Материалы


С возрастом мы становимся терпимее и все больше заинтересованы в том, чтобы сохранить хорошие отношения даже с непохожими на нас людьми. И одновременно появляется все больше возможностей развивать наши индивидуальные способности и нашу уникальность в профессии, в семье, в обществе. Материалы

  1. Участник кладет перед собой листы бумаги и пишет на каждом из них в правом верхнем углу свое имя. На листе розового цвета он отвечает на вопрос: "В чем я похож на всех остальных людей?" На зеленом листе он отвечает на вопрос: "В чем я похож на некоторых людей?" И наконец на красном листе: "В чем я совершенно уникален и не похож ни на кого?" (Укажите, пожалуйста, на то, что каждый пишет столько, сколько он хочет.)
  2. Когда участники справились с этой задачей, проведите небольшой обмен впечатлениями:
  • Какой круг вопросов вызвал наибольшие трудности?
  • На какую тему я смог написать больше всего ответов?
  • Задавал ли я себе когда-нибудь подобные вопросы?

Отставьте столы в стороны, чтобы удобнее было двигаться. Каждый из Участников берет розовый лист с характеристикой того, чем он похож на других людей. Скажите следующее: "Члены нашей группы в этот момент представляют собой все человечество.

Вообразите себе, что его представители собрались здесь во всем своем многообразии. По-
Каждому участнику для этого упражнения понадобятся три листа бумаги: розового, зеленого и красного цвета.
ходите по комнате и побеседуйте с каждым. Поговорите о том, что написано у вас на розовом листе. Когда вы найдете кого-нибудь, кто не обладает указанным вами качеством, отметьте для себя, что вы ошиблись и указанные качества присущи не всем. Было бы совершенно невероятно, если бы другие люди написали в точности то же, что и вы, но они могут подтвердить, что имели в виду то же самое. Может случиться так, что ни одна ваша запись не совпадет с записями других участников.

В этом случае оторвите от розового листа уголок.

  1. Участники ходят по комнате и беседуют с как можно большим числом других участников (30 минут).
  2. Все собираются вместе и делятся впечатлениями:
  • Кому пришлось подкорректировать свой текст?
  • Кто оторвал от своего листа уголок?
  • Что общего вы нашли у себя с другими участниками?
  1. Теперь участники берут зеленый лист, где написано то, что объединяет их только с некоторыми людьми. Все снова начинают ходить по комнате и разговаривать друг с другом. Каждый пытается найти в группе людей, которые написали то же, что и он. Когда такие люди найдены, образовавшаяся группка усаживается в стороне и пытается найти еще больше связующих моментов между собой. К ней могут присоединяться и другие участники (30 минут).
  2. После этого следует обсуждение:
  • Сколько похожих на меня людей мне удалось найти?
  • Сколько групп единомышленников образовалось?
  • Каким образом я понял, к какой группе принадлежу?
  • Была ли работа с зеленым листом бумаги сложнее/проще работы с розовым листом?

8. Теперь каждый берет красный лист бумаги, в котором описано то, что
отличает данного человека от всех остальных людей. Все снова ходят
по комнате, разговаривают друг с другом. Если кто-то встретил чело-
века, у которого на листе значится то же самое, оба должны прояснить
это обстоятельство (например, выяснить, имеют ли они в виду одно и
то же) и в случае совпадения отметить для себя, что они записали не
уникальное свое свойство (30 минут).
9. Заключительный обмен мнениями и впечатлениями:

  • Почему было так сложно описать свои уникальные свойства?
  • Кто удовлетворен описанием своей уникальности?
  • В каких ситуациях я чувствовал свою уникальность?
  • Насколько важна для меня моя уникальность?
  • Насколько важно для меня то общее, что связывает меня с другими людьми?
  • В чем проявляется многообразие характеров в нашей группе?
  • Насколько группа терпима к этому многообразию?
  • В какой момент упражнения я чувствовал себя лучше всего?
  • Когда я испытывал смешанные чувства?
  • Что привнес в группу я?
  • Есть ли серьезные разногласия и конфликты в нашей группе? Какие они?

Кабаре
30 минут
Uc есепое упражнение, в ходе которого каждый член группы должен ==^J имитировать другого. Основное требование участники должны хорошо знать и уважать друг друга. Упражнение дает хорошие возможности для взаимодействия участников между собой.

  1. Каждый участник пишет свое имя на листочке бумаге. Эти листочки сворачиваются и перемешиваются, а потом каждый тянет по одному листочку.
  2. У группы есть 10 минут, чтобы подготовить небольшое представление. Каждый должен имитировать того члена группы, имя которого он прочитал на вытащенном им листочке. При этом представляющий должен учитывать и манеру поведения, и манеру речи того, кого он изображает. Монолог должен быть построен таким образом, чтобы зрители не сразу поняли, кого изображает актер. Каждый монолог занимает не более 3 минут.
  3. Друг за другом члены группы представляют свои мини-спектакли. В конце каждого представления группа аплодирует и старается угадать, кого только что изображали.

З Варианты ^
Каждый думает о том, что бы он хотел положить в чемодан того человека, имя которого значится на его бумажке. Выбор предметов для упаковки воображаемого чемодана должен пролить свет на сущность этого человека, его предпочтения, сильные и слабые стороны, но не так, чтобы это сразу стало очевидно зрителям. После короткой подготовки один из участников рассказывает группе, как будет выглядеть чемодан и что именно в нем будет лежать.

А группа должна решить, для кого предназначается этот чемодан.
Различия
45 минут
Это упражнение направлено на поиск различий между членами груп-пы. Лучше всего проводить упражнение на начальных этапах работы с группой, когда участники еще не очень хорошо знают друг друга. Оно выполняется в небольших группах (восемь-двенадцать человек).

  1. Группа садится в круг. Один из участников усаживается на стул в центре круга и зовет за собой другого члена группы, который, как ему кажется, меньше других похож на него. Приглашенный выдвигает свой стул внутрь круга и садится рядом с первым игроком. Оба начинают выяснять, чем они действительно отличаются друг от друга. Остальные молча и внимательно слушают их разговор, но при необходимости могут попросить кого-нибудь из участников активнее участвовать в разговоре (5-10 минут).
  2. После этого вся группа обсуждает происходящее.
  3. Затем в круг идет следующий участник и снова выбирает себе в собеседники человека, которого он считает более других отличающимся от себя. Этот процесс повторяется до тех пор, пока каждый член группы не побеседует в центре круга с самым непохожим на него человеком.
  4. В конце упражнения подведение итогов:
  • Чему я могу научиться в результате этого упражнения?
  • Действительно ли собеседник, которого я выбрал как самого непохожего, так сильно отличался от меня самого?
  • Кого я теперь стал лучше понимать?
  • Как развивается атмосфера в группе?
  • Насколько сильно я чувствую взаимосвязь с людьми, которые похожи на меня и, наоборот, сильно отличаются от меня?

Мягкая обратная связь
15 минут
B каждой группе бывает период, когда участники образуют микрогруп-пы и общаются друг с другом в основном внутри них. Тенденция к образованию маленьких групп внутри одной большой связана с потребностью человека в удобстве общения. Мы охотнее общаемся с теми людьми, которые понравились нам сразу и кажутся нам хорошей компанией.

Однако на работе люди должны работать с разными людьми, в том числе и с теми, с которыми они не близки и которых, возможно, вообще недолюбливают. Если Вы все это расскажете и собственным примером покажете своим подопечным, что это очень важно, они наверняка будут стараться научиться этому. Они даже обнаружат, что все их усилия с лихвой окупятся, потому что при расширении круга общения отношения в группе станут более живыми и интересными.
Это упражнение хорошо подходит для установления отношений между теми членами группы, которые ранее по каким-то причинам избегали друг друга.

  1. Участники разбиваются на пары. Партнеры не должны быть приятелями, хорошо знающими друг друга.
  2. Партнеры садятся друг напротив друга и устанавливают контакт глазами.
  3. Затем каждый из них по очереди в течение приблизительно 3 минут рассказывает другому, в чем он чувствует сходство с ним. Он начинает предложение следующими словами: "Я похож на тебя, потому что..." (мы оба честолюбивы... мы оба старшие дети в семье... я в той же мере интроверт, что и ты...). В то время как один из партнеров говорит, второй слушает его молча, без комментариев. Через 3 минуты партнеры меняются ролями.
  4. После этого партнеры говорят о своих различиях. В этом случае предложения должны начинаться так: "Я не такой, как ты, потому что..-" (Я не такой, как ты, потому что я старше и знаю, что значит руководить коллективом...", "Я не такой, как ты, потому что я интересую0.
  5.  

живописью и вопросы эстетики для меня всегда важная тема в разговоре...").



Содержание  Назад  Вперед