Развитие навыков кооперации


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КООПЕРАЦИИ
Красное или голубое?
20 минут
Вэтой игре фактически принимают участие два человека, а остальная группа наблюдает за ними. Эти двое разговаривают друг с другом, пытаясь при этом так усыпить бдительность партнера, чтобы тот забыл, что должен держать кое-что в тайне. "Тайна" в этом упражнении это обычная карточка с нарисованным на ней голубым или красным крестом. Карточка прикреплена к спине участника.

В этой игре тренируется способность вести на публике интересную и плавную беседу, увлекать собеседника, в то же время сохраняя внимательность и постоянно удерживая в памяти собственную задачу.
1. Группа садится в круг, двое желающих выходят на середину. Каждому игроку к спине прикрепляется карточка с голубым или красным крестом. Ни один из них не знает, какого цвета крест у его оппонента.

  1. Группа предлагает тему для разговора. Лучше, если тема будет достаточно увлекательной для того, чтобы игроки сразу же подхватили ее и начали беседу.
  2. Игроки пожимают друг другу руки, показывая этим, что беседа началась. Во время разговора руки обоих скрещены сзади, чтобы ни у кого не возникло искушения схватить партнера и повернуть его спиной к себе, чтобы взглянуть на его карточку. Желательно, если в течение беседы партнеры будут двигаться.
  3. Цель обоих игроков усыпить внимание собеседника, чтобы тот ненадолго забыл, что нельзя пускать другого себе за спину. Побеждает в этой игре тот, кто смог в течение 5 минут разговора выяснить, какого цвета карточка партнера. Игрок должен увидеть карточку собственными глазами.

5. Проведите несколько туров этой игры с разными участниками, чтобы дать возможность нескольким участникам поупражнять свои риторические способности. В некоторых случаях бывает неплохо, если игроки сами определяют время своей беседы. Это повышает привлекательность игры.
Наша команда
15 минут
Эта короткая процедура предоставляет группе хорошие возможности для развития ее самосознания. Любой команде необходимо время от времени говорить о том, как она развивается, каковы ее сильные и слабые стороны, как она справляется со своими поражениями и какие выводы извлекает из побед. Это упражнение как раз дает возможность группе поговорить обо всем этом, причем в нем предлагаются очень живые и забавные условия для обмена информацией, плюс масса возможностей для творчества.

Также упражнение обладает некоторым терапевтическим эффектом, поскольку в несколько преувеличенной форме отмечает положительные и отрицательные стороны жизни группы и демонстрирует, что большинство событий можно рассматривать как с позитивной, так и с негативной стороны.

  1. Группа садится в круг и начинает вести беседу, цель которой обсуждение развития группы как команды, ее особенности, проблемы, достоинства и недостатки. Каждое предложение, которое произносит участник, должно начинаться словами: "к счастью" или "к несчастью". Любой игрок может высказываться сколь угодно часто, но не два раза подряд.
  2. Группа сама решает, когда игра должна завершиться. Если у кого-то возникло ощущение, что все важное уже сказано, или у него есть какие-то другие соображения по этому поводу, он просто говорит: "К счастью, эта игра уже закончилась".
  3. В любом случае проведите краткое обсуждение происходившего:
  • Насколько мне понравилось это упражнение?
  • Хотел бы я задать какие-либо вопросы?
  • Хотел бы я что-то уточнить?
  • На правильном ли пути наша команда?
  • Должна ли команда сделать какие-либо выводы из этой игры?
  • Каким был повод к окончанию игры?
  • Как лично я чувствую себя в этой группе?
  •  

Развитие идеи
15 минут
Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают вни-мание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперничество и конфликты.

  1. Разъясните членам группы цель этого упражнения. В ней речь пойдет о тренировке умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.
  2. Прежде всего объясните, как будет проходить упражнение. Два участника разговаривают между собой. Каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал. Игрок №1 начинает беседу. Игрок №2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: "Да, и еще..." Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: "Да, и еще..."
  3. Если первый игрок, например, говорит: "Пойдем в кино", второй игрок может, к примеру, сказать: "Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой". Игрок №1 продолжает: "Да, и помимо того, бутылку шампанского". Игрок № 2 отвечает: "Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила". Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.
  4. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:


  • Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
  • Отец и сын на пикнике.
  • Два друга по пути на футбольный матч.
  • Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины и* свадьбы.
  • Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой-
  •  

5. Сначала двое желающих "выступают" публично, остальные члены группы наблюдают за ними.

  1. Затем все разбиваются на пары и выполняют упражнение одновременно. Через 2-3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.
  2. После завершения упражнения подведите итоги.
  3.  

Бескорыстное внимание
10 минут
Успешная коммуникация возникает только тогда, когда каждый уде-ляет время и внимание собственной персоне и собственным идеям не в ущерб личности и идеям другого. Однако этот баланс весьма хрупок и требует от человека некоторого бескорыстия. Предлагаемое задание дает участникам возможность поупражняться в проявлении бескорыстного позитивного внимания, не отвлекаясь при этом на что-то внешнее или на свой собственный внутренний мир.

  1. Вся процедура продолжается 5 минут. Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, устанавливая контакт "глаза в глаза" и не нарушая его на протяжении всего упражнения. Задача каждого участника полностью сконцентрировать свое внимание на партнере, не анализируя его поведение, не давая ему каких-либо оценок, а просто воспринимая его всего целиком. Чем меньше партнеры будут при этом думать, тем лучше. Разговаривать не разрешается.
  2. Через 5 минут партнеры обмениваются тем, что они чувствовали, насколько им удалось отстраниться от себя и сконцентрироваться на другом человеке.

Умение выслушать
15 минут
В этом упражнении речь пойдет о том, как научиться концентрировать свое внимание на собеседнике, без искажений воспринимая его слова и отказываясь во время разговора от лишних комментариев и советов.

  1. Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, на стулья или на пол. На протяжении всего разговора они держат визуальный контакт.
  2. Игроки договариваются о том, кто будет говорить первым. Тот, кто начинает, должен за 5 минут рассказать партнеру о том, что с ним случилось за последние 24 часа. Второй партнер слушает рассказ молча, не отводя взгляда от глаз собеседника и концентрируя все свое вни-' мание на партнере и его словах. Слушающий должен стараться не предвосхищать мысли партнера и никогда не переставать слушать его, даже если мысль уже ясна. Он не должен искать в словах партнера сравнений с собственным опытом, не должен искать объяснений. Вместо этого он пытается полностью открыться и внимательно слушать говорящего.
  3. Через 5 минут партнеры меняются ролями, никак не комментируя услышанное.
  4. После того как второй партнер закончит свой рассказ, партнеры обмениваются впечатлениями об этом упражнении, о том, как оно прошло, как каждый из них чувствовал себя в роли слушателя и рассказчика, насколько сложно или легко было сконцентрироваться на другом человеке.
  5. Вопросы для всей группы:
  • Насколько хорошо в этой группе умеют слушать?
  • Умею ли я слушать одинаково внимательно любого человека?
  • Было ли у меня ощущение, что меня самого слушают внимательно?
  • В какие моменты слушать было скучно, в какие интересно?
  • Почему можно говорить о том, что непредубежденность помогает Развитию умения слушать другого?

"Сканирование" чувств
45 минут
г оманда работает успешно, когда ее участники мотивированы в сво-=-^1 ей деятельности. Мотивация возрастает при хорошем самочувствии (как физическом, так и психологическом), при возможности избавления от негативных эмоций, при уверенности в себе. Все это означает, что каждая команда должна заботиться о том, чтобы культивировать внутри себя чувство единения, внимание друг к другу и взаимную поддержку.



Содержание раздела