Что такое навязчивость?


Бросаем курить
Использование техники Взмах при работе с навязчивостями Бросить курить – нет ничего проще. Я сам это делал раз восемьдесят.
Марк Твен

Что такое навязчивость? Бросить курить. Какая куча народа носится с этой идеей. Не меньшее количество людей желает прекратить переедать.

А ведь есть ещё желание прекратить грызть ногти и играть в азартные игры.
- Доктор, наш мальчик пристрастился к компьютеру.
- Ну что же, будем лечить.
- А чем?
- Как водится: девочки, вино…
Что объединяет все эти варианты нежелательного поведения? По структуре это то, что называется навязчивостью. Навязчивость – это когда я хочу вот это и совершенно не могу справиться с собой.

  • В психиатрии для обозначения навязчивостей используют окончания –мания, –филия, -голик: клептомания (навязчивое желание что-нибудь украсть), арахнофилия (любовь к паукам), филофилия (страсть к собирательству марок), работоголик (человек, получающий от работы удовольствие).

Навязчивость во многих случаях может быть крайне полезным и эффективным способом поведения. Например, у детей есть очень сильная навязчивость к обучению: сначала они учатся ходить, потом учат язык. Посмотрите на ребенка, который изо дня в день, несмотря на то, что он регулярно падает и отбивает себе всякие места, пытается встать и идти. Хотели бы вы тоже иметь настолько важную цель в жизни, чтобы стремиться к ней с той же искренностью и целеустремленностью? Чтобы не взирая на трудности, препятствия и травмы, всё так же стремиться к своей цели?

А ведь одно из свойств гениальности – это сильная навязчивость в достижении желаемого результата.
Но эта статья про то, как навязчивости убирать. Так как обычно наибольшее внимание привлекает поведение, которое мешает. Оно эффективно, надёжно, но неэкологично.

То есть человек получает от этого поведения то, что ему надо, вот только последствия этого поведения… Курение – крайне эффективный и надёжный способ отвлечься и получить удовольствие. Но вот последствия… Проблемы со здоровьем, неприятие определённой части общества, запахи не ощущаются и процесс какой-то неподконтрольный. Ну и так далее.
Есть плюсы, есть минусы.
- Так как мне бросить курить? – спросите вы.
- А мне переедать? – добавит ваша жена.
Хочу вас порадовать. Это может быть довольно просто. Если вы действительно этого хотите.

Но для начала немного теории. Чтобы понимать, как устроена эта штука, под названием навязчивость.
Мужчина заходит в аптеку. Покупает пачку презервативов, бросает на пол и начинает отчаянно топтать.
- Мужчина! Вы чего?
- Да вот недавно я таким способом курить бросил!
Навязчивое поведение убрать сложно по причине его:
a) эффективности;
b) надёжности;
c) доступности.
Эффективность – достижение желаемого результата с наименьшими затратами.
Надёжность – эта штука стабильно работает и не ломается.
Доступность – легко достать.
Так в чём же проблема? Такое хорошее поведение. Но для того, чтобы поведение вас полностью устраивало, нужно, чтобы оно отвечало ещё одному критерию – экологичности.
Экологичность (поведения) – последствия такого способа достижения целиприемлемы для человека.
Понятно, что отдельно ещё стоит понятие экологичности цели: – Вот получил я то, что хотел, а от этого мне хуже не станет?
Обычно, навязчивое поведение становится проблемой, когда оно становится неэкологично. Это проявляется, в частности, в отсутствии контроля. Людям не нравится не то, что они курят, пьют, едят шоколад, а то, что они не могут это контролировать.

Если бы курение было действительно управляемо – хочу курю, хочу не курю, - скорее всего, это бы проблем не создавало. Но вот если я не могу с собой справиться, несмотря на то, что я решил, меня просили и уволят с работы – это уже проблема.

  • Сколько народу достаточно контролируемо потребляет алкоголь или шоколад, и это не создаёт им проблем – они контролируют процесс.

Соответственно, желаемое состояние – это не бросить курить, прекратить есть шоколад (что обычно создаёт проблему при положительной формулировке цели), а получить контроль над…. Но для этого как раз и надо убрать навязчивость.

  • Если поведение перестаёт быть эффективным и надёжным, то, скорее всего, оно перестаёт быть и навязчивым.

Например, есть потребности в получении хорошего настроения и удовольствия, которые удовлетворяются методом поедания большого количества шоколада. Это поведение конечно более социально приемлемо, чем пьянство, но довольно неэкологично для человека. Толстеет он. Да и большое количество шоколада плохо сказывается на здоровье.

Хотелось бы найти более экологичные способы получения удовольствия и хорошего настроения.
НО! Шоколад штука такая. Во-первых, это эффективно. Съел шоколадку – и сразу жизнь улучшилась (в шоколаде содержатся вещества, повышающие настроение). Во-вторых – это доступно.

Достал из кармана и съел. А если нет в кармане – шоколад есть практически в каждом киоске или магазине. В-третьих – это надёжно. Шоколад срабатывает практически всегда. Единственный недостаток – в больших количествах вреден (то есть неэкологичен).

Значит, когда мы будем искать ему замену, нужно найти что-то достаточно надёжное, эффективное и доступное, но при этом ещё и более экологичное.
Например, для поднятия настроения можно сходить в кино, и это будет эффективно, надёжно и более экологично, но менее доступно. Шоколад можно есть и на работе, а вот кино смотреть проблематично. Для получения удовольствия можно почитать анекдоты, но часто анекдоты бывают не слишком смешные.

Так что этот метод не столь надёжен, хотя эффективен, доступен и экологичен.
Что же делать? Мы можем подобрать несколько способов удовлетворения намерения. Например, для получения удовольствия можно: сходить в кино, поговорить с друзьями, заняться сексом, погулять, подумать о приятном.

И хотя каждый из способов в отдельности может и не удовлетворяет всем требованиям во всех ситуациях (доступность, надёжность, эффективность и экологичность), но подбирая их под контекст, можно получить вполне удовлетворительный результат. В субботу сходить в кино, на обеденном перерыве прогуляться, закончив печатать документ пару минут помечтать о предстоящем отпуске…
- А любое поведение, которое эффективно, надёжно и доступно становится навязчивым?
Нет. Для того, чтобы оно стало навязчивым, требуется ещё несколько условий. Во-первых, та потребность (или потребности), которая это поведение удовлетворяет, должна быть весьма важной для данного человека.

Во-вторых, для поддержания навязчивости, нужно убеждение, что по-другому не получится эту самую потребность удовлетворить. В-третьих, желательно, чтобы данное поведение удовлетворяло сразу несколько важных потребностей.
Намерение Намерение – это то, ради чего человек создаёт поведение. Ценность, которую он хочет удовлетворить в первую очередь.
За поведением человека стоит определённая цель. Внутренняя потребность. То, что он хочет получить для себя.

Намерение еды – насыщение, намерение зарядки по утрам – здоровье.
Намерение всегда положительно для его обладателя.
Намерение положительно для его обладателя. То есть намерение – это то, что человеку нравится и то, что он хочет. Другое дело – поведение, при помощи которого он это намерение пытается удовлетворить.

У грабителя в тёмном переулке вполне позитивное (для него) намерение – получение удовольствия, благосостояние… Но вот его способ удовлетворения этого намерения весьма неприятен окружающим.
Намерение всегда внутри. Поведение чаще направлено наружу.
Как понять, а что является поведением, а что намерением? Намерение отвечает на вопрос зачем, а поведение – каким образом. Намерение это то, что внутри.

Поведение чаще всего направлено наружу – то, что человек делает в этом мире.
Намерение – сытость. Поведение – купить пирожок и съесть его.
Довольно часто трудно определить, какое же намерение стоит за поведением. Иногда как намерение пытаются назвать: объяснить другим, познакомиться, поесть. Это поведение. Это некое действие снаружи. А намерение: понимание, самоутверждение, сытость.

Намерение – это что вы хотите для себя. Внутри. Какую ценность хотите удовлетворить. А ценности обычно описываются номинализациями: понимание, сытость, удовольствие, любовь, внимание.

Можно и уточнить: настоящая любовь, искреннее внимание, подтверждение важности.
Поведение может быть неэффективным в контексте удовлетворения намерения.
Понятно, что поведение может быть несколько неэффективным. В том смысле, что оно может не удовлетворять намерение. Просто человек по-другому не умеет.

Но он старается.
Намерение – получение внимания. Вечеринка. Девушка с расстроенным видом сидит в углу, надеясь, что её там заметят и придут утешать.

Но вот что-то никто не идёт… Намерение весьма положительно, но способ поведения, в данном контексте, судя по результату, совершенно не эффективен. Но эта девушка по-другому не умеет.
Вторичные выгоды Вторичные выгоды – какие ещё важные потребности поведение удовлетворяет.
Но часто бывает так, что одним поведением человек пытается убить двух, а то даже трех, четырёх и более зайцев. То есть удовлетворить попутно ещё несколько потребностей.



Содержание  Назад  Вперед