Держи свою мелодию


По первому хлопку начинайте петь мысленно, про себя, а по третьему хлопку снова вслух. Так проверяется и тренируется способность держать общий ритм своим внутренним слухом. После нескольких повторений упражнение видоизменяется:
После второго хлопка, когда вы перейдете на мысленное пение, я стану дирижировать вами: на кого укажу, тот должен петь вслух, пока я не отведу от него указующего перста и не переведу его на другого ученика.
Выделив таким образом отдельные голоса, требующие проверки, педагог затем начинает варьировать хлопки и дирижирование.
ДЕРЖИ СВОЮ МЕЛОДИЮ
Это упражнение похоже на предыдущее, но преследует другие цели. Оно тренирует своеобразный иммунитет против общего ритма. Актер на сцене часто заражается общим ритмом действия, в то время как ему надо выдерживать ритм своей собственной роли.
По одному хлопку каждый из вас начинает мысленно петь свою песню. Какую, мы пока не знаем; у каждого будет своя. По двум хлопкам все поют вслух. Будьте внимательны, чтобы ритм песни соседа не мешал вашему, не сбивал вас.

Запомните: один хлопок поете про себя, два хлопка вслух.
Тренируя рабочее сосредоточенное внимание учеников и навыки произвольного переключения, педагог ведет это упражнение, иногда усложняя его двумя однородными хлопками подряд, по одному или по два удара.
Внимание! Вы должны мгновенно ориентироваться, что делать: продолжать ли петь про себя или переходить на пение вслух.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Есть старинная восточная забава:


  1. Сначала правой рукой быстро похлопывать себя по животу, а левой медленно гладить затылок.

  2. Потом наоборот: левой рукой похлопывать себя по животу, а правой по затылку.

  3. Потом правой рукой медленно хлопать себя по животу, а левой быстро постукивать по затылку,

  4. И сразу же правой рукой быстро, а левой медленно.

  5. Для того чтобы освоить эту очередность движений, вам надо научиться делать, не сбиваясь, каждое движение отдельно. Попробуйте!
    Знаменитая актриса Тэа Альба писала десятью пальцами (на каждый надевался наконечник с мелом) десять разных цифр. Обеими руками она писала две разных фразы на разных языках. За минуту она рисовала одновременно тремя кисточками портреты или пейзажи в красках. Играла на рояле одной рукой вальс, другой марш, и при этом еще пела какую-нибудь песенку на третий мотив. Она выступала с этими чудесами в Московском мюзик-холле в 1928 году, и М. Горький сказал, что это пример редкой воли в тренировке невозможного.
    Вам до таких цирковых номеров доходить не к чему, но воспитывать координированность движений необходимо. Потренируйтесь в чем-нибудь несложном: например, правой рукой пишите в воздухе цифру семь, а левой ногой выписывайте на полу восьмерку... Не получается? Получится, но не сразу!
    ИГРА С НОСОРОГОМ
    У одного из самых смелых племен Африки, масаев есть охотничья игра: они бесшумно подходят к спящему носорогу, очень свирепому зверю, и кладут ему на спину камешки. Если носорог проснется жизни смельчака будет угрожать смертельная опасность.
    Отправим одного ученика-"носорога" спать пусть он ляжет и укроет голову, чтобы никого не видеть. Потренируем сосредоточенное внимание в действии.
    Надо подкрасться к носорогу так, чтобы он не слышал шагов, и положить ему на спину монетку. Когда отойдет один охотник, пусть идет следующий. Удастся ли вам положить монетку так, чтобы наш носорог ничего не почувствовал?
    А вы, носорог, не засните в самом деле! Прислушивайтесь внимательней, кто-нибудь себя непременно выдаст.
    Можно усложнить ситуацию: пока один охотник подкрадывается к носорогу, остальные еле слышно напевают, скрывая возможные шумы и скрипы пола.
    Упражнение хорошо мобилизует активное внимание и подготавливает учеников к циклу упражнений на взаимодействие партнеров.
    КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПЕСНИ
    Обычно навыки координации движений создаются специальными упражнениями на уроках сценического движения, поэтому приведем лишь одно упражнение, которое легче предыдущих.
    Педагог определяет порядок движений. Например:

    1. быстро встать и, медленно обойдя свой стул, остановиться у его спинки на три первые строчки песни;
    2. остановившись пропеть две следующие строчки;
    3. перенести стул в условленное место, остановиться на три строчки;
    4. не двигаясь пропеть строчку;
    5. встать на стул и медленно выпрямиться на одну строчку;
    6. быстро спрыгнуть в паузе между строчками;
    7. стоя пропеть две строчки;
    8. быстро перенести стул на прежнее место на начале строчки, а потом вдруг хихикнуть и мгновенно стать серьезным;
    9. медленно обойти стул кругом и сесть на четыре строчки.



    10. Песня начинается по сигналу, и, не нарушая ритма, учению: проделывают заданные движения, сначала тренируя отдельно каждое движение, потом с начала песни, не прерывая ее.
      ПИШУЩАЯ МАШИНКА
      Ученики в полукруге. Они рассчитываются слева направо по алфавиту:
      А, Б, В, Г, Д...
      Если учеников в полукруге не 32, а меньше (чаще всего так и бывает), они повторно рассчитываются до тех пор, пока не дойдут до конца алфавита. Так что за каждым учеником закрепляется по нескольку букв. Можно ввести и необходимые знаки препинания.
      Педагог задает какую-нибудь фразу или строчку стихотворения, и она "печатается на пишущей машинке". Педагог хлопает в ладоши ("нажимает на клавишу буквы"), ученик отхлопывает свою букву, очередную в слове ("бьет буквой по бумаге"). Паузу отхлопывают все.
      Допустим, задана строчка "люби искусство в себе, а не себя в искусстве". Порядок выполнения упражнения будет таким:

      1. хлопок педагога клавиша буквы Л,

      2. хлопок одного из учеников буква Л,

      3. хлопок педагога клавиша буквы Ю,

      4. хлопок ученика буква Ю,

      5. хлопок педагога клавиша буквы Б,

      6. хлопок ученика буква Б,

      7. хлопок педагога клавиша буквы И,

      8. хлопок ученика буква И,

      9. хлопок педагога пауза,

      10. одновременный хлопок всех учеников пауза,

      11. хлопок педагога клавиша буквы И... и т.д.

      12. Когда упражнение в таком виде освоено, педагог усложняет его: задает сразу не одну строчку, а несколько, и изменяет темп, "нажимая на клавиши", то ускоряя его, то замедляя.
        Это упражнение имеет смысл, если оно тренирует активную взаимосвязь с партнером (которым в данном случае является педагог), а не "внимание вообще". Поскольку это так, ученикам нужно следить только за педагогом, ошибки товарищей не должны их сбивать. Каждая буква ждет только нажатия своей клавиши. Пусть сосед пропустил свою букву или получилась "опечатка" важно вовремя отозваться хлопком на нажатие своей клавиши. Следя за всем текстом, не обращая внимания на "опечатки" (а это самое трудное не обращать на них внимания), ученик ждет свою букву и печатает ее.
        Как показывает практика, тексты, "отпечатанные" на такой пишущей машинке, прочно и надолго сохраняются в памяти учеников после упражнения, поэтому стоит обратить особое внимание на содержание того, что именно мы впечатываем в их память. Например, пушкинское "Служенье муз не терпит суеты..." или строки Н. Ушакова "Чем продолжительней молчанье тем удивительнее речь..."
        ДВА ШРИФТА
        Более усложненный вариант "пишущей машинки" тренирует не только сосредоточенную взаимосвязь с партнером, но и механизм переключения с одного объекта на другой. Кроме одной порции букв, полученной от расчета по алфавиту слева направо, у каждого ученика есть и вторая порция, полученная от расчета справа налево. Значит, сразу "работают" два алфавита назовем один из них прописным, а второй курсивом. При обычной группе в десять-пятнадцать человек ученик получает, например:

        • в первой порции прописные буквы К и Ц из первого алфавита,

        • во второй порции курсивные буквы В, П, Э из второго алфавита.

        • Сперва нужно закрепить в памяти обе порции:
          Вспомните свои прописные буквы... Курсивные... Еще раз прописные... Курсивные...
          Затем педагог задает строфу стихотворения и просит запомнить ее, образно представив себе описываемую картину. Перед самым первым своим хлопком педагог объявляет:
          Прописными! (Или курсивом!)
          В процессе печатания, не прерывая заданного темпа, педагог меняет задание перед началом любого слова или строчки:
          Курсивом! (Или прописными!) Можно и заранее оговорить условия задачи:
          Первую строчку будем печатать курсивом, вторую и третью прописными, четвертую курсивом.
          Оба упражнения могут выполняться и без "нажатия клавиш" буквы печатаются учениками одна за другой, без хлопков педагога.
          ИСПОРЧЕННАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА
          А если бы в нашей машинке были испорчены некоторые буквы? Машинистка печатает, привычно бьет по клавише, но вместо буквы получается пропуск.
          Какие именно буквы испорчены педагог сообщает в последний момент, перед первым "нажатием на клавишу".
          Усложним упражнение. Испорченная буква в ответ на нажатие своей клавиши должна встать.
          Или:
          Испорченная буква не печатается хлопком, а произносится вслух.
          Еще один вариант испорченной машинки:
          Испорчены все предпоследние буквы в каждом слове. Или, если печатаются стихи:
          Испорчены все прописные буквы. Значит, молчит первая буква в начале каждой строчки и в начале фразы.
          ЛИНОТИП
          Печатаем фразу на линотипе. Нажатие клавиши буква отправилась "отливаться". Мы будем отливать не по строчке, как в настоящем линотипе, а по одному слову.
          На хлопок педагога ученик-буква выходит и становится посреди комнаты "на линию отливки".


          Содержание раздела