Если кратко...
1.Задача подстройки - максимально точно войти в состояние партнера.
2. Конкретное состояние внешне у разных людей будет проявляться по-разному.
3. Наличие подстройки можно проверить только по наличию ведения.
4. Способы вызова состояния:
1.Дождаться, когда сам войдет.
2.Попросить войти.
3.Вспомнить ситуацию.
4.Вызвать нужную реакцию.
5.Понятие.
Состояния и коммуникация.
Задача подстройки - максимально точно войти в состояние партнера.
Когда мы общаемся с человеком - наша задача поймать его состояние. В принципе, подстройка - это всего лишь способ войти в состояние другого человека. А конкретное состояние внешне у разных людей будет проявляться по-разному.
Именно поэтому абсолютно точное копирование позы может не привести к возникновению раппорта. А немного схожая поза, но улавливающая суть дает намного больше. Проблема, как всегда, в обратной связи - проверить схожесть поз (движений) легко и быстро, а вот проверить есть ли раппорт или нет - намного сложнее. Вообще говоря, подстроены ли вы (а подстройка и нужна для достижения раппорта), можно проверить только по наличию ведения.
А это не всегда легко и быстро можно проверить. Схожесть движений можно проверять прямо по ходу подстройки, а наличие раппорта - только когда вы уже достигли окончательного результата.
Именно поэтому понимание и осознание того, в каком состоянии находится Клиент, в каком - Оператор и, собственно, в какое состояние ему нужно попасть - очень важная и актуальная задача.
Упражнения.
Упражнение Список состояний.
Подумайте и попробуйте самостоятельно составить список возможных повседневных состояний, в которых бываете вы и люди, с которыми вы общаетесь.
Не менее 15 состояний.
Упражнение Калибровка состояний.
Наблюдая человека, попробуйте определить с сформулировать (проговорить или записать) в каком состоянии он находится.
Это удобно, когда общение происходит в виде монолога.
Дальше идут активные способы вызова состояния, когда вы предпринимаете какие-то действия для получения результата.
Самый прямолинейный - попросить Клиента войти нужное Оператору состояние. Минус самый обычный - сложно применить в реальной жизни. Хотя можно.
Следующий вариант - предложить Клиенту вспомнить ситуацию, в которой он испытывал нужное вам состояние. Особенно, если вы знаете какую:
- Иван Петрович, вспомните, в прошлом году, когда вы были в Мюнхене...
Можно вызвать нужную реакцию. Расскажите анекдот и получите смех (если анекдот смешной). Начните очень внимательно прислушиваться к тому, что происходит за дверью, и получите состояние напряженного аудиального внимания. Или задать вопрос, типа:
Тут вы и ставите якорь, но нужно быть очень внимательным и быстрым - человек при этом пребывает в нужном состоянии весьма недолго.
Вариация на данную тему - это предложение описать состояние:
- Как бы ты описал состояние счастья.
Только здесь вхождение будет более глубоким.
Еще можно подстроиться и повести в нужное состояние.
Итак, способы вызова состояния:
1. Дождаться, когда сам войдет.
2. Попросить войти.
3. Вспомнить ситуацию.
4. Вызвать нужную реакцию.
5. Понятие.
Во время беседы с человеком введите его в нужное состояние (можно воспользоваться карточками состояний) и откалибруйте его. Желательно записать полученный результат.
У вас должно быть не менее 3-х сенсорно очевидных признаков состояния.
Например:
Петр Петрович.
Удивление - поднятые брови, задержка дыхания, поднятые плечи, легкое покраснение щек.
Не менее 7 человек.