Случайные собеседники


Предлагаемое упражнение поможет в этом.

  1. Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. В первом туре у каждого участника есть 5 минут, чтобы рассказать своему партнеру, что хорошего и радостного случилось с ним за прошлую неделю. Другой партнер слушает первого молча и внимательно. Через 5 минут они меняются ролями и в конце этого тура обмениваются впечатлениями.
  2. Теперь каждый участник выбирает себе нового партнера, и на сей раз они рассказывают друг другу о трудностях и заботах прошлой недели. В конце этого тура также следует обмен впечатлениями.
  3. В третьем туре снова следует выбор партнера, и все повторяется, только теперь партнеры рассказывают друг другу о том, что рассердило их на прошлой неделе. В конце обмен впечатлениями.
  4. Теперь все участники собираются вместе. Задайте им следующие вопросы:
  • Что во время этого упражнения было для меня самым важным?
  • Как я чувствую себя теперь?
  • Узнал ли я что-то новое?
  • Как члены группы управляют своими чувствами?
  • Есть ли чувства, которые не принято выражать в группе?
  • Что знаю лично я о зависимости чувств, мыслей и тела?
  •  

Случайные собеседники
20 минут
И
ногда мы оказываемся свидетелями чужого разговора и пытаемся понять, о чем идет речь. Если в реальной жизни случайные слушатели вынуждены довольствоваться пассивной ролью, то в этом упражнении у членов группы есть возможность активно поучаствовать в разговоре конечно, если они уверены, что правильно отгадали тему беседы.

  1. Группа садится в круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и начинают разговор, пытаясь общаться так, чтобы остальные слушатели как можно дольше оставались в неведении относительно темы беседы. Они не должны говорить неправду. Темы разговора могут задаваться ведущим, например: "команда", "конфликты", "готовность помочь", "доминирование" и т. п.
  2. Остальные внимательно слушают, не задавая вопросов и не строя вслух предположений, но имеют право включиться в беседу, если сочли, что тема стала им ясна. Игрок, который думает, что угадал тему, встает и присоединяется к собеседникам в центре круга.
  3. Однако участие в разговоре сопряжено с определенным риском: в любой момент вновь прибывшего могут спросить: "О чем мы говорим?" Тот должен шепотом, чтобы не услышали остальные, назвать тему разговора. Если догадка оказалась верна, все трое продолжают беседу, если нет - вновь прибывший возвращается на свое место в круг и продолжает слушать разговор. Он может повторить попытку присоединиться к беседующим не раньше чем через 2 минуты.

4· Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся включенными в беседу, либо пока все они не будут исключены из нее из-за неверных догадок. Каждый имеет право на три попытки.
Случается и так, что какой-нибудь игрок длительное время принимает участие в беседе и ни у кого не вызывает никаких подозрений. Но если его вдруг спросят о теме разговора, оказывается, что он понял ее неверно, и тогда игрок снова отправляется в круг.
Пойми меня
20 минут
Это очень интересная игра, в которой все зависит от способности и желания каждого участника внимательно слушать и понимать других людей. Эти качества являются важной предпосылкой для успешного общения в команде.

  1. Группа садится в круг. Вызываются два добровольца, один из них покидает комнату, а другой остается.
  2. Группа решает, какие действия должен выполнить игрок А после того, как вернется. Например, он должен почихать, или погавкать или почесать ухо.
  3. У игрока Б есть ровно 3 минуты, чтобы осведомить игрока А о характере его действий. Но игрок Б не говорит партнеру прямо, что тот должен выполнить. Он может давать ему неявные указания.
  4. Например, если игрок А должен чихнуть, то игрок Б начинает говорить так: "Ах, ты бедный, ты так выглядишь, словно простудился нос красный и глаза слезятся". Если игрок А высморкался, то он показал, что правильно понял основную мысль и находится на верном пути. Игрок Б продолжает помогать ему: "Ты мне не говорил, что так давно страдаешь аллергией!" Если после этого игрок А чихнет, то он доказал свою способность к пониманию и заслужил аплодисменты от остальных.
  5. Игрок Б, который формулирует предложения, всегда должен быть готов пробовать различные способы донесения до партнера информации о сути его действий. Группа также может давать игроку А полезные советы: "Прими витамин С, проглоти средство от кашля, ложись в постель, позвони врачу, чтобы сказать, что ты болен".
  6. Составьте из участников несколько разных пар. Если группа хорошо выполняет это задание, можете усложнить его за 3 минуты участник должен выполнить не одно, а два или три задания.
<

p> Что ты делаешь?
1 5 минут
О
бщаясь, мы должны стараться изменять наши привычные образцы по-
ведения. Часто мы обращаем больше внимания на то, что было ска-
зано, и теряем из виду то, что действительно произошло. Часто мы верим
услышанному даже тогда, когда сама ситуация, наш здравый смысл, язык
тела собеседника говорят нам совершенно иное. В этом упражнении в иг-
ровой форме мы учимся разделять слова и дела.

  1. Группа садится в круг. Один из участников начинает игру, без слов показывая какое-либо действие, например чистит зубы. Теперь какой-нибудь другой игрок спрашивает: "Что ты делаешь?" Первый игрок может отвечать все что угодно, но только не "Я чищу зубы". Возможно, он скажет: "Я мою машину". Как только прозвучал ответ, второй игрок сам начинает делать то, что ответил ему первый, то есть в данном случае мыть машину. Тогда в игру включается третий, который спрашивает второго: "Что ты делаешь?" Второй игрок, например, отвечает: "Я играю на скрипке". Это руководство для третьего игрока он начинает играть на воображаемой скрипке.
  2. Игроки должны не задумываясь отвечать на обращенный к ним вопрос "Что ты делаешь?". Тот, кто задумался или ответил неправильно (то есть сказал то, что он действительно делает), выбывает из игры и отодвигает свой стул за черту круга. Тогда тот, кто спросил его, начинает выполнять какое-либо действие на свое усмотрение.
  3. Играйте до тех пор, пока каждый игрок хотя бы по разу не задаст вопрос "Что ты делаешь?". Вы можете предложить группе увеличить темп, и тогда к концу игры в круге остаются игроки, обладающие наиболее быстрой реакцией.

4· Задайте в конце следующие вопросы:

  • Доставила ли вам игра удовольствие?
  • Что для вас было самым интересным?
  • Примеры каких несоответствий слов и действий вы увидели?

Цепочка чисел
10 минут
Эта коммуникационная игра почти всегда ошеломляет участников. Они могут проверить, насколько хорошо они могут понимать друг друга на интуитивном уровне. Это важно прежде всего для тех групп, внутри которых нет налаженных связей.

Лучше всего проводить это упражнение в конце занятия или использовать его в паузах между другими упражнениями, перед началом новой фазы занятий.

  1. Участники равномерно рассаживаются по комнате. (Им не нужно садиться в круг или в ряд, это должен быть произвольный порядок.)
  2. Если в группе двадцать человек, попросите участников считать до двадцати. Каждый должен назвать число, не договариваясь предварительно с остальными о том, кто какое число назовет. При этом необходимо следить, чтобы не было произнесено двух одинаковых чисел. Задание сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если группа допустила ошибку, то все начинают считать сначала.
  3. Если Ваша группа меньше (восемь-двенадцать человек), попросите рассчитаться по порядку до десяти это тоже достаточно сложно.
  4. В конце упражнения обсудите с участниками следующее:
  • Как я сейчас себя чувствую: разочарованным, возбужденным, задумчивым?
  • Сколько попыток потребовалось группе, чтобы произвести правильный расчет?
  • Была ли в игре изюминка? Если да, то в чем?
  • Какую роль играла интуиция при выполнении упражнения?
  • Зачем вообще нам нужна интуиция?

Ранжирование ценностей
60 минут
Наши ценности тесно связаны с нашим самосознанием и самоуваже-нием. Поэтому мы очень болезненно переживаем, если сами предаем важные для нас ценности, а также ощущаем себя несвободно, когда наши ценности игнорируют другие. Совершенно естественно, что различия в ценностных предпочтениях разных социальных групп легко приводят к конфликтам.

Поэтому мы должны уметь говорить на важные для нас, ценностные темы и учиться находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.
В этом упражнении игроки, поделенные на четверки, должны расставить по степени значимости восемнадцать ценностей, предложенных профессором Милтон Рокич. В процессе выполнения упражнения возникает оживленное общение между участниками, поскольку каждый высказывает свою точку зрения и отстаивает ее. Для каждой четверки Вам потребуется одна копия Приложения к этому упражнению.

  1. Участники разбиваются на группы из четырех человек. Чтобы группы оказались подобранными по случайному принципу, попросите игроков рассчитаться на первый-четвертый.


Содержание раздела