Еще одна вертушка


Его крутят в одну, в другую сторону... Стоп! Где Юг, покажите! А Восток? Вспоминаете вид стены?

Надо помнить, что голос педагога, если он сидит на своем месте, непременно свяжется в сознании ученика с определенной стороной комнаты, поэтому до начала упражнения его нужно предупредить, что педагог будет ходить по комнате.
Стоп! Что перед вами? А пианино где?

А окна? Откройте глаза, проверьте.
ЕЩЕ ОДНА ВЕРТУШКА
Закройте глаза, перевернитесь несколько раз, чтобы себя спутать, и найдите выход из комнаты или то кресло, на котором вы сидели.
До того как закрыть глаза, оглядитесь вокруг, запомните, где вы и где дверь. Поворачивайтесь с закрытыми глазами сначала медленно. Один раз повернулись представьте себе зрительно, где дверь.

Откройте глаза, проверьте. Повернитесь еще раза два-три, проверьте снова. Теперь повернитесь быстрее. Один раз. Проверьте.

Несколько раз. Не открывая глаз, идите к двери... Не получилось?

Начинайте все сначала.
Где вы? Почему идете к двери с закрытыми глазами?.. Погас свет?

Чужая комната?
И в этом, как и в других упражнениях, воспользуйтесь возможностью потренировать механизмы переключения. Наметьте себе несколько разных ситуаций:


  1. играю в жмурки с товарищем,
  2. ищу выход из подземелья (ночь, война),
  3. дым разъедает глаза (пожар в доме).

  4. Произвольно переключайте внутренние видения из одних ситуаций в другие, не прерывая действия.
    САНТИМЕТР
    Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.
    Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стола, ширину тетради. Сделайте то же с открытыми глазами. Снова с закрытыми.
    Здесь проверяется не глазомер сам по себе. Важнее закрепить в сознании произвольный способ координации между зрительным образом, внутренним видением и мышечно-двигательной памятью.
    ТРИ СЛОВА
    Задание:
    "Ведущий урок говорит несколько слов, все соединяют их в одну гармоническую картину, дополняя ее фантазией".
    Слова могут быть близкими по предполагаемому событию (например, "дорога-встреча-автобус"), могут заранее включать в себя намек на предполагаемое осложнение события или препятствие на пути к цели (например, "книга-телефонный звонок-такси"), а могут быть как будто совсем далекими друг от друга:
    "Линейка-поросенок-лампа". А что, если бы это были три первых слова из упражнения "кинофильм"? Как связать их в единое событие? Пофантазируйте!
    Первый кадр свинарка берет со стола метровую измерительную линейку. Второй кадр: берет поросенка, ставит его на весы и прикладывает к нему линейку. Третий кадр: неожиданно вспыхивает электрическая лампочка над весами, поросенок пугается, соскакивает с весов...
    У меня другой фильм. Первый кадр: на торжественной линейке выстроились пионеры в летнем лагере. Второй кадр: бежит поросенок и нарушает всю торжественность, ребята пытаются его поймать. Третий кадр: поросенок вбегает на директорскую веранду, мечется там и опрокидывает любимую лампу директора...
    Если к работе над этими этюдами ученики еще не приступали, можно продолжить это упражнение, как киноленту или групповой рассказ, тренируя фантазию. Можно вспомнить "три слова" через месяц, в разгаре этюдной работы, и дать задание каждому приготовить этюд на эти слова.
    ЖИВЫЕ ОБРАЗЫ
    В упражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мы фантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картины рождаются в нашем воображении при виде пятен на стене или складок занавеса. Теперь, когда вы уже научились владеть внутренним видением, пофантазируем на какого животного похож этот стол? Постарайтесь точнее вписать стол в естественные формы животного... А почему он неподвижен? Где он? Что вокруг?
    На какую птицу похож наш уважаемый староста группы? Какие движенья, какие взмахи крыльев очень подошли бы ему?
    А если бы вот этот стул был живым? Нет, не зверем и не птицей. Просто живой стул! Скажите, сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает?
    ПЕРЕВЕРТЫШИ
    Возьмем любую репродукцию картины или открытку. И начнем тренировать механизм воображения:
    Это репродукция "Завтрака" Веласкеса. Обыденная сценка трое за столом, старик задумался о своем, мальчишка поднял флягу с вином; и он, и другой парень весело поглядывают на нас. Запомнили картину? Отложите ее. Внимательно просмотрите картину на своем внутреннем экране. А теперь мысленно переверните изображение зеркально.
    Не спешите. Сначала пересадите правого парня с поднятым пальцем. Куда он теперь смотрит? Что перед ним на столе?.. Теперь пересадите старика. Придется и стакан переставить... Ясно представляете себе, как "перевернулась" картина? Проверьте по репродукции.
    Такие переворачивания картин и предметов даются не сразу. Легкость выполнения признак хорошего, уверенного владения своими видениями.
    АНТИМИР
    Материал для индивидуальных упражнений на "переворачивание зрительных восприятий" (а тем самым для развития воображения) можно найти повсюду.
    Вы стоите на остановке автобуса. Взгляните на противоположную сторону улицы, "сфотографируйте" какой-нибудь дом. Отвернувшись от него, переворачивайте его в своем воображении слева направо: парадная была слева, теперь она справа, рядом с ней витрина молочного магазина (а вывеска ведь тоже перевернута!), потом ворота...
    Автобус еще не подошел? Продолжайте переворачивать дом. Теперь снизу вверх: первый этаж будет четвертым, второй третьим и т. д. Интересно выглядит молочный магазин наверху, правда? Что ж, подведем к нему лифт!
    Вы сели в автобус. Найдите и здесь материал для "перевертышей". Поменяйте местами пассажиров. Установите кабину водителя справа. А где ваше новое место?
    ВСПОМНИТЬ ЛИЦО!
    Воспоминание о знакомом человеке: "Вспомнить лицо, движение, манеры, жесты..."
    Решите, для чего вам нужно это воспоминание. Чему вы ищете подтверждение? Какую черту характера угадываете? Какие движения и жесты человека в тех или иных обстоятельствах его жизни могут подтвердить ваши предположения?
    Мысленно поставьте знакомого человека в непривычные для него обстоятельства и угадайте, как он в них будет действовать. Не рассуждайте, а представьте себе зрительно его действия. Не ограничивайте свое воображение: отправьте вашего знакомого в джунгли Африки, на Северный полюс, сделайте его нарушителем правил уличного движения, спасителем утопающих, генералом, наконец. Как в подобных обстоятельствах проявится его характер, в каких действиях?
    В упражнении "вспомнить лицо" возможно и такое неожиданное, но очень важное задание:
    Вспомните самого близкого вам, любимого человека. Хорошо ли вы знаете его? Какие у него глаза цвет, форма? Брови? Какой рот? А как он радуется, как горюет? Нет, речь идет не о внешних проявлениях чувств, а о внутренних побуждениях вашего дорогого хорошего человека: что именно его радует? а что печалит? и почему так? и почему меня печалит и радует совсем другое? не странно ли?..
    Короче, вы вскоре убедитесь в том, что многого, очень многого в дорогом для вас человеке, как ни странно, вы не знаете!
    Юозас Мильтинис, замечательный режиссер и педагог, сказал о своих студийцах: "Я их не учу. Учить, создавать может лишь природа.
    Я только возбуждаю их любопытство к познанию".
    ВООБРАЖАЕМЫЙ КРУГ
    Мы уже имели дело с реальным кругом восприятий с нашей учебной комнатой. У Станиславского есть еще такие задания:
    "Большой круг внимания: Хочу строить театр во дворе студии и рассматриваю какие строения надо сломать. Надо, чтобы с террасы, которая будет пристроена, был хороший вид. Выбрать, где это сделать. Попробовать нарисовать в воображении, какой вид примет двор при задуманной постройке".
    Но вот другое задание не с реальным, а с воображаемым кругом внимания:
    "Попробовать по памяти распланировать театр на дворе своего или знакомого дома, а театральный зал в чужом доме, и вспомнить при этом, какое украшение в самом низу лампы или люстры, которая висит в этой комнате".
    Тренируя переключение кругов, мы ощущали, как расширяется или сужается поле наших реальных восприятий в комнате. Похожие ощущения мы можем испытать и при воображаемых кругах.
    Вспомните какой-нибудь хорошо знакомый вам большой двор. Мысленно перепланируйте его под летний театр со сценой с навесом, с рядами скамеек за барьером. Не забудьте оркестровую яму, закулисные помещения, будку кассы...
    Стоп. Переключитесь на средний воображаемый круг распланируйте небольшой концертный зал с открытой эстрадой в нашем институтском танцевальном зале. Не поместился? Ничего, пусть будет совсем небольшой, домашний зал. Надо прикинуть, у какой стены выгоднее поставить эстраду...
    Стоп. Вернитесь к большому кругу, продолжайте строить театр во дворе с того места, на котором остановились тогда...
    Продолжайте планировать концертный зал.
    Театр!.. Концертный зал!.. Театр!..
    Помните, какая люстра висит в нашем танцевальном зале? Опишите ее... Как решили оставите ее на прежнем месте или перевесите?
    МЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
    Продолжая развивать умение анализировать событие в действии, обратимся к новым заданиям, которые укрепят навык построения логической и последовательной цепочки простейших действий.
    Сотрите пыль со всех столов и вещей, чтобы не было ни одной пылинки.
    Расставьте вещи и мебель в полном порядке, по-старому, по-новому, по вашему вкусу, так, чтобы удобно было для того дела, для которого комната предназначена.
    Войдите и поздоровайтесь с каждым.Проститесь с каждым в отдельности и со всеми вместе и уйдите.
    Проделайте все указанные упражнения, но только не наяву, а мысленно. Для этого перенесите мысленно место действия в какую-нибудь другую, хорошо вам известную комнату, будь то ваша собственная комната или комната ваших друзей".
    Что значит выполнить действие мысленно? Не нужно стараться увидеть себя как бы со стороны. Надо представить себе, что вы совершаете это действие последовательно, от первого отдельного движения до последнего. Надо стараться, чтобы кинолента видений как бы непрерывно шла в воображении (хотя она, конечно, будет прерываться). Здесь работает не только память зрительных восприятий, но прежде всего мускульно-двигательные воспоминания, память об аналогичных движениях, совершенных когда-то в реальной жизни или в воображении.
    Контроль педагога в таком упражнении затруднителен. Верно ли оно выполняется это отмечает только "физическое чувство правды" самого ученика.
    КАК Я ЭТО ДЕЛАЛ?
    Продолжайте мысленно любые из тех заданий, которые вы уже выполняли реально, не упуская ни одного звена в цепочке видений, ни одного мысленного движения. Повторите мысленно:

    • как вы переставляли стул, чтобы освободить место,
    • как вы входили в дверь, чтобы скрыться от неприятной встречи,
    • как вы ходили, чтобы научиться маршировать,
    • как вы затворяли дверь, чтобы защищаться от грабителей,

    • Но не просто вспоминайте, а мысленно проделывайте все движения одно за другим.
      Тренинг мысленных действий трудное, но увлекательное занятие.
      Польза его огромна: оно совершенствует образное мышление.
      ДВИГАТЬСЯ НЕ ДВИГАЯСЬ
      Мысленные действия, которые мы совершаем в реальной жизни, возникают органически как следствие наших жизненных целей. Надо научиться действовать мысленно в сценических условиях так же интенсивно, как в жизни, "по заказу". Учебная аудитория с ярко освещенной площадкой, взгляды товарищей и преподавателя это тоже сценические условия, которые затрудняют мысленное действие. Надо преодолеть их.
      Выполните мысленно такие видения, не сходя со стула:


        "Искать что-нибудь в комнате.
        Осматривать комнату, которую я снимаю.
        Разглядывать какое-то пятно.
        Придумывать новую конструкцию автомобиля, аэроплана и др.
        Рассматривать покупки".
        Искать, мысленно двигаясь по комнате, сгибаясь, заглядывая под столы и стулья, отдергивая занавески и переставляя предметы.
        Осматривать комнату, мысленно прохаживаясь по ней, поворачивая голову, мысленно расставляя в ней свои вещи, мебель.
        Разглядывать пятно, мысленно подходя к нему поближе, рассматривая его со всех сторон, чтобы решить на что это похоже, какая картинка скрыта в пятне.
        Придумывать конструкцию, мысленно занимаясь вычерчиванием ее на чертежной доске, орудуя с линейкой, карандашом, резинкой.
        Рассматривать покупку, мысленно развязывая ее, разворачивая, примеряя (если это платье или ботинки), пробуя (если это еда) и т. д.
        Действуйте, наметив цель, уточнив обстоятельства времени и места. Изменяйте и усложняйте обстоятельства действия.
        ПОЯСНЕНИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ РАЗДЕЛУ
        В нем приведены упражнения, которым, казалось бы, место в самом начале книги: переходы, "машинка", хлопки. Почему они здесь?
        Весь раздел содержит наиболее распространенные в педагогике так называемые упражнения на внимание, от простейших до сложных. И часто случается, что только ими (плюс, разве еще, несколькими упражнениями с воображаемыми предметами) и ограничивается весь тренинг. Педагог переходит к этюдам, и тренинг забыт.
        А ведь в тренинге "памяти органов чувств" Станиславский занимался сначала, и прежде всего, зрительными восприятиями, воображением в действии. Потом (лишь в главе "Работа актера над собой") он обращается к вниманию.
        Именно поэтому хотелось подчеркнуть, что это не самый главный среди других, не менее важных, разделов познания актерами своей творческой природы.




        Содержание  Назад  Вперед