Любопытство


Опять говорит только один из партнеров, второй же внимательно его слушает. Они меняются ролями через 3 минуты. 5. Теперь партнеры могут вместе установить:

  • В чем их мнения и жизненные позиции совпадают?
  • Что осталось непонятым?
  • Что нового каждый узнал о своем партнере?
  •  

Любопытство
30 минут
Eспи руководитель работает с энергичной, склонной к любопытству группой, то его задача сильно облегчается. Но нередко в группах оказываются циничные или вспыльчивые люди, которые совершенно не желают учиться и изменять себя. Это упражнение хорошо тем, что оно одинаково подходит и для открытых, доброжелательных людей, и для вспыльчивых. Оно привносит в группу атмосферу хорошей соревновательности, так что в людях просыпается давно забытое любопытство.

Упражнение хорошо проводить на начальном этапе работы с группой.

  1. Участники находят себе партнера, с которым они хотели бы познакомиться поближе. (В группах, где участники хорошо знают друг друга, можно выбирать того, кого хочешь лучше понять.) Пары садятся за стол, приготовив стопку карточек и карандаш.
  2. Задание партнеров состоит в том, чтобы за следующие 15 минут найти друг в друге как можно больше сходств и различий, каждое из которых надо записать на отдельной карточке. Сравнивать можно все: семейное положение, хобби, профессию, личные качества, жизненную позицию, темперамент и т. д. Различия должны быть объяснены как можно четче, например: Ханс много говорит на людях, а Моника предпочитает разговор с глазу на глаз.
  3. Затем группа собирается вместе. Участники считают, сколько карточек у них получилось, и рассказывают, что нового они узнали о своих партнерах и каким образом изменилось их восприятие этого человека. Пара, у которой оказалось наибольшее количество карточек, начинает свой рассказ первой. Соответственно пара с наименьшим количеством карточек говорит последней.

Замечания
Вы можете кратко подвести итоги, спросив:

  • Что было легче находить сходства или различия?
  • Удовлетворены ли вы общением с партнером по паре?
  • Доставила ли мне удовольствие такая совместная работа?
  • Испытывали ли вы в какой-то момент противоречивые чувства?

Я особенный? Это хорошо!
60 минут
Это достаточно необычная игра. Каждый участник сможет узнать о дру-гих массу нового, и можно с уверенностью сказать, что эта игра обязательно разбудит взаимный интерес участников группы друг к другу. Работа основана на своеобразной анкете (см. Приложение), вопросы в которой построены так, чтобы выявить индивидуальность каждого члена группы. Кроме того, члены группы учатся не только уважать чужую индивидуальность, но и отстаивать право на свою собственную.

Вы будете удивлены тем, насколько положительной будет реакция Вашей группы. Для каждой подгруппы Вам потребуется одна копия анкеты чем меньше бумаги, тем больше разговоров.

  1. Сначала все участники ходят по комнате и стараются для себя лично определить, кто из присутствующих кажется им вызывающим доверие, а кто для них пока еще тайна за семью печатями, которую они хотели бы разгадать.
  2. Через две минуты попросите участников закрыть глаза и больше не разговаривать. Они должны держать руки на уровне груди ладонями наружу (поза безопасности) и продолжать в таком виде ходить по комнате.
  3. Через минуту скажите им примерно следующее: "В этот момент остановитесь с закрытыми глазами. Когда я дам сигнал, вы должны образовать группы по четыре человека, по-прежнему не открывая глаз и не разговаривая между собой. Когда четыре человека найдут друг друга, они встают плечом к плечу в тесный кружок, чтобы остальным было понятно даже на ощупь, что четверка укомплектована".

4· Помогите тем участникам, которые не смогли найти свою команду, образовать четверки. Если число участников не кратно четырем, то Добавьте "лишних" игроков в уже образованные квартеты. Теперь, когда все проблемы решены, дайте сигнал открыть глаза и посмотреть, кто входит в состав их четверки.

Затем объясните участникам, что сейчас им представится возможность познакомиться поближе. Каждая группа получает от Вас копию анкеты, заполняя которую она

записывает на свой счет определенное количество очков. Задача состоит в том, чтобы заработать как можно больше очков, извлекая выгоду из особенностей каждого участника группы.

  1. Группы садятся вместе и начинают работу.
  2. Когда каждая группа подсчитала число очков, все участники собираются вместе и сравнивают свой результат с результатом других команд.

Краткое подведение итогов:

  • Что я ощущал, когда пытался найти "свою" четверку?
  • Имел ли я представление, кто оказался со мной в одной команде?
  • Какой была атмосфера в маленьких группах?
  • Что поразило меня больше всего?
  • Что меня порадовало?
  • Насколько важным для меня был выигрыш?
  •  
  •  
  •  


  •  

Группа как зеркало
45 минут
Каждому человеку нужно чувствовать ответную реакцию других. Это помогает нам многое узнать о других людях: какого они о нас мнения, что они в нас подметили, чем мы можем их порадовать или привлечь, а чем вызвать раздражение или разозлить. Мы получаем больше информации о нашем партнере, можем лучше понимать его реакции и, естественно, задаваться вопросом, могли бы мы здесь и сейчас вести себя как-то иначе.

Группы начинают лучше работать, когда участники готовы поделиться своим мнением друг о друге легко, непринужденно и по возможности с юмором. Это упражнение пробуждает любопытство и создает атмосферу легкости. Члены группы должны уже относительно хорошо знать и уважать друг друга.
Материалы
Понадобится стопка карточек.
1. Участники садятся в круг. Положите в середину круга стопку карто-
чек. Из этой стопки каждый берет столько карточек, сколько он хочет.
Каждый мысленно обращается к кому-нибудь из членов группы, за-
тем записывает это обращение на карточке. Написанное должно вы-
ражать то личное впечатление, которое сложилось у него о другом
человеке. Фразы должны быть сформулированы примерно следующим
образом:

  • я вижу, что у тебя почти всегда серьезное лицо,
  • мне нравится твой смех,
  • я думаю, что ты считаешь, что никогда не ошибаешься,
  • я бы с большим удовольствием работал вместе с тобой.
  1. Объясните участникам, что фразы, начинающиеся с "я", лучше воспринимаются, чем фразы, начинающиеся с "ты". На карточках не надо писать, кто автор той или иной фразы, также не нужно писать, к кому та или иная фраза относится.
  2. Исписанные карточки перемешиваются и кладутся текстом вниз на середину стула, который стоит в центре круга. Кто-нибудь подходит и берет карточку. Он читает ее про себя и передает ее тому члену груп
  3.  

пы, которому, по его мнению, подходит данная фраза. Тот, кто получил карточку, читает фразу вслух, формулируя ее так: "Карин (это тот человек, который дал ему карточку) полагает, что у меня почти всегда серьезное лицо". Теперь все остальные, включая и получателя карточки, высказываются по этому поводу.

Следует поощрять различные мнения.
4. Затем получатель карточки или любой другой вытаскивают следующую карточку, и все повторяется. Не забудьте выделить время для подведения итогов.
За дверью
60 минут
Часто людей критикуют за их спиной. Это весьма неконструктивное поведение, которое непросто изменить. Но вполне можно научиться открыто говорить о том, что вам не нравится в другом человеке. Можно и самому предложить другому человеку рассказать вам, чем вы его раздражаете.

Часто мы сами критикуем себя весьма сурово, и критика окружающих порой не идет ни в какое сравнение с самокритикой. Все это учтено в упражнении.
1. Группа садится в круг, любой желающий покидает комнату и ждет сна-
ружи за дверью. Это действие символизирует готовность подвергнуть-
ся критике. Оставшиеся участники начинают критиковать отсутству-
ющего, причем каждый участник должен обязательно сказать:

  • что его раздражает в этом человеке,
  • что злит,
  • отсутствие какого качества не нравится.

2. В это время стоящий за дверью пытается дать себе ответы на те же
вопросы и гадает, что же говорят о нем другие.
3. После того как все участники выскажутся, стоящего за дверью просят вернуться в комнату. Он должен отгадать, что говорили о нем другие в его отсутствие. Он высказывает предположения, а группа может только подтверждать или отрицать правильность его догадок.

Помимо этого, участник может выразить пожелание услышать и другие высказанные о нем мнения. В конце процедуры он должен поблагодарить всех за то, что они думали о его недостатках.
4. Следующий игрок выходит из комнаты, и игра повторяется.
5. Оставьте немного времени на заключительное подведение итогов:

  • Услышал ли я о себе что-то неожиданное, о чем не знал?
  • Хочу ли я принять во внимание критические высказывания в мой адрес и изменить свое поведение?
  • Как я себя чувствовал во время игры?
  • Задело ли меня какое-либо замечание?

Сокровенные мечты



Содержание  Назад  Вперед