Типичные реакции


Учтите, что некоторые паттерны у разных авторов согласуются только частично, как, например, неопределенные референтные индексы[6] и неконкретные существительные и местоимения.

М. Холл
А. Плигин
А. Герасимов

Ф. Пьюслик
Б.Льюис

Дж. О’Коннор

простые опущения
неконкретные существительные и местоимения
неспецифический референтный индекс
простые удаления
Опущена важная информация.
- Поди и сделай это.
- Я страдаю.

неопределённые референтные индексы: неспецифичные существительные и глаголы

стёртый референтный индекс
неопределённый индекс ссылки
Отсутствует сообщение о человеке, предмете или отношении.
- Окно разбилось.
- Меня никто не любит.

неконкретные существительные и местоимения
обобщённый референтный индекс

Неспецифическое существительное или местоимение.
- Люди обижаются.
- Они великолепны.

неконкретные глаголы
неспецифические глаголы
неконкретные глаголы
Глагол описывает неконкретный или неспецифический процесс: понимать, знать, уважать, научиться.
- Я понимаю ваше волнение.

номинализации
номинализации
номинализации
номинализации
Представление непрерывных процессов как законченных: счастье, любовь, возможность, опыт, общение, бег.
- Счастья не может не быть.

модальные операторы
модальные операторы
модальные операторы возможности
модальные операторы возможности
Принцип образа действий на основе возможностей.
- Я не могу расслабиться.
- Это невозможно сделать быстро

модальные операторы необходимости
модальные операторы необходимости
Принцип образа действий на основе законов и обязанностей.
- Я должен успеть вовремя.
- Вам следует подумать.

кванторы всеобщности
кванторы общности
кванторы общности
универсальности
Набор слов, при помощи которых делается универсальное обобщение: все, всегда, вечно, никогда, везде, никто, каждый.
- Вечно ты опаздываешь!

утраченный перформатив

потерянный перформатив
суждения
Высказывание оценочного суждения, без сообщения о его авторе (источнике).
- Это правильно.
- Никому не следует судить остальных.

чтение мыслей

чтение мыслей
чтение мыслей
Предположение, что мы обладаем способностью знать мысли, мотивы, намерения другого человека без прямого сообщения с его стороны.
- Я знаю, что это его не волнует.
причинно-следственные отношения

причина и следствие
причина - следствие
Предположение, что некое действие одного человека может заставить другого человека испытать какое-либо чувство.
- Ты заставляешь меня страдать.
комплексный эквивалент


сложные эквиваленты
Приписывание поведению значения на основе наблюдаемых признаков, не имея прямых подтверждений от другого человека.
- Ты не подарил мне цветы – ты больше не любишь меня!
опущения, с использованием сравнительных и превосходных степеней
сравнение с умолчанием

сравнения
Человек совершает сравнение, но опускает стандарт, с которым их сравнивает.
- Он лучше.
пресуппозиции


предположения
Концептуальные допущения, которые должны быть истинными для того, чтобы высказывание было истинным.
- Завтра вы узнаете ещё больше.


обратный референтный индекс

Говорящий, как бы принимает действие глагола, но не выполняет никакого действия, выраженного глаголом.
Никто не заботится обо мне.
- Он для меня не хорош.

неопределённые процессы: прилагательные, модифицирующие существительные



Опущен процесс (и, следовательно, структура) прилагательных.
- Мне не нравятся непонятные люди.
- Печальное письмо удивило меня.

неопределённые процессы: наречия, модифицирующие глаголы



Процесс опущен, а его результат овеществляется посредством слова, обозначающего состояние.
- Она медленно начала плакать.
- Как печально, что ты забыл позвонить мне.

Модель СДО Зачастую студенты курса НЛП-Практик делают стандартную ошибку, воспринимая Мета-модель как набор стандартных вопросов, которые нужно время от времени задавать клиенту. Разучи вопросы и пользуйся на здоровье! Но при таком подходе у студента естественно возникает вопрос: а зачем этим пользоваться? Во-первых, некоторые клиенты почему-то неадекватно воспринимают эти вопросы, злятся и не хотят продолжать терапию! Во-вторых, зачем заучивать 13 (9, 6) типов нарушений, если и без Мета-модели с клиентом все понятно (а если непонятно, то можно и шестишаговый рефрейминг сделать, там без подробностей)?



В-третьих, некоторые паттерны мета-модели пересекаются, и ещё нужно понять, на что реагировать.
По нашим наблюдениям НЛП-практики в реальности пользуются только 3-5 паттернами, наверно – самыми любимыми или понятными. Может, они собственные нарушения ММ считают нормой?
В классическом варианте вопросы являются реакцией на ошибки, нарушения Мета-модели, то есть работа с ММ прописана процедурно. (Если слышишь …, спроси…, и узнаешь, что имел в виду Клиент). А если попробовать иной процесс – представить некую правильную форму высказывания, которая соответствует ГС клиента?
Правильная структура высказывания. Полная грамматическая структура предложения может содержать не только подлежащее и сказуемое, но и определения, дополнения, и обстоятельства (например, обстоятельства способа совершения действия, его качества или интенсивности, а также места, времени, причины, цели, условия, с которыми связано действие или проявление признака). Для полного прояснения опыта в конкретной ситуации нам не всегда потребуется выяснять все подробности. Так и при выяснении Глубинной Структуры мы, возможно, сможем обойтись без уточнения определений или обстоятельств. Но некоторые элементы знать обязательно.

Предположим, что Поверхностная Структура высказывания Клиента состоит из набора утверждений.
Предложение может быть как простым, так и сложным (сложносочиненным или сложноподчиненным). Каждое элементарное утверждение Поверхностной структуры будет выражаться простым предложением и должно содержать следующие части: Субъект (кто делает) – Действие (процесс, отношение) – Объект[7] (над кем/чем действие производится).
Для записи отмеченных нарушений Мета-модели удобно ввести следующий набор символов:

Субъект;
Х опущение/удаление;
Действие/отношение;
обобщение;
О
бъект.
~ искажение.

Эта схема соответствует следующим грамматическим формам:

Субъект
кто?
Подлежащее
Действие/отношение
что делаю?
что сделал?
Сказуемое
Объект
кого? чего?
кем? чем?
Дополнение

В идеале терапевту желательно услышать от клиента фразу, содержащую Я - высказывание, в котором Клиент выступает в роли субъекта. Отсутствие Я - одно из нарушений мета-модели.
Пример: - Люди стали бессердечны! – Хочется спросить, какое отношение имеет говорящий к этой ситуации. При чём тут он?
Второе – это страдательный залог, когда человек ставит себя на место объекта:

  • В некоторых случаях страдательный залог соответствует обратному референтному индексу.

- Меня обидели.
При этом он теряет контроль над ситуацией, потому что действие производится над ним, а он тут вроде как и ни причем. В Я-форме это будет уже действительный залог:
- Я обиделся.




Меня
никто
не любит.





Все
любят
всех.

В одном (сложном) предложении может содержаться несколько утверждений:
Они ненавидят, потому что я знаю то, чего все хотят.




Они
ненавидят,

потому что




я
знаю
то,



чего
все
хотят.

Типичные реакции.


Задача

Субъект

Действие/отношение

Объект
х
восстановление опущенной информации
- Кто это делает?
- Каким образом?
- С кем/чем это делают?
~
конкретизация
- Кто конкретно это сделал?
- Как именно это происходит?
- Каким образом?
- На кого/что направлено действие?
- По отношению к кому/чему?

нахождение исключений
- Есть ли кто-то, кто не делает этого?
- Всегда/везде ли это происходит?
- Со всеми/всем ли делают это?

Опущение, утрата (Х). На границе. Таможенник заходит в купе поезда:
- Оружие, наркотики?
- Спасибо, не надо. Два кофе, пожалуйста.

Утеряны (опущены) объект, субъект или действие.
Утрата субъекта (

). - Кто конкретно это сделал?
- Петю ударили. (Потеря референтного индекса).
- Кто ударил Петю? (Ищем, кто конкретно это сделал)
Утрата действия (
). - Какое действие происходит? Каким образом?
- Моя маскировка убога. (Номинализация).
- Как именно Вы маскируетесь? (Превращаем номинализацию в глагол).
- Я теперь с деньгами.
- И что Вы с ними делаете?
Утрата объекта (
).

  • Есть ситуации, когда объекта в утверждении нет, но при этом мета-модель не нарушена. Например, предложения с непереходными глаголами или возвратной формой глаголов: - Я одеваюсь.

- На кого/что направлено действие?
- По отношению к кому?
- Я люблю! (Простое опущение)
- Кого ты любишь?
- Петя умнее! (Сравнение с умолчанием)
- Умнее чем кто?
Искажение (~). Перед эксплуатацией детского белья предусмотреть его предварительную стирку.



Содержание раздела