Шаги к цели


Поэтому где-то люди ставят себе конкретные рабочие цели (хочу доказать теорему Лагранжа), где-то - исследовательские задачи (поискать закономерности в поведении насекомых). В формулировке цели содержится море информации! Согласитесь, это довольно разные установки: Хочу познакомиться и завести роман с Костиком из 9Б и Хочу стать очаровательной леди. Цель часто диктует средства, и в одном случае, возможно, придется собирать досье на данного конкретного Костика, в другом - сыпать комплиментами и благосклонными взглядами направо и налево.
В случае рационального питания кто-то ставит себе целью определенный вес, кто-то талию определенного размера, кто-то - уровень бодрости и энергичности.
Здесь, кстати, поднимается довольно интересный вопрос: что является СОЗНАТЕЛЬНОЙ и основной целью, а что - приятными эффектами?
Очень интересна ситуация с уличными знакомствами. Что Вы обычно делаете: общаетесь, чтобы познакомиться, или знакомитесь, чтобы пообщаться? Что является проходным элементом, а что - основным? Заметьте, если человек пытается общаться, чтобы в результате общения познакомиться, общение получится - натянутым.

А вот если Вам интересно пообщаться с интересным человеком и поэтому Вы - знакомитесь, то сам факт знакомства проскользнет практически незамеченным - Вы УЖЕ внутри живого потока общения.
Подведем предварительные итоги. Для выявления подготовительных шагов модели и облегчения всей дальнейшей процедуры самообучения, мы спрашиваем у человека:

  • Что его мотивирует? (Обращаем внимание на стиль мотивации: избегание или приближение. Выясняем ценности и поддерживающие убеждения. Внимательно слушаем, о каких ментальных (внутренних мыслительных) действиях он рассказывает: рисует ли он воображаемые картинки, говорит себе что-нибудь, вспоминает ощущения...)
  • Как он понимает, что пора что-то делать? (Сам или кто-то (что-то) подталкивает. Чье это решение? Какие действия можно отнести к подготовительным? Как он распределяет свое внимание?)
  • При каких условиях он будет, а при каких не будет применять свой навык? (Нас интересуют критерии, признаки, требования. Подготовительные действия, опять же. Пределы применимости модели).
  • Как и какую цель он ставит перед собой? (Конкретность, подконтрольность, размеры. Процесс или результат. Явные и фоновые цели).

Не слабо? А ведь мы РЕГУЛЯРНО проходим по всем этим подготовительным этапам практически для каждой совершаемой нами операции. Слава богу, что большинство этих ментальных процедур мы выполняем на автопилоте - бессознательно.
Но это же и оказывается традиционным препятствием при попытке передать обучаемому свои навыки: пропускаются важные, но неосознаваемые шаги, расставляются неверные акценты... Собственно, только ради создания полного и достоверного описания моделируемого навыка и изобретены эти четыре основных вопроса: к мотивации, к стимулу, условиям и формулировке цели.
И это только начало начал, потому что дальше мы будем моделировать шаги по достижению цели.
Шаги к цели Планирование, простройка мотивации это, конечно, здорово! Но если мы останемся на месте, так ни разу и не шагнув в сторону цели, то мы, мягко говоря, не скоро получим желаемое. И если уж носитель исходной модели считается нами успешным, то будьте уверены: ему есть что сказать по поводу необходимых шагов.
Какие вопросы задавать, чтобы выяснить ключевые элементы стратегии приближения к цели? Их две группы:

  • Что Вы делаете для достижения цели? На какие этапы можно разбить Ваши действия? Есть ли ключевые шаги? В какой последовательности их делать? При каких условиях можно переходить от шага к шагу?
  • Как Вы определяете, что нужно делать? Что Вы делаете, если Ваши действия не дают желаемого эффекта?

Например, при составлении резюме нужно указать название вакансии, затем дать общую информацию о себе (по желанию: Ф.И.О., возраст, район проживания, семейное положение, обязательно: как с Вами связаться), после этого напишите, где Вы получали образование (в обратном хронологическом порядке, сначала место, затем дата), затем - опыт работы (в хронологическом порядке, даты начала, окончания работы, должность, организация), последними следуют дополнительная информация, повышающая Вашу ценность как работника и ожидаемый уровень оплаты. Все эти пункты желательно отделять друг от друга подзаголовками, места учебы и работы нумеруются.

Составляя описание модели для других, принято в явном виде прописывать начальный уровень обучаемых. Скажем при описании последовательности составления резюме, можно было бы в качестве отдельных шагов прописать что-нибудь вроде: взять лист бумаги формата А4, шариковую (можно гелевую) ручку синего или черного цвета... Или: включить компьютер, загрузить Microsoft Word...

Составляя описание, я предположил, что все эти действия для Вас самоочевидны, благо, что Вы в состоянии прочитать сии вирши.
Также важно уметь разумно выбрать степень детализации навыка. Можете поискать в сети многочисленные инструкции по пользованию туалетной бумагой, унитазом... Мы в свое время развлекались составлением пошагового описания того, как красить губы, гладить рубашки, танцевать вальс...
Но обо всем этом - понятности, доступности описания - стоит задумываться, только если Вы составляете описание модели для других. А в моделировании для себя - самообучении - главный критерий - ПРАКТИКА. Смог повторить - не парься над детализацией.

Собственно, вопросы задаются именно тогда, когда не удалось повторить слету. По крайней мере - вопросы первой группы.
Кстати, как Вы думаете, что можно сделать, если Ваша модель понятия не имеет ни о каких ключевых элементах, шагах и этапах? Что если для него есть только ДЕЙСТВО, в котором он ну никак не может выделить действия? Скажу честно: это вопрос творчества.

Можно нашинковать по собственному произволу (критерий дробления - дальше, в главе про критерии) под девизом Все равно потом сливать. Можно поискать повторяющие действия - циклы, шаблоны - и ориентироваться по ним.
Вот, например, в жонглировании - процессе, который по определению непрерывен, - можно выделить три ключевых действия. Первое - бросить мячик так, чтобы он попал во вторую руку при минимальных усилиях. Второе - бросить второй мячик, в тот момент, когда первый пролетает верхнюю точку траектории.

Третье - поймать мячик рукой, только что сделавшей бросок. Все.
Впрочем, искать повторяющиеся элементы и циклы в любом случае полезно, особенно если учесть, что, отвечая на Ваши вопросы, практически любой человек будет забывать шаги, путать последовательность или наоборот - навязывать последовательность там, где ее может и не быть. И это понятно: мы же достаем не всегда осознаваемые вещи. А часто и просто - бессознательные.

Поэтому - переспрашиваем, уточняем, пробуем сами - работаем.
Отдельный интерес представляют убеждения, высказываемые носителем модели - те, что поддерживают его поведение и создают условия для процветания его навыков. Если ценности человека - это то, ради чего он что-либо делает, то убеждения - это то, ПОЧЕМУ он делает так, а не иначе. Вообще, наши возможности и наши ограничения во многом определяются не какими-то объективными обстоятельствами - скорее, нашими верованиями относительно них. Поэтому, КАК человек делает то или иное действие, и будет ли он хотя бы пытаться хоть что-то делать, определяется тем, в чем он глубоко убежден.

А есть на то основания или нет - уже не важно.
Вот пример достаточно мощной поддержки со стороны своих убеждений и жизненных установок: Если на первой же встрече ОНА не проявила положенного желания, то я редко даю второй шанс встретиться... Уж очень время мне дорого, сам понимаешь - их много, я - один.
Подумайте сами: будет человек с ТАКИМИ установками хоть когда-то иметь проблемы из области просто друзья? Станет ли он волноваться и мучительно решать, обнимать женщину или нет? Целовать или еще рано?

Свойственно ли ему дрожать при мысли, что ему могут отказать?
Прикиньте: насколько ему легче быть внимательным и галантным по отношению к женщине по сравнению с теми, чье внимание сконцентрировано на собственных страхах и ожиданиях? Может ли Вы себе представить, какая волна уверенности, благодушия и теплого внимания к собеседнице исходит от него?
И все это - из его поддерживающих убеждений.
Другой пример: выступление на публике. Когда я спросил Алексея Хитрова (ведущий психологических тренингов из Ульяновска), какая разница между работой с небольшой аудиторией и с массовой, он ответил: ЕДИНСТВЕННАЯ разница - приходится громче говорить. Вот и все. А все эти рассуждения начинающих ораторов о повышенной ответственности и многократно возросшей значимости...

Не полезны.
В НЛП есть достаточно большая коллекция поддерживающих убеждений, позволяющих быть более эффективными и гармоничными. Это и различия - это красота, позволяющее совсем иначе относиться ко всему новому, непривычному и вообще не совпадающему с нашими ожиданиями. Это и сопротивление - источник энергии, дающее достаточно оригинальный и ресурсный взгляд на неожиданные препятствия.

Это и... Да что там говорить - моделируйте сами!



Содержание  Назад  Вперед