Расширенное восприятие – это умение управлять собственным восприятием так, чтобы замечать все то, что вам нужно. Искусство отсеивать лишнее и находить мельчайшие детали. Это именно в первую очередь искусство, так как это возможно развивать, только вкладывая собственную душу, индивидуальность. Нет одинаковых мастеров, все они различаются, все они даже вроде бы одинаковые вещи делают по-своему.
Каждый хороший повар хорош по-своему, и каждый хороший художник рисует по-своему и видит мир по-своему.
Это очень высокое искусство – обращать внимание на то, что пропускают остальные, подмечать такие вещи, которые недоступны другим. Хотя, наверное, это вообще свойство индивидуальности, ведь каждый человек обладает своим собственным восприятием. Так давайте попробуем это восприятие максимально расширить.
И, переходя к общению, можно сказать, что хороший коммуникатор – это в первую очередь человек с очень тонким восприятием. Он способен заметить мельчайшие изменения тембра голоса, интонации, движения, мимики – все то, что дает ему дополнительное знание о собеседнике. Это высокое искусство, большое мастерство – умение общаться.
И пока вам просто предлагаются упражнения по расширению вашего восприятия, по развитию каждого канала. В первую очередь, я рекомендую заняться тем каналом, который у вас развит меньше всего. Обычно люди предпочитают и больше развивают только один канал, хотя это еще не означает, что у них там хорошая чувствительность.
Этот канал сильнее развит лишь по сравнению с остальными, а если сравнивать с тем, каким он мог бы быть...
Упражнения.
Синестезия. 1. Поле цвета.
Выберите какой-нибудь цвет – желтый, синий, красный, фиолетовый... Представьте себе пространство, заполненное этим цветом. Ничего кроме него, только цвет.
2. Звуки.
А теперь мысленно войдите в это пространство, погрузитесь в этот цвет. Попробуйте услышать, какие звуки, мелодии, интонации “сопровождают” этот цвет. Желательно, чтобы не было никакого содержания – слов, фраз и т.д.
Слушайте эти звуки, разрешая им становится максимально громкими и четкими.
3. Чувства.
А теперь обратите внимание на ваши внутренние ощущения, которые сопровождают эти звуки и цвет. Где в теле это ощущение наиболее осознаваемо? Где оно зарождается и в какую сторону движется?
Постарайтесь прочувствовать его максимально...
4. Новый цвет.
Повторите весь этот процесс с другим цветом или оттенком: поле цвета, звуки, чувства... Продолжайте, пока не исследуете не менее 7 цветов.
Можно также начинать с “чистого” звука или “чистого” ощущения, определяя, какие образы этому соответствуют, и так далее.
Наложение. Эта техника помогает вам “достроить” и развить общую сенсорную чувствительность.
Сначала вы берете канал, который у вас лучше всего проработан, и представляете что-то в этом канале. Когда вы сделаете это максимально хорошо, дополните представление в следующем наиболее развитом канале и завершите все каналом, в котором вы пока что ориентируетесь хуже всего.
Например: В – А – К
Вы можете представить себе, например, березу: как она выглядит, ее белый ствол с черными отметинами, зеленые листья, более темные ветви...
Из чего этот результат получился, мы как бы даже и не знаем. Точно так же и с нашим восприятием – мы получаем результат какого-то вычисления, проведенного бессознательным, но как он получен, очень часто не осознаем. А в большинстве случаев не замечаем и сам результат, хотя подсознание настойчиво пытается достучаться со своим результатом до нашего же сознания.
Вот в этом упражнении вам и предлагается потренироваться осознавать, что происходит внутри нас, из чего складывается результат.
Вот и попробуйте потренировать свою чувствительность и внимательность, и определите чем конкретно отличаются друг от друга эти две буквы “А”?
С тем же успехом можно поработать с различными почерками – чем конкретно они различаются? Здесь самое главное – четко перечислить эти конкретные различия, хотя бы проговорить про себя, а еще лучше написать.
Не менее 5 раз.
Визуальное воспоминание. Ещё один способ развития визуального канала – тренировка зрительной памяти. Возьмите несколько предметов, разложите их в произвольном порядке, посмотрите несколько секунд на то, что получилось, закройте глаза и попробуйте представить увиденное максимально ярко и четко, насколько вы способны.
Потом откройте глаза и сравните с тем, что перед вами. И так до тех пор, пока вы не сумеете представить все предметы.
То же самое можно проделать с:
1) фотографиями из журнала;
2) рассыпанными спичками;
3) разложенными игральными картами;
4) карточками с буквами;
5) и еще много с чем.
Визуальную память хорошо тренировать на лицах – посмотрели на человека несколько секунд, попробовали представить его максимально четко и ясно, потом сравнили с оригиналом. Еще раз представили, еще раз сравнили. И так до максимального сходства “портрета” с оригиналом.
Старайтесь запомнить мельчайшие детали (но не проговаривая, а визуально) – цвет кожи, родинки, волоски – все, что вы сумеете заметить.
Сюда же можно отнести работу с образами из памяти. Попробуйте зрительно вспомнить фонарный столб напротив дома, дерево, фотографию во вчерашней газете, игрушку из вашего детства – старайтесь сделать образ максимально четким, резким и детальным, насколько это возможно.
Не менее 7 раз.
Визуальное конструирование. Одна из важных вещей, которые можно делать в визуальном канале – это фантазирование, создание образов, которых вы никогда не видели. Попробуйте представить себе:
1. Розового слона в зеленый горошек.
2. Как бы вы выглядели с фиолетовыми глазами?
3. Как бы выглядел ваш сосед с волосами ярко-зеленого цвета?
4. А лысым?
5. А как выглядит негатив какой-нибудь фотографии?
6. А дуб, увешанный помидорами?
7. А как бы выглядел ваш сосед, танцующий ламбаду?
Я думаю, что вам хватит фантазии напридумывать множество совершенно удивительных вещей, самое главное, чтобы вы четко могли различать эти образы, рассматривать их.
Не менее 7 раз.
Аудиальный канал. Внутренние голоса. Вот несколько упражнений на развитие аудиального канала, которые вы можете делать дома.
Можно потренировать Аудиальную Чувствительность, определяя различия внутренних голосов. Обычно мы не замечаем, что когда разговариваем сами с собой, то разговариваем разными голосами. А вот чем конкретно они различаются?
Попробуйте потренироваться и найти эти различия, опять же не меньше трех – то есть больше можно, а меньше лучше не надо.
Итак, какой голос.
1. выше, ниже;
2. громче, тише;
3. направление, откуда доносится;
4. источник звука ближе, дальше;
5. какой у него темп;
6. какой ритм;
7. ...
Например:
У меня есть голос, который говорит о тех проблемах, которые могут возникнуть, если я буду что-то делать. Я его назвал “Скептиком”. А есть, который рассказывает о том, как будет классно, если я все-таки это сделаю, – “Энтузиаст”.
А еще есть голос, который предлагает сделать что-нибудь совершенно необычное и веселое, – “Шутник”.
У Скептика голос глухой, медленный и несколько монотонный, идет откуда-то слева.
А у Энтузиаста быстрый, громкий (громче чем у Скептика), идет сзади и достаточно высокий.
Голос Шутника тихий, но высокий, как будто бы детский, говорит в очень быстром темпе и откуда-то снизу.
Это очень хорошее упражнение на осознание внутренних процессов, на умение определять то, что происходит внутри нас. Учтите, то, как мы воспринимаем мир, тесно связано с тем, как это представлено внутри нас, и, тренируя внутреннее представление, мы при этом тренируем и внешнее восприятие.