Душевные тайны


Подушка будет символизировать влияние одних участников группы на других.
  • Попросите участников хорошо подумать теперь над следующими вопросами: "Кто в группе обладает наибольшим влиянием? Кто наименьшим? Какова моя собственная позиция на этой условной шкале?"
  • Затем каждый, не говоря ни слова, должен занять позицию относительно подушки в соответствии со степенью своего влияния в группе: сильный авторитет ближе к подушке, более слабый дальше. Предоставьте участникам достаточно времени, чтобы внести возможные
  •  
  • коррективы в общую композицию, пока у всех не сложится впечатление, что все правильно.
    1. Теперь каждый комментирует то местоположение, которое он занял сам. Тесно взаимосвязаны два вопроса: "Какую степень влияния я имею в группе?" и "Доволен ли я этим влиянием? Хочу ли изменить что-то в этой связи?" Помимо своего выбора каждый участник может свободно комментировать и выбор других членов группы.
    2. Когда каждый сказал свое слово, все возвращаются в круг и обсуждают сложившуюся в группе ситуацию.
    3.  

    Душевные тайны
    60 минут
    Чем больше мы ценим свою группу, тем больше требований мы предъявляем к ее психологическому климату. Мы хотим быть откры-тыми, свободно говорить о том, что думаем и чувствуем. Когда нам что-то мешает, приходится постоянно быть дипломатичными, а это довольно тягостно; мы хотели бы свободно выражать охватывающие нас чувства, и чтобы при этом другие вели себя по отношению к нам так же открыто и уважительно.
    Если вы работаете с обязательными, требовательными и сознательными людьми, то эта игра является хорошей возможностью прояснить многие вопросы, касающиеся душевного состояния участников, и разработать новые пути к дальнейшей откровенности.
    1. Группа садится в круг. Каждый участник может обратиться к любому
    другому, чтобы сказать ему что-то, что он раньше скрывал. Это отно-
    сится к любым областям:

    • Предположения. (Я полагаю, что ты еще сердишься на меня за то, что я так бесцеремонно отклонил твое вчерашнее предложение...)
    • Затруднения. (Я хочу, чтобы ты больше уделял мне внимание и не обращался со мной так, словно я пустое место...)
    • Признания в любви. (Я никогда раньше не решался сказать тебе, что я очень рад, что ты занимаешься именно в этой группе. Твоя веселость меня очень поддерживает...)

    2. Дайте группе пару минут, чтобы каждый мог осознать, для кого он берег
    эту важную, никому не известную тайну. Попросите участников от-
    мечать напряженность, противостояние, противоречивые чувства,
    которые неизбежно выплывут наружу.
    3. "Душевные тайны" выражаются спонтанно, а это значит, что группа ждет того, кто наконец освободит их от груза ответственности.
    4. Тот, к кому обращается тот или иной участник, ничего не отвечает. Нормальная реакция человека такова, что он незамедлительно вступает в дискуссию, когда слышит что-то будоражащее его и задеваю
    идее чувства. В этом упражнении слушающим предлагается быть сдержанными и контролировать свои реакции.
    5. Наконец, после того как все расскажут о своих "тайнах", участникам дается возможность высказать накопившиеся эмоции: одобрение, радость или сожаление. На этом этапе предоставьте участникам достаточное количество времени.
    Социограмма
    45 минут
    Вэтом упражнении Вы имеете возможность оригинальным образом ис-следовать отношения и стиль общения в группе.
    Материалы
    Вам потребуется большой лист бумаги чертежного ватмана формата A1, для каждого участника мячик для пинг-понга (для руководителя группы тоже!), два мотка голубой и красной пряжи, ножницы, клей и черный фломастер.

    1. Группа садится в круг. Положите все приготовленное на пол в центре круга и попросите участников сделать трехмерную картину, которая будет отражать видимые и невидимые связи членов группы. Больше не давайте никаких объяснений.
    2. Попросите какого-нибудь добровольца быть наблюдателем, фиксируя действия группы. Причем это надо делать в форме протокола, который позже будет сравнен с получившейся картиной для обнаружения того, насколько реалистично группа оценила сама себя.
    3. Во время работы Вы должны покинуть помещение и использовать это время, чтобы записать Ваши прежние наблюдения за процессом взаимодействия между членами группы. Поскольку Вы уходите, сделайте особое ударение на том, что весь процесс остается на совести самих участников и наблюдателя. Дайте группе полчаса времени.
    4. Теперь Вы возвращаетесь в комнату, чтобы подвести итоги. Группа обсуждает ту картину, которая получилась у них в результате решения поставленной ведущим задачи, и приобщает к процессу данные из протокола, составленного наблюдателем. Вот основные и наиболее важные вопросы, которые обычно возникают:


    • С какой точки зрения группа анализировала свои отношения? С точки зрения способности к общению, с точки зрения доверия, симпатии, стиля работы, с точки зрения соперничества?
    • Совпала ли картина группы с наблюдениями, записанными в протоколе?
    •  
    • Не были ли упущены какие-либо важные аспекты?
    • Отражает ли картина общую точку зрения группы?
    • Были ли отклонены чьи-то предложения?
    • Что бы группа хотела изменить?
    • Что для этого нужно сделать?
    • Какое название можно дать картине?
    • Подразумевается ли наличие в полученной картине руководитель группы, и если да, то каково его место?
    •  

    Групповая скульптура
    30 минут
    В этом упражнении отдельным участникам предоставляется возмож-ность проверить свои способности вчувствования в переживания других людей и выразить свой взгляд на отношения в группе и их динамику. Это будет важно и для всех тех, кто руководит группой или консультирует ее.
    Одновременно это упражнение заставляет группу задуматься над следующими вопросами:

    • Какое место нашел в нашей группе каждый человек центральное ли это место или оно на периферии?
    • Какие отношения в группе можно охарактеризовать как тесные?
    • В каких областях нет отношений?
    • Как можно одним словом охарактеризовать сложившиеся в группе отношения: дружеские, агрессивные, конкурентные?
    • Каково распределение сил?
    • Как чувствует себя в группе каждый отдельный человек?
    • Какую позицию занимает руководитель группы?
    1. Заранее позаботьтесь о достаточно свободном помещении. Один из участников становится скульптором, он должен создать скульптуру, которая символически выражает сложившиеся в группе отношения. Для этого "скульптор" имеет право расставлять на пространстве других участников таким образом, как он считает нужным для выполнения поставленной задачи. При этом важно и символично не только расстояние между членами скульптурной композиции, но и положение их тел: они могут стоять, сидеть, лежать на полу или стоять на стуле; они могут быть повернуты друг к другу лицом или спинами, их руки могут быть вытянуты, кулаки сжаты; лица могут выражать смех, разочарование или неодобрение. Участники должны без комментариев выполнять все, что скажет им "скульптор".
    2. После того как скульптура закончена, участники некоторое время сохраняют ее, а потом кто-нибудь из них может изменить скульптуру так, как считает нужным. Предоставьте всем, кто этого захочет, возможность побыть "скульптором" и менять групповую скульптуру по
    3.  

    своему желанию. Таким образом, возможны разные интерпретации существующего в группе положения вещей, и эти интерпретации могут отражать разные аспекты внутригрупповых отношений.
    3. После этого все снова садятся на свои стулья в круг и сообща обсуждают упражнение.
    4. Содержание вопросов может быть изменено в зависимости от специфики группы.
    Как я отношусь к группе?
    30 минут
    Время от времени необходимо прослушивать "биение сердца" груп-пы, чтобы определить, насколько участники готовы в нужную минуту скоординироваться и вложить свою энергию в совместную работу. Некоторые симптомы могут свидетельствовать об определенных сложностях, например, если участники опаздывают на занятия, если в группе ведутся посторонние разговоры. Руководитель группы может заметить проявление этих симптомов по неприятному чувству, которое возникает у него при работе с группой, по снижению собственной творческой энергии.

    В таких ситуациях может помочь следующее упражнение.

    1. Положите на пол посреди комнаты подушки. Скажите участникам, что эти подушки символизируют группу.
    2. Все участники вместе со своими стульями собираются в одном месте комнаты на расстоянии приблизительно трех метров от лежащих подушек.
    3. Теперь один за одним участники группы выходят к подушкам, становятся на том расстоянии от них, которое кажется им подходящим, и разговаривают с подушками как с группой. Они рассказывают, какое отношение к группе преобладает у них в данный момент, нравится ли им группа или нет, какие у них есть сложности, насколько, по их мнению, группа готова к совместной работе.
    4. После того как все участники высказались, группа обсуждает сложившуюся ситуацию:
    • Что мы можем изменить, чтобы учесть потребности членов нашей группы?
    • Необходимы ли структурные изменения (соотношение времени работы и пауз)?
    • Интересны ли группе темы, с которыми она работает?
    • Есть ли конфликты в группе?
    • Есть ли конфликты с руководителем?
    • Может быть, стиль работы группы слишком глубокий и серьезный или, наоборот, слишком поверхностный?
    •  





    Содержание раздела