Помощник


60 минут
Это отличное упражнение, подходящее для небольших групп. Оно тре-бует атмосферы доверия, поэтому проводить его лучше во второй половине цикла работы с группой.
Участники берут карандаш и бумагу и садятся за стол. Каждый записывает на листе бумаги свою сокровенную мечту: это может быть что-то, чем человек хотел бы заниматься, или что-то, что ему хотелось бы иметь. Лучше писать такие вещи, которые можно читать при всех, то есть избегать интимных подробностей.

Писать нужно в настоящем времени, например: "Я наконец-то купил билет на самолет и уже нахожусь в аэропорту. Сейчас я поднимусь на борт самолета, который должен доставить меня в Канаду, где меня ожидает путешествие на собачьих упряжках".

  1. Когда каждый опишет свою фантазию, соберите написанное и прочитайте все записки вслух. Лучше прочитать их по два раза, чтобы у каждого участника все услышанное хорошо отложилось в памяти.
  2. Теперь группа делится на команды по три-четыре человека и решает, какая команда начнет игру. Эта команда пытается угадать, кому принадлежало то или иное желание. Затем игроки водящей команды обращаются к предполагаемому автору письма и спрашивают, действительно ли именно он написал это желание. Если команда отгадала правильно, то написавший желание становится членом этой команды. А сама команда продолжает угадывать авторов желаний до тех пор, пока не допустит ошибку.
  3. Напомните группе, что игрок не имеет права отрицать своего авторства.

Замечания
Приготовьтесь к тому, что во время этой игры участники будут много смеяться, а команды проявлять порой поразительную интуицию в поисках автора желания.
Помощник
60 минут
В ходе этой игры участники рисуют картину, которую впоследствии можно повесить на стену на все время занятий. Эта картина является своего рода помощником, потому что на ней нарисованы цели группы и формы ее внутренних отношений. К ней можно постоянно обращаться, чтобы иметь цель перед глазами.
Материалы
Вам понадобится лист ватмана размером приблизительно два метра, пачка цветных мелков, разноцветных фломастеров или маркеров.
1. Какой-нибудь доброволец ложится спиной на лист бумаги, второй человек обводит маркером его силуэт, так что на бумаге возникает очертание человеческой фигуры мы назовем его "Помощником".
2. "Помощник" лежит в середине круга на полу, и Вы говорите группе примерно следующее: "Эта фигура должна будет помогать нам в работе, в достижении наших общих и индивидуальных целей, привносить в групповой процесс удовольствие, а не напряжение".

  1. На первом этапе речь пойдет об уже достигнутых целях каждый участник пишет на свободном месте вокруг головы "Помощника" свою самую важную цель, которой он достиг в ходе работы в этой группе то, чему он за это время научился. (Если группа небольшая, то участники могут описать два или даже три своих достижения. Но в любом случае начинать следует с самой важной цели.) Самые важные цели пишутся красным цветом, чтобы они сразу бросались в глаза.
  2. Целесообразно сделать так, чтобы во время этого процесса участники сидели на полу рядом с картиной. Это придает процессу некоторую интимность и способность к самостоятельной постановке собственной цели. Отведите участникам 2 минуты на раздумье и только потом подайте сигнал писать.
  3. На втором этапе предлагается подумать о стиле работы группы, о том, что есть в нем позитивного или негативного. Участники отвечают на
  4.  

следующие вопросы: что мне более всего нравится в стиле работы группы и чего я не хотел бы терпеть? (Писать можно следующим образом: мне нравится кооперация, способность слушать, ролевые игры, игры и упражнения; мне не нравится предрассудки, наличие "козлов отпущения", скучные процедуры.) Все это пишется на теле "Помощника", наиболее важные вещи отмечаются синим цветом. (Если группа очень большая, каждый пишет только одно пожелание, если маленькая по два-три.)
6. На этом этапе Вам потребуется достаточно много времени. Каждый
участник должен объяснить, что именно он имел в виду, когда писал.
Это нужно для того, чтобы избежать возможного непонимания, а так-


же для того, чтобы "Помощник" действительно выполнял функцию
помощи.
7. В конце упражнения Вы можете сказать группе, что теперь участники
' группы могут сами выбрать "Помощнику" имя и написать его боль-
шими буквами на картине.
Замечания
Повесьте получившуюся картину на видном месте в комнате для занятий, чтобы каждый мог подойти к ней в начале или конце занятия. Картина поможет следить за движением группы к поставленным целям и фиксировать достигнутое. Кроме того, благодаря "Помощнику" участники могут вспоминать то важное, о чем они говорили друг с другом.

И поскольку они самостоятельно формулировали требования и пожелания друг другу, то следует отнестись к ним достаточно серьезно. Участники группы должны привыкнуть выполнять то, что написано на картине, например, делать друг другу комплименты, благодарить друг друга, открыто говорить о том, что мешает совместной работе.
В том случае, когда Вы работаете не со специально созданными, а реально существующими группами (например, со школьным классом или с сотрудниками одной организации), можно предложить участникам унести картину с собой и повесить ее в классе или в офисе. Вы можете использовать и другие символы, например: силуэт школы, составленный из фигур одноклассников, силуэт здания фирмы, большое дерево с ветвями, силуэт яблока, силуэт горы.
Портрет группы
90 минут
Желательно, чтобы не только руководитель группы отслеживал состояние группы и понимал, что с ней происходит, но и сами участники могли принимать ответственность за путь развития группы и задаваться следующими вопросами:

  • Как обстоят дела у других членов группы?
  • Кто себя проявил больше, кто меньше?
  • Есть ли в группе одиночки, то есть люди, которые ни с кем не общаются?
  • Разбивается ли группа на подгруппы?
  • Есть ли те, кому сложно чувствовать себя включенным в групповую работу?
  • Есть ли люди, которым трудно раскрываться в группе?

Это упражнение предоставляет участникам возможность увидеть картину всей группы в целом и при этом обратить внимание на состояние отдельных ее участников.

  1. Группа делится на две равные команды. Каждая из них получает большой лист ватмана или упаковочной бумаги и мелки.
  2. Задание таково: найти для каждого члена команды персональную метафору, отражающую важную сторону его личности, сильные и слабые его стороны. Например: "Чарли ракета. Он берется за любое задание с бешеной энергией. Если он хорошо начал, то генерирует бесчисленное множество идей, и работать с ним одно удовольствие. Но иногда начало бывает неудачным, например, он не может убедить других в правильности своих идей. Тогда поднимается большой шум, но ракета никуда не летит, она не может подняться с Земли... Сандра напоминает мне походную аптечку, она всегда в заботах о других, готова прийти на помощь каждому..."

Все эти метафоры должны быть представлены в виде картины. Эту картину рисуют все участники, обозначая каждого выбранной ранее метафорой. Группа сама решает, в каком виде их изобразить и как расположить на листе бумаги.
3, Обе команды должны по возможности работать в разных помещениях,
чтобы не отвлекаться во время этого важного задания. На это отво-
дится 30-45 минут.
4. Теперь команды собираются вместе. Они рассматривают картины друг
друга и пытаются отгадать, кого символизирует та или иная метафора
и что другая команда хотела сказать в своем произведении.
Влияние
30 минут
Вопрос о влиянии, которым обладает каждый участник в группе, все-гда бывает деликатным и непростым. В большинстве групп не бывает ярко выраженного единственного лидера, однако авторитет и популярность участников неодинаковы. Мы не ставим целью сделать так, чтобы все в группе имели одинаковое влияние.

Это невозможно. Однако плохо, если в группе складываются косные, негибкие отношения, основанные на явном подчинении одних людей другим, и порой возникают критические ситуации, в которых отдельные участники недовольны тем, что им не удается оказать влияние на группу.
Это упражнение легко сделает очевидными отношения, основанные на силе одной из сторон. Оно может помочь начать диалог на эту тему и выработать пути изменения сложившихся отношений. Причем упражнение подходит не только для выявления кризиса отношений, но и для других кризисогенных факторов в группе. Оно помогает поставить перед собой и дать ответ на вопросы:

  • Как много я говорю?
  • Сколько информации я получаю?
  • С какой готовностью другие откликаются на мои инициативы?
  • Насколько полно я могу раскрыться в этой группе?
  • Насколько изобретательным и способным к творчеству я себя чувствую?
  1. Участники садятся в круг. Положите на пол на середину круга подушку или какой-нибудь другой предмет.


Содержание раздела