10-е занятие. Типы Людей. Если кратко...
1. Обычно люди предпочитают одну репрезентативную систему.
2. Ориентация на одну репрезентативную систему проявляется в речи, движениях, позах, дыхании, речи, стиле одежды, типе тела.
3. В нашей стране наиболее распространены Визуалы и Кинестетики.
4. Единственный тип, который любит, чтобы до него дотрагивались во время беседы – Кинестетики.
5. Визуалы предпочитают держать дистанцию во время беседы.
6. Кинестетики в ситуации обычно ассоциированы, а визуалы - диссо-циированы.
Типы людей. Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал.
Обозначается он Ад. Если В, А и К – аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад – дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
|
|
|
|
|
Паттерны |
Визуал |
Кинестетик |
Аудиал |
Дигитал |
ПРЕДИКАТЫ |
кажется взгляд яркий перспектива фокус красочный |
чувствую схватывать касание прочный теплый спокойно |
тон громкий отзвук послышалось звучит как... ритмичный |
разумный логичный знаю понимаю язык цифр функционально |
ПОЗА |
Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты |
Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. |
Голова набок, телефонная поза, посадка прямая |
Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова. |
ТИП ТЕЛА |
Как тощий так и тучный |
Пухлый, округлый, мягкий. |
Четкой зависимости нет |
Мягкое, полное |
ДВИЖЕНИЯ |
Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. |
Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. |
То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. |
Движения не гибкие, обычно застывшая поза. |
ФОРМА ГУБ |
Тонкие, узкие |
Пухлые, мягкие. |
Различная. |
Узкие, стянутые. |
ДЫХАНИЕ |
Высокое, грудное. |
Низкое, брюшное. |
В полном объеме. |
Ограниченное. |
ГОЛОС |
Высокий, чистый, быстрый, громкий. |
Низкий, медленный, хриплый. |
Мелодичный, ритмичный, меняющийся. |
Монотонный. прерывистый, густой. |
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА |
Над окружающими |
Под окружающими |
Глаза опущены. |
Смотрит над толпой. |
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ |
Посмотри, чтобы услышать. |
Скорее прикоснется, нежели посмотрит. |
Чтобы услышать, не смотри. |
Никакого зрительного контакта. |
ДИСТАНЦИЯ |
Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. |
Очень близкая, чтобы коснутся |
Небольшая, но предохраняются от прикосновений. |
Отдаленная. |
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА |
Не хотят быть ниже собеседника. |
Из стресса выходят, беря вину на себя. |
Очень многословны, нет риторических вопросов. |
При стрессе становятся сверхрациональны. |
ГЛАВНОЕ СЛОВО |
КРАСИВО |
УДОБНО |
ТИХО |
ФУНКЦИОНАЛЬНО |
А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
Визуалы – 35%;
Кинестетики – 35%;
Аудиалы – 5%;
Дигиталы – 25%;
А, например, для США это выглядит немного иначе:
Визуалы – 45%;
Кинестетики – 45%;
Аудиалы – 5%;
Дигиталы –5%;
Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная
культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими
– вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.
При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.
Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.
Отличия. Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу
выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.
Винни-Пух и все-все-все... Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией типов людей по каналам может служить восхитительные мультфильмы серии Винни-пух (наши, а не Диснеевские).
|
Винни-Пух, естественно, Кинестетик - плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается... Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка. - Здравствуй, Вини. - Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь? - Хочу позвонить. Я шел мимо... - Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли? - Пух, ведь это же твой дом! - А, верно. Ну тогда войдем. |
Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) - тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий. - Что значит я? Я бывают разные! - Я - значит я, Винни-Пух. - Ты в этом уверен? - Ну конечно! Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза. - Действительно, Винни-Пух... |
|
|
Сова более походит на Аудиала - особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом. Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда: - Я хотел... чтобы ты написала на нем: Поздравляю. Пух. - И это все?!! - А что еще? - Надо написать так: Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни! - Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: Пух. |
На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа - завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой: - Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод? |
|
К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось - и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.
Упражнения. 1. Упражнение Калибровка невербальных признаков. Наблюдая за человеком, заполните таблицу, отмечая преобладающие признаки:
Имя |
Движения |
Поза |
Голос |
Дистанция |
Дыхание |
Результат |
Вася |
В |
К |
В |
В |
В |
В |
Петя |
А |
В |
А |
К |
А |
А |
Не менее 7 человек.
2. Упражнение Характерные слова. Слушая человека, записывайте В, А и К слова. При повторении слова просто ставится их общее количество.
Канал |
В |
А |
К |
Предикаты |
ярко - 2 ясно - 4 резкость четкость - 2 цветной радужный |
мелодия слушать |
чувствовать двигаться тепло - 3 мокро ощущение |
Количество |
11 |
2 |
7 |