Орфей и эвридика


  1. Все участники встают в круг. Напомните группе фильм "Касабланка" и ту выразительную сцену, где Хампфри Богарт требует от своей партнерши Ингрид Бергман смотреть ему в глаза. В этом упражнении участники будут обмениваться такими же глубокими и долгими взглядами.
  2. Упражнение начинается. Каждый молча пытается установить контакт глазами с кем-нибудь из участников, исключая лишь своих ближайших соседей слева и справа. Как только обоюдный контакт установился, оба партнера начинают медленно сближаться, словно

' притягиваемые магической силой, исходящей из глаз партнера. Они несколько секунд стоят друг перед другом и снова расходятся, направляясь к месту в круге, которое занимал партнер. (Здесь мы, можно сказать, придерживаемся сюжета фильма, где герои в конце концов расстаются.)

  1. В это же самое время остальные участники делают то же самое. Проследите, чтобы количество игроков было четным, в противном случае Вам самому придется принять участие в упражнении.
  2. Второй раунд этого упражнения также проходит в полной тишине. В третьем раунде позвольте игрокам действовать более темпераментно. Пусть партнеры, когда встретятся, пожмут друг другу руки или обнимутся.

Орфей и Эвридика
10 минут
Когда игроки по ходу игры закрывают глаза, то их восприятие себя и окружающей действительности изменяется. Часто люди сводят весь спектр своих возможностей к одному каналу восприятия (чаще всего к зрению), а остальное додумывают. Отключив этот основной канал, мы сможем достичь более острого и четкого ощущения "здесь и сейчас".

  1. Участники встают в пары друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Напомните им миф об Орфее и Эвридике: певец Орфей спустился в Аид, чтобы вернуть в мир живых свою любимую жену Эвридику. При этом он не должен был смотреть на нее, но просто чувствовать, что она следует за ним. Но он нарушил поставленное ему условие и, уходя из Аида, обернулся и посмотрел на жену. Так Эвридика осталась в Аиде навсегда.
  2. Для начала участники разогревают ладони, секунд 10 энергично потирая их друг о друга, пока руки не станут горячими. Затем все закрывают глаза и держат руки на уровне груди ладонями наружу, после чего осторожно вытягивают руки вперед до тех пор, пока они не соприкоснутся с руками партнера. Каждая пара ждет 5-10 секунд, ощущая, как энергия перетекает из одних рук в другие.
  3. После этого партнеры разъединяют ладони и разводят руки в стороны. Очень медленно каждый поворачивается на месте на 360 градусов и снова пытается с закрытыми глазами, вытянув руки, найти ладони партнера. Как только это получилось, оба открывают глаза.
  4. На втором этапе партнеры вновь соприкасаются ладонями (закрыв глаза), но в этот раз каждый поворачивается вокруг своей оси дважды и снова пытается найти ладони партнера.
  5. Теперь партнеры поворачиваются вокруг оси три раза и снова ищу1 руки друг друга. Чем больше оборотов вокруг своей оси они совершают, тем выше сложность задания. Участники должны действовать согласованно, стараться совершать все свои действия синхронно. При этом им разрешается как молчать, так и разговаривать.

Союз смеха
5 минут
Человеческий мозг располагает массой возможностей для отдыха и расслабления. Но часто мы упускаем из вида расслабляющую роль смеха, а ведь когда мы смеемся, наш мозг "перезагружается" и готов снова работать.

  1. Группа делится на подгруппы, по пять-семь человек. Каждая из них встает в круг и образует "Союз смеха". Правила таковы: когда руководитель группы дает сигнал к старту, все участники пытаются рассмешить или заставить улыбнуться остальных членов своей подгруппы. Тот, кто улыбнулся или рассмеялся, покидает "Союз смеха". Он делает шаг назад и просто наблюдает за ходом игры.
  2. Важное добавление: во время упражнения глаза всех участников закрыты, никто не имеет права прикасаться к другим. Вы увидите, как в этих условиях будут изобретательны ваши игроки.
  3. Когда маленькие группы сократились до двух-трех человек, остающихся в круге, остановите игру и предложите этим "мэтрам" составить один круг и провести чемпионат, чтобы выявить абсолютного победителя.

Замечания
Проведите это упражнение с юмором и подумайте о том, что именно взрослым людям нужны серьезные основания, чтобы вести себя бесшабашно.
Цвета радуги
10 минут
ї то упражнение на кооперацию. Чтобы оно было успешным, каждый r__J участник должен целиком прочувствовать других, чтобы пусть медленно, но найти единый ритм и настроение.

  1. Участники делятся на небольшие группы по пять-шесть человек. Каждая подгруппа образует свой круг и выбирает ведущего, который будет выполнять неожиданно простую обязанность ему нужно только громко считать до трех. Как только ведущий сказал "три", остальные хором выкрикивают название какого-нибудь цвета: "красный, черный, голубой" и т. д. Цель состоит в том, чтобы все члены команды без предварительной договоренности назвали один и тот же цвет. При этом следует соблюдать такое правило: игрок не может называть один и тот же цвет два раза подряд.
  2. Упражнение заканчивается, когда все игроки назовут один и тот же цвет.
  3.  

Кто лишний?
5 минут
ї то упражнение очень простое и действенное, оно всегда пользуется lirZJ большой популярностью. Элемент неожиданности и необходимость вступать в контакт с другими участниками делают эту игру очень привлекательной. В конце упражнения участники,как правило, бывают отдохнувшими и расслабившимися.
1. Для этого упражнения понадобится достаточно много свободного места. В начале игры попросите игроков сгруппироваться по парам: "Встаньте в пары и возьмитесь за руки". Если количество игроков четное, то на этом этапе никто игру не покидает.
2. Быстро переходите к следующему этапу и скомандуйте игрокам встать
по трое, снова взявшись за руки. Если и сейчас число участников ока-
залось соответствующим, то из игры никто не выбывает, но шансы на
это с каждым разом повышаются. Если у ваших участников все в по-
рядке с чувством юмора, скажите, что проблемы с выбыванием будут
рано или поздно у всех. Проводите игру быстро. На следующем этапе
игроки должны образовать четверки. Тот, кто не попал в четверку,
выбывает и просто наблюдает за тем, кто из членов группы сможет
дольше всех удержаться в игре.

  1. Вы называете числа по порядку до тех пор, пока количество оставшихся участников превышает то число, которое вы называета. Важно, чтобы каждый раз группы образовывались не на базе уже имеющихся, а "с нуля".
  2. В конце игры можно с уверенностью сказать, что все участники отдохнули, расслабились и готовы к дальнейшей работе.

Образцы
5-10 минут
Интерес и ценность этой игры состоят в том, что никто не может пред-сказать заранее, что произойдет в дальнейшем. И это обстоятельство заставляет игроков что-то выдумывать. Единственное правило игры копировать позу и движения выбранного объекта требует концентрации и внимательного наблюдения.

  1. Если желаете, Вы можете начать с краткого отступления о значении примеров в нашей жизни. Образец для подражания нужен каждому из нас, чтобы увеличивать наши возмозжности социальной адаптации. Сложность же состоит в том, чтобы найти подходящие образцы и затем в нужный момент от них отказаться.
  2. В то время как руководитель группы разъясняет правила, каждый участник должен выбрать себе в качестве образца одного из своих товарищей. Причем, желательно, чтобы "образец", не догадывался о том, кто его выбрал.
  3. Каждый участник должен как можно более точно подражать тому, кого он выбрал в качестве образца его движениям, мимике. Лучше всего будет, если при этом участники не смотрят друг на друга напрямую, а стараются наблюдать друг за другом незаметно.

4. После того как правила объяснены, дайте участникам возможность задать вопросы. Удостоверьтесь также в том, что каждый из них выбрал себе образец для подражания. Прежде чем игра начнется, участники должны на 10 секунд закрыть глаза и принять удобное положение.
5. Затем по Вашей команде все открывают глаза, и игра может начаться. Предложите участникам выполнить какое-нибудь действие или дайте им какое-нибудь совместное задание, в ходе которого они смогут проявлять свои индивидуальные особенности и подражать другим.
Замечания
Как правило, Вы скоро увидите, что одни и те же движения начинают распространяться по всей группе. Иногда медленно, иногда быстро,
но все игроки через какое-то время оказываются повторяющими одни и те же движения. Но иногда Вы можете замечать, что среди игроков образовалось две или даже три группы, члены которых повторяют специфические движения. Результат никогда не бывает предсказуем и является еще одним доказательством того, что человеческие отношения и динамика группы постоянно преподносят новые загадки.
Ты или я
5 минут
Это упражнение особенно эффективно для работы в большой группе.
За короткое время игроки начинают чувствовать себя лучше, их пульс учащается, они расслабляются и готовы к дальнейшей работе.Вам понадобится большая площадка для игры например, лужайка, спортивный зал. Отметьте границы игровой площадки, прежде чем объяснять правила игры.

  1. Участники как можно равномернее заполняют отведенное для игры пространство.
  2. В этой игре все играют против всех. Каждый игрок пытается коснуться другого первым.
  3. Тот, к кому прикоснулись первым, должен встать на колени и оставаться в таком положении до конца игры. Как правило, это не очень долго, поскольку игра проходит быстро.
  4. Понять, кто победитель, достаточно легко собственно, это последний оставшийся на ногах участник. Победителя награждают овациями. В игре действует правило ни при каких случаях нельзя бегать, допускается только быстрая ходьба.
  5. Часто между двумя участниками начинается спор о том, кто из них первым коснулся партнера. В этом случае разрешение ситуации очень простое: Вы даете спорящим 5 секунд на то, чтобы определиться, кто остается в игре. Если по истечении этого времени они так и не договорились, то на колени встают оба.
  6. Как только Вы объяснили правила, начинайте игру. Так как игра проходит очень быстро, можно провести второй раунд, результаты которого могут быть иными.

Замечания
Для случая, когда в игре остаются двое, введите дополнительное пра вило: проигрывает тот, кто первым сделал шаг назад.





Содержание  Назад  Вперед