15-е занятие. Управляемая спонтанность. Управляемая спонтанность. Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д.
Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как? Хороший коммуникатор может контролировать и управлять тем, какие вещи он делает сознательно, а какие – бессознательно, спонтанно.
Спонтанность нам дает полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток – часто этот поток совершенно неуправляем.
Сознательно управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит).
Управляемая спонтанность – это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели.
Что для этого нужно?
Первое, что нужно обычному человеку – это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение – направлять этот поток в нужную сторону.
“Рыба.
Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове:
- В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов.
Даже 36 и 6 десятых. К стати, есть такая аптека – 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше.
Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть – это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше.
А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции.
Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…
Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка.
И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…
Скелет рыбы.
Скелет – это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: – Жара – 30-35градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь – Франция – одежда – мини…
УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение Рыба
Остапа несло.
Двенадцать стульев.
Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным – чем рыба больше, тем она лучше.
Отпустите себя – как несет, так несет.
НО! Большая просьба – то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:
- В Москве сейчас жаркою. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара.
Даже в Якутии жарко.
Здесь только одна косточка скелета: жара и к ней происходит постоянный возврат. Это не то!
– жара 30-35градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь – Франция – одежда – мини
С хвоста это будет выглядеть задом наперед:
– мини – одежда – Франция жара – тушь – косметика – похудеть…
Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки рыбы. При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с головы), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо – тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того, как и это начнет получаться достаточно хорошо – тренируйтесь строить скелет с любой кости в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста.
И так далее.
Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины рыбы как минимум в 15 – 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:
С головы
С хвоста.
С кости из середины.
Скелет разговора.
Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной рыбы, вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но идея сохранится – там будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.
Хорошо отслеживать Жириновского – у него обычно хорошо простроена ассоциативная последовательность речь.
Восстанови рыбу по скелету.
Запишите скелет рыбы, и через какое- то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.
Можно сделать диктофонную запись и сравнить результаты.
Скелет выступления.
В данном упражнении задание обратное: вам нужно на основе скелета создать рыбу, нарастить мясо на скелет. Скелет можно сделать так: вы берете тему, выделяете несколько наиболее важных смысловых пунктов (5-9) и записываете их на бумажке. Потом раскладываете бумажки в том порядке, который вы считаете наиболее удачным, и на его основе строите рассказ.
Потом можно разложить бумажки в случайном порядке…
Эту технику можно использовать и просто как тренировку, и как способ неким спонтанным образом подвести другого человека к нужной вам теме:
– Я сегодня ехал на метро – так постоянно останавливались. Пробки. У меня кстати пробки перегорели в подъезде – идешь вечером, ни одна лампочка не горит.
Вы не хотите купить партию лампочек, дешево отдам?
Это конечно почти как анекдот про поручика Ржевского, но зато демонстрирующий идею.
И еще один способ работы с этой техникой – планирование публичных выступлений. Вы выстраиваете последовательность мыслей, ключевых понятий в виде скелета и его запоминаете, а мясо наращивается вполне спонтанно. То есть последовательность базовых тезисов и точек перехода вы планируете, а наполнение – уже роль бессознательного.
Упражнение Групповая Рыба.
В группах по 4-5 человек. Ведущий начинает и рассказывает рыбу, потом указывает на любого человека из микрогруппы и тот должен выдать скелет.
Это чтобы был стимул внимательно все слушать.
Одного и того же человека можно несколько раз назначать на эту должность. После этого ведущим становится человек сидящий слева от того, кто рассказывал рыбу в этом круге.
Начните с 5-6 переходов, и за каждый круг увеличивайте на 1
1-й круг – 6 переходов.
2-й круг – 7 переходов.
3-й круг – 8 переходов.
Итак, пока не кончится время.
30 мин.