомые руки пытаются поймать невесомый карандаш, который издевательски плавает перед вашим лицом.
    Теперь невесомо пройдитесь по коридору орбитальной станции надо дойти до щитка и включить тумблер искусственной гравитации... Включили. Ух, как хорошо стало!
    А как поведет себя ваше тело при очень малой силе тяготения на каком-нибудь астероиде? Высаживайтесь из корабля на незнакомые скалы!
    ЛИЛИПУТЫ И ВЕЛИКАНЫ
    Группа делится пополам.
    Вы лилипуты, настоящие сказочные лилипуты, ростом не больше десяти сантиметров. Как бы вы вели себя, если бы попали в эту нормальную, не лилипутскую комнату? Нет, не надо семенить ножками и пищать тонкими голосами. Не изображайте кого-то незнакомого, а действуйте так, как если бы именно вы были крошечными и вас окружали громадные люди (они не причинят вам зла), громадные стулья, громадные окна; если бы по комнате летали громадные мухи и гудели, как реактивные самолеты.
    А вы великаны трехметрового роста, как раз под потолок.


    Содержание  Назад  Вперед