Проверка работоспособности


А в правый нижний угол помести маленький образ Гармоничной Ольги (Я-образ). Ты смотришь на образ шоколадки, потом резко образ Гармоничной Ольги вырастает и заслоняет образ шоколадки. Ты отвлекаешься. Смотришь по сторонам комнаты… - Представь, что перед тобой телеэкран. У тебя в руках пульт. По первой программе тебе показывают образ большого пирожного (триггер), а по второй – Счастливую Елену. Попробуй, ты можешь очень быстро переключаться между этими образами.

Также на пульте есть кнопка выключения телевизора. Ты на нёё нажимаешь – экран гаснет. Попробовала.

Теперь, что ты делаешь. Я сначала расскажу, а потом ты сделаешь. Ты включаешь первый канал, смотришь на большое пирожное, потом быстро включаешь второй канал, смотришь на Счастливую Елену, потом выключаешь телевизор. Потом опять. Первый канал – переключаешь – второй канал – выключаешь телевизор.

Так нужно сделать пять – семь раз.
Ну и тому подобное.
Проверка работоспособности Сделали – надо проверить, работает или нет. Если сработало – человек автоматически сворачивает на объездную дорогу. Видит ключ – автоматически запускает новую стратегию.
- Представь себе образ ключа (руки с сигаретой, шоколадки, большого пирожного). Что с ним происходит?
- Он тает.
- Я не могу его удержать.
- Как только представлю, вместо него возникает образ нового себя.
Следующий вариант – поведенческая проверка. Предложите человеку закурить, съесть шоколадку, представить себе стол с едой. И калибруйте его состояние. Если он зависает, не может поднести сигарету ко рту, вставляет её в рот – но не знает, что там с ней делать – скорее всего, всё работает.

Спросите, что он испытывает, как изменилось его поведение.
- Меня совершенно не тянет курить. То есть я могу взять сигарету в рот, но ощущения от нее, как от любого другого нейтрального предмета. С тем же успехом можно ручку в губах зажать.
- Когда я беру в рот сигарету, у меня тут же возникает состояние перекурил. Чуть ли не до рвоты.
- Я даже не могу сигарету поднести ко рту. Рука застывает, и я не могу двинуть ею дальше.
- Я беру в руку шоколадку, но снять с неё обёртку что-то мешает.
- Я откусила шоколад, но он совершенно безвкусный. Я не могу это объяснить, но он стал совершенно неинтересным.
По шагам. 0. Намерение и вторичные выгоды. Вначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы:
- Зачем ты это делаешь?
- Что тебе это даёт?

  • Понятно, что вместо слова это вы подставляете проблемное поведение: курение, переедание, грызение ногтей и т.д.

Для выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы:
- Что ещё ты от этого получаешь?
- Для чего ещё ты это используешь?
Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния.
- Зачем ты хочешь прекратить это?
- Что тебе даст твое новое состояние?
Проверьте экологию:
- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
- Согласен ли ты с этой потерей?
- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?
1. Определение визуального ключа. Для того, чтобы можно сделать взмах, нам нужно определить либо триггер, либо образ, который обязательно присутствует в процессе.
Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?
- Что тебя заставляет делать это?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации. Например:

  • курение – образ руки с сигаретой;
  • переедание – образ руки с вилкой;
  • раздражение – образ разъярённого лица начальника.

Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой.
Этот образ должен быть ассоциированным.
2. Образ желательного состояния. Создайте образ желательного состояния.


Критерии - Я-образа- :
1.отражает способности и качества человека, а не поведение;
2.обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);
3.диссоциирован от клиента;
4.имеет размытый фон;
5. нравится клиенту.

3. Замена. Теперь замените эти две картинки.
A. Представьте образ ключа (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.)

B. Очень быстро замените его на образ желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желательного состояния в углу большой (ключа) и, вырастая, заслоняет его и т.д.)
C. Отвлечение: погасите все образы, посмотрите вокруг.
D. Повторите процедуру 5-7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ желательного Я, но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки…
4. Проверка новой стратегии. а) Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что он размывается, его трудно удержать, он ускользает).
б) Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать то, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?
5. Подстройка к будущему. Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать что-то еще, чтобы этот процесс заработал.
Демонстрация. Хорошо, Женя. Какое поведение тебя не устраивает?
- Я курю.
А чего хочешь?
- Ну как. Бросить курить.
И действительно сильно хочешь?
- Да!
Хорошо. А что ты получишь, если бросишь курить?
- Здоровье. Ещё я буду сам себя больше уважать. И ещё большее уважение на работе.

Вот, смог.
Это всё?
- В основном, да.
А не в основном?
- Женщинам буду больше нравиться! (Интенсивная положительная невербальная реакция).
- Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Так?
- - Так. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение - это несколько другое.
Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?
- Да!
Отлично. А теперь немного о другом. Женя, зачем ты куришь.

Что тебе это даёт?
- Да вроде ничего особо не даёт.
Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем-то тебе это нужно.
- Привычка, я думаю.
Но любая привычка что-то даёт. Например, люди грызут ногти, чтобы успокоиться, а чистят зубы по вечерам, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?
- Ну, если подумать… Во-первых, это возможность расслабиться. Во-вторых, время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо.

Для чего ещё? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы всё.
Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?
- Да. (Неуверенно).
Давай подумаем ещё. Что ещё тебе это даёт? Самоутверждение?
- Нет. (Когруэнтно).
Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.
- А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…
Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?
- Да! (Конгруэнтно).
- Хорошо. Давай подумаем, а как по-другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трёх новых способов.
- - Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Ещё можно почитать что-нибудь лёгкое, газету или детектив. В игрушку компьютерную простенькую сыграть.

За окно посмотреть – у нас на роботе там улица. Довольно забавно на людей смотреть.
Для того, чтобы расслабиться ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в простенькую компьютерную игрушку, посмотреть за окно?
- Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь.

Порисовать – я рисовать люблю.
Замечательно. Для того, чтобы расслабиться, ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?
- Ещё можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.
Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?
- Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Ещё можно встать и сделать пару упражнений.

Наклониться, присесть.
Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.
- Да, наверно всё.
Хорошо. Давай тогда договоримся. Я обязуюсь помочь убрать тебе тягу к курению, но за это нужно заплатить.

Временем, усилиями. Ты готов?
- М-м-м. Да!
Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?
- Скандалить.
А из того, что ты контролируешь.
- Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…
Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься.



Содержание  Назад  Вперед