Лучшие места


В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движений по времени. По счету (на "десять", на "пять") овал может превратиться в треугольник, в лесенку и т. д.
ЛУЧШИЕ МЕСТА
Ученики в полукруге.
На счет "десять" превратите полукруг в два ряда стульев, чтобы сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами метра четыре. Начали!..
Запомните товарищей, сидящих напротив вас. Запомните и своих соседей. Посмотрите напротив не правда ли, там удобнее сидеть?

Выберите себе хорошее местечко... Теперь внимание! Когда услышите цифру "семь", быстро идите к облюбованному месту и садитесь. Два!

Три! Пять! Четыре! Пять!

Шесть! Восемь! Семь!
Всем удалось сесть там, где хотелось? Не всем? Ну, ничего. Осмотритесь, запомните новых соседей.

Назовем это размещением № 2. На счет "три" вернитесь на прежнее место. Раз! Два!

Три!
Пока я считаю от одного до двадцати, переходите, не спеша, к размещению № 2. Раз! Два! Три! Стоп. Вы уже на полдороге?

Рано! Надо было гораздо медленнее идти. Вернитесь обратно.

Снова начнем.
...Двадцать! Сели. На счет "два" вернитесь на прежнее место. Раз!

Два!
Когда услышите цифру "семь", займите какое-нибудь новое место напротив. Заранее договариваться нельзя! Раз! Два!

Семь!
Назовем это размещением № 3. Теперь по счету "десять" пересядьте в размещение № 2.
ЧАСЫ
В этом упражнении, тренирующем сосредоточенное внимание, заняты 13 человек 12 "часов" и один "диспетчер".
Встаньте широким кольцом, рассчитайтесь по порядку номеров слева направо, от единицы до двенадцати. Диспетчер посредине.
Если бы это был циферблат больших часов, а каждый из вас определенным "звучащим" часом, как можно было бы отбить на этих часах время? Сейчас ровно 11 часов. Цифра 11, ударьте в ладоши, затем цифра 12 спойте "бам-мм!". Так и расположены стрелки в это время одна на одиннадцати, другая на двенадцати.

Показание маленькой часовой стрелки должно быть первым.
Без двадцати пяти час. Что показывает маленькая стрелка? Час.

Единица, ударьте в ладоши. Большая стрелка на какой цифре? На семерке. Семерка, пойте "бам-мм!"
Диспетчер, объявите время сами, а цифры отбивайте свои часы.
ВОЛЧОК
Возьмите стулья и встаньте широким кольцом. Держа стулья перед собой на вытянутых руках, идите по кругу! Не спеша!

Чуть быстрее!
Еще быстрее! Медленней! Совсем медленно три секунды на один шаг! Быстрее! Еще!

Еще!
Стоп! Договоримся о двух условиях. Первое: какой бы быстрый темп хода ни был задан, нельзя касаться друг друга, нельзя задеть стулом. Второе условие: когда я скажу "Стоп!", надо быстро поставить стул и сесть лицом ко мне.

Ясно? Пошли!.. Быстрее!..
ХЛОПКИ
Ученики сидят в "среднем кольце". В заданном темпе они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки.
Хоп!
По этой команде педагога хлопки должны пойти в обратную сторону, против часовой стрелки. Главное не сбиться с темпа в этот момент перехода. Команда "Хоп!" должна застать ученика за мгновенье до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться кто из них должен сделать следующий хлопок.
ОТВЕЧАЙ!
Ученики, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ученика должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению.
Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос,
А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора наступайте.

Если же я наступаю отступайте тихими хлопками.
ДВОЙНЫЕ ХЛОПКИ
Если в кольце более пятнадцати учеников, упражнение с хлопками можно усложнить.
Внутрь кольца ставят двух ведущих.
Первый ведущий, отбивайте медленно тяжелые хлопки как Удары большого колокола! Не спеша, постепенно разводя руки, приготовьтесь хлопнуть. Удар! Пауза.

Во время паузы ученик, отвечающий на удар, в том же темпе поднимает руки для ответного хлопка. Удар ученика. Пауза.

Удар ведущего. Пауза. Ваши ответные удары идут кольцеообразно, по ходу часовой стрелки.

Значит, после удара одного из вас, после паузы и удара ведущего хлопает ваш левый сосед. Начали!..
Ведущий, изменяйте постепенно общий ритм: то замедляйте его, то возвращайтесь к исходному.
Стоп! Теперь отрепетируем удары второго ведущего. Бейте в ладони быстро, часто и негромко. Ответы на удары ведущего должны идти по кольцу в направлении против хода часовой стрелки.

Начали!..
Стоп! Одновременно работают оба ведущих, а вы отвечаете и одному и другому. Начали!
После тренировки на одном из следующих занятий можно усложнить это упражнение дополнительными командами каждого ведущего ("хоп!"), после которых меняется направление хода ответных хлопков: те, что шли по часовой стрелке, идут теперь против часовой, справа налево, а те, что шли справа налево, идут слева направо.
Четкое выполнение такого упражнения показатель хорошо натренированного рабочего внимания и чувства партнера.
ТЕННИСНЫЕ МЯЧИ
Нужно принести на урок несколько теннисных мячей. Ученики в большом кольце.
Вот вам один мяч. Перебрасывайте его, прислушиваясь к заданному темпу.
Если нет метронома, можно отстукивать удары рукой по столу.
Сначала медленно.
Движения ваших рук должны соответствовать заданному темпу.
Удар! вы кидаете мяч и медленно опускаете руки. Поймали мяч. Предчувствуя время удара, медленно поднимаете руки для броска.

Удар! кидаете мяч.
Темп постоянно убыстряется. Приспосабливайте к нему свои движения.
Темп становится таким частым, как тиканье ручных часов.
Кидайте мяч на каждый второй удар. Опускайте руки и поднимайте их для броска в том же темпе!
А теперь каждый удар это сигнал для движения. Удар кинули мяч. Удар партнер поймал его.
Когда переброска одного мяча освоена, нужно подкинуть в кольцо еще один мяч, потом третий, четвертый. В кольце из двадцати учеников могут одновременно летать пять-шесть мячей.
МЯЧИ И ЧИСЛА
Другое упражнение с теннисным мячом:
Кидая мяч, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мяч, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мяч, назвав новое число. Запрещается, когда кидаешь мяч, называть число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.
7! кидает один.
8! откликается другой, ловит мяч и кидает его снова: 15!
16! откликается третий.
Это не сразу удается. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность.
Постепенно изменяйте темп кидания, приспосабливайте к изменениям движения рук, кидающих и ловящих мяч. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число сразу же, пока мяч летит в воздухе.
МЯЧИ И СЛОВА
Ученики перебрасываются двумя мячами, белым и черным. Оба они летают в кругу, подчиняясь заданным темпам, которые выстукивает педагог.
Ученик, кидающий черный мяч, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:
Облако... плывет!
Костер... разгорается!
Это простое, на первый взгляд, упражнение выполняется без труда лишь при сравнительно медленном темпе. Только хорошо натренированное рабочее рассредоточенное внимание позволяет вести упражнение в более быстром темпе.
Опять стало легко? Немедленно усложнить упражнение!
Сейчас темп будет изменяться. Слушайте!
ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА
Есть еще один вариант предыдущего упражнения. Белый мяч обозначает "воздух", поэтому ученик, который ловит белый мяч, Должен назвать какую-нибудь птицу, летающее насекомое и т. п.
Черный мяч "земля", на него нужно отзываться наименованием какого-нибудь наземного животного.
Можно прибавить еще и третий мяч, "воду", и называть какую-нибудь рыбу. Этот мяч должен быть другого цвета голубым, например.
Временные связи в сознании (черное земля, белое воздух, голубое вода) образуются быстро, но только хорошо натренированное рассредоточенное внимание позволит ученику мгновенно ориентироваться, действуя с тремя мячами.
Если нет разноцветных мячей, можно работать и с одноцветными, называя их при кидании: "воздух", "земля", "вода".
Можно, наконец, обойтись всего одним мячом, кидая его то как "землю", то как "воздух".
Нужно только иметь в виду, что основная цель упражнения формирование навыка быстрого переключения при взаимосвязи с партнером, поэтому быстрота возникновения ассоциаций в этом упражнении важнее, чем изобретательность, изощренность фантазии.
Не принесли с собой мячи? Кидаем воображаемый. Сейчас он в руках пятого слева. Все поняли, у кого мяч?

Приготовьтесь ловить, вдруг он к вам полетит! Я называю, "земля" это, или "вода", или "воздух". Начинаем с "воды".

Кидайте!
Стоп. Третий справа освобождается от игры, он наш метроном. Метроном, задайте нам темп!.. "Воздух"!
Как только ученикам становится легко выполнить упражнение, надо усложнить его, введя новый объект внимания. Можно ввести в игру четвертый мяч с любым названием.
ПЕСНЯ
Все знают песню "Подмосковные вечера"? Споем хором.



Содержание  Назад  Вперед