Подстройка под движение


 

1. Движения не обязательно точно повторять, иногда достаточно просто отследить направление и отработать его пальцем или ногой...Если кратко...
2. У людей не так много характерных движений. И обычно сохраняется тип движения.
3. Для проверки наличия ведения лучше всего подходят небольшие движения. Большие и резкие могут привести к отстройке.
 
Подстройка под движение.
Подстройка под движение отличается от подстройки, например, под позу. Смена позы - это относительно долгий процесс, в котором задействованы большие группы мышц. В то же время, сама смена поза происходит редко и подстройка под нее не требует оперативности - у Оператора есть время, чтобы подумать, как наиболее конгруэнтно и в соответствии с контекстом сменить позу.

При чем поза может практически точно отражать позу Клиента.
При подстройке под движение все несколько сложнее. Обычно нужно быть достаточно синхронным с движениями клиента, в то же время их не нужно абсолютно точно зеркалить. Представьте себе - ваш собеседник что-то эмоционально рассказывает и при этом размахивает руками, а вы слушая его совершенно синхронно и с той же порывистостью машете своими :).
Именно поэтому обычно употребляют перекрестную подстройку, отражая, например, движение руки - движением пальца и движение головой - движением кисти. При этом обычно нужно не столько скопировать движение, сколько поймать его направление и стиль.
 
Упражнения. Упражнение Зеркало.
Встаньте, пожалуйста, в пары и распределитесь по залу. Ваша задача - повторять, отзеркаливать движения вашего партнера. Только большая к вам просьба, не надо выпендриваться и садиться на шпагат и в позу лотоса. Ваша задача - двигаться синхронно.

Причем ведущий в паре у вас не обозначается. Вы оба ведете, и оба подстраиваетесь. Еще раз повторяю, ваша задача - постараться двигаться совершенно синхронно.
10 минут.
Упражнение Зеркало со спичками.
Теперь немного усложним упражнение. Выставьте свои руки (один правую, другой - левую руку) так, чтобы ваши ладони были параллельны. А теперь возьмите спичку и вставьте между ладонями так, чтобы она была им перпендикулярна.

Ваша задача - двигаться настолько синхронно, чтобы не создавать излишнего давления, но при этом и не разводить ваши ладони так далеко, что спичка падала бы. А когда у вас это начнет хорошо получаться, возьмите по второй спичке и тоже зажмите между свободными ладонями. Теперь вам придется слаженно двигать уже обеими руками. Возможно, при этом не получится совершенно зеркального отражения - это уже не важно.

Самое главное, чтобы спички не падали и оставались перпендикулярны ладоням. Причем обе.
В этом упражнении спички дают вам прекрасную обратную связь - если вы немного отстраиваетесь, то они либо падают, либо ломаются. Вернее, должны бы ломаться, но у нас, к сожалению, выпускают их слишком прочными. Так что придется ориентироваться на силу нажатия.
Одна из самых важных вещей в коммуникации, да и в любой деятельности - это получение качественной обратной связи, для того чтобы определять, в правильном ли вы направлении двигаетесь. Если вы нашли способ - то половина дела сделана.
Вспомните три качества, необходимые для достижения успеха: умение ставить цель, чувствительность, гибкость.
Чувствительность - это просто способ получения обратной связи. С тем же успехом можно было бы написать так: умение ставить цель, получение обратной связи, гибкость... В свое время проводились такие опыты. Людей сажали за компьютер, вешали на них какие-то датчики и просили сделать так, чтобы, например, полосы на экране сошлись.

Через какое-то время почти у всех это получалось. А полосы были связаны с датчиками, которые измеряли давление, пульс и еще какие-то вещи, которыми обычно люди не управляют. Но получив обратную связь, отлично смогли это делать!
10 минут.
Упражнение Характерные движения
Обычно у человека есть небольшой набор наиболее характерных движений. Наблюдая за человеком составьте список (а еще лучше набор рисунков) наиболее характерных движений (7-9), желательно в соответствии с контекстом, в котором эти движения присутствуют.


Например: Рассказ о прошлых событиях - движение правой рукой назад. Вопрос - левая рука кистью вниз. Сомнение - взгляд вниз, направо, с одновременным наклоном головы.

При рассказе - похлопывание левой ладонью по бедру.
Не менее 10 человек.
Упражнение Суть движения.
Точно так же, как у человека есть характерные движения, есть и общий стиль движений: кто-то двигается плавно, кто-то порывисто, кто-то то плавно, то вдруг резко. Наблюдая за людьми определите и назовите общий стиль их движений.
Не менее 10 человек.

Упражнение Прямая подстройка.


быстро
порывисто
плавно скованно
расслабленно
напряженно
вяло

В тройках: Клиент, Оператор и Режиссер.
Оператор с Клиентом беседуют на любую тему.
Задача Оператора все время отражать движения Клиента. При чем он отражает не только сами движения, но и их стиль: быстро, плавно, порывисто, скованно.
У Режиссера в руках рисунок человека и он на нем показывает, какой частью тела нужно двигать Клиенту. На том же листе список стилей движения: быстро, плавно, порывисто, скованно, расслабленно, напряженно.
* Задача Клиента максимально разнообразить не только чем двигать, но и тип движения - быстро, порывисто и т.д. При этом нужно быть достаточно конгруэнтным состоянию.
15 минут.
Упражнение Перекрестная подстройка.
В жизни прямое копирование движений применяется редко - обычно используют перекрестное отзеркаливание. При этом движения другого человека передаются другой частью тела: движение руки движением пальца, туловища - головой и т.д. Здесь главное уловить состояние и направление движения, поймать общий смысл движения.
В тройках: Клиент, Оператор и Режиссер.
Оператор с Клиентом беседуют на любую тему. Задача Оператора все время отражать движения Клиента, но перекрестно. При чем он отражает не только сами движения, но и их стиль: быстро, плавно, порывисто, скованно.

У Режиссера в руках рисунок человека и он на нем показывает, какой частью тела нужно двигать Клиенту.
15 минут.



Содержание раздела