Новые найденные варианты поведения


Во-первых, использовать новые найденные варианты поведения для того, чтобы расслабляться, разбивать время и получать удовольствие. Во-вторых, ты в течение месяца обязуешься пылесосить свою квартиру в течение часа, за каждую закуренную сигарету. - О-о-о! Да.
Договорились?
- Да!
Тогда идём дальше. То, что ты перестанешь курить, может тебе как-то навредить в жизни?
- Нет, что вы!
Замечательно. Жень, а как ты узнаёшь, что пора курить. Может, ты чувствуешь ощущение жжения во рту или у тебя есть голос, который говорит: Пора курить.
- Голоса нет точно. А ощущение. Да, есть ощущение.

Тянущее такое ощущение в горле.
И когда ты его чувствуешь, тебе хочется курить?
- Наверно.
А ты можешь его сделать сильнее?
- Да, могу. Да, вот сейчас очень хочется курить.
Сделай его менее интенсивным. … Хорошо. А теперь покажи, как ты куришь.
- Вытаскиваю сигарету из пачки, зажимаю губами, щёлкаю зажигалкой…
Ты всегда закуриваешь правой рукой?
- Сейчас… Нет, могу и левой.
А держишь сигарету одинаково, двумя пальцами?
- Да, держу всегда одинаково.
Тогда сделай такую картинку: сигарета, зажатая двумя пальцами. Но так, чтобы не было понятно, правая это рука или левая. Просто два пальца.

И некая абстрактная сигарета.
- Да, сделал.
Отлично. А теперь сделай так: ты видишь руку с сигаретой и тут же чувствуешь тянущее ощущение в горле.
- Сейчас. Да, сделал.
Хорошо. Пока этот образ на время забываем. Следующий образ.

Итак, образ Жени, который прекратил курить, он такой пышущий здоровьем, очень уважает себя, крайне уважаем на работе. И все женщины от него просто без ума. Это может быть достаточно размытый образ, но ты в него вкладываешь эти характеристики.
- Сейчас. Да… Сделал.
Хорошо, а теперь добавь ему туда умения расслабляться, получать удовольствие и разбивать время. Просто как способность.
- Сейчас попробую. То есть он там не получает удовольствие, а я просто наделяю его этой способностью?
Да.
- - Так. Сделал.
И ещё добавь туда способность быть гибким. То есть придумывать, как что-то делать по-другому.
- И это сделал.
Как мы его назовём? Успешный, счастливый, жизнерадостный?
- Пусть будет Успешный.
Что ты ещё хочешь этому Успешному Жене добавить?
- Хотелось бы довить ему спокойствия, жизнерадостности и энергичности.
Замечательно. Добавь.
- Да.
Нравится тебе этот образ?
- Ну да…
Сделай его тогда достаточно ярким и привлекательным для себя. И пусть он будет на пустом фоне. Только образ Успешного Жени и всё. Знаешь, так в рекламе или в клипах бывает: на экране только модель или певец, и больше ничего.

Сплошной белый или серый фон.
- О-о-о. Да. Сделал.
Теперь он тебе нравится?
- Вполне.
Отлично. А теперь, когда ты на него смотришь, что ты чувствуешь?
- Такую бодрость в теле и распирание в груди.
Отлично. Ты смотришь на него и чувствуешь бодрость и распирание в груди. Теперь дальше.

Помнишь, раньше были такие диапроекторы, в которые можно было вставить два слайда. И перещёлкивать.
- Да, помню.
Представь: у тебя такой диапроектор. Первый слайд – это сигарета в пальцах. Второй слайд – образ Успешного Жени.

Когда ты смотришь на первый слайд, ты чувствуешь тянущее ощущение в горле. Но ты можешь щёлкнуть переключателем, и вместо слайда с рукой появляется образ Успешного Жени, и ты будешь чувствовать бодрость во всём теле и распирание в груди.
- Так, хорошо.
А теперь я сначала расскажу, а потом ты будешь делать. Ты включаешь первый слайд – чувствуешь тянущее ощущение в горле – щелчок – ты видишь слайд с Успешным Женей – чувствуешь бодрость и распирание в груди – отвлекаешься и смотришь по сторонам. Так надо сделать 5-7 раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, относительно долго смотреть на образ Успешного Жени, но щелчок должен быть максимально быстрым.

Старайся сделать его с каждым разом всё более быстрым.
...
- Да, я сделал.
Отлично. Представь себе образ с рукой.
- Трудно. Он куда-то уплывает, и вместо него появляется вот этот второй образ. Успешный.
Хорошо. Попробуй закурить.
- Чёрт, рука не идёт. Да и не хочется что-то. Я вот сейчас смотрю на сигарету, и совершенно курить не хочется.
Замечательно. А теперь посмотри на Женю в различных ситуациях, где раньше он бы курил. Пусть это будут ситуации из разных контекстов: дома, на работе, на улице. И по времени тоже – завтра, через неделю, через месяц.

Всего три-пять ситуаций. Устраивает ли тебя, что Женя там делает?
- Посмотрел. В общем, хорошо. Что не курит – точно.
Это то, что ты хотел?
- Да, вполне!
Спасибо!
Комментарии Взмах – отличная техника для работы с навязчивостями. В том числе и с курением. Но только если Клиент действительно хочет измениться. Если его мотивация слаба, скорее всего, ничего не получится.

Это первое.
Второе. Взмах - очень гибкая и мотивирующая техника. Он не определяет новое поведение, он создаёт направление движения.

И одновременно предоставляет необходимые ресурсы. И человек может находить новые варианты поведения вместо старого.
Третье. Здесь мы убираем только навязчивость. Это не означает, что человек не будет больше никогда курить.

Теперь он может контролировать этот процесс. У него появляется выбор. Я работал с одной девушкой, вот она как раз хотела иметь возможность изредка курить, если ей захочется.

Я её встретил через год, спрашиваю, курит ли она. Она отвечает:
- Да, курю. Ну, раз в один-два месяца хочется выйти на природу, сесть и покурить.
Учитывая, что до этого она выкуривала около пачки в день, я считаю это вполне хорошим результатом.
- Если человек просит сделать так, чтобы он вообще не мог курить? Для надёжности.
Если он так хочет, и это достаточно конгруэнтно и экологично, можно после удаления навязчивости поставить ему на ощущение сигареты во рту какой-нибудь сильно отрицательный якорь. Спросите, что ему очень сильно не нравится из еды. Или спросите, что бы он почувствовал, если бы внезапно съел червяка или гусеницу.

Ну и так далее. А потом перенесите этот якорь на ощущение сигареты во рту.
- Что будет, если не убирать навязчивость, а просто наставить этих отрицательных якорей на сигарету?
Тогда он будет мучаться, но курить. С рвотой, с омерзением и прочими забавными реакциями. Я не считаю, что это достаточно экологичный способ.
- Зачем нам сознательно искать способы удовлетворения потребностей, потом заключать договор, несмотря на то, что во Взмах встраивается генератор нового поведения?
Лично я делаю это для разделения ответственности. Если этого не сделать, у Клиента может не быть никаких явных стимулов поддерживать новое состояние, но зато прекрасный повод свалить всё на Оператора:
- Вот вы взялись меня лечить. А мне опять курить захотелось! Вы меня плохо закодировали!
На мой взгляд, Клиент должен принимать активное участие в процессе изменения и прилагать к этому определённые усилия. Чтобы ценить полученный результат. То, что досталось слишком легко, обычно мало ценится.

Эта проблема - обратная сторона эффективности методов НЛП. Можно сделать изменение быстро, легко и совершенно незаметно для Клиента. Что позволяет ему относиться к достигнутому довольно несерьёзно.
Например, в случае прекращения курения, человеку нужно довольно сильно перестраивать свою жизнь. А это требует внутренней работы. Мало достигнуть нового состояния, нужно ещё научиться его поддерживать.
- Что будет, если сознательно не найти новые способы удовлетворения вторичных выгод?
Возможно, всё нормально сработает. Во Взмах мы вставляем генератор нового поведения. Но может быть так, что этого будет недостаточно. Тогда Клиент может опять начать курить.

Скорее всего, в меньшем количестве. И другим способом: например, если он раньше закуривал правой рукой, то теперь только левой. Или если раньше держал сигарету двумя пальцами, то теперь тремя.
- Что делать, если Клиенту не удаётся найти достаточно эффективные способы удовлетворения вторичной выгоды?
Вы можете использовать все те техники, которые уже знаете: интеграцию и коллапс якорей, шкалирование состояния, работу с субмодальностями. У вас в руках уже огромная куча инструментов, а тут предоставляется прекрасная возможность всё это опробовать.
Аудиальный Взмах. Более удобно (именно удобно), чтобы ключ был визуальным – эта система самая быстрая и делать технику просто проще. Но как быть, если нашёлся только аудиальный ключ, или, не дай бог, кинестетический?
Первое, что мы можем сделать – это создать искусственный визуальный образ, к которому привязать звук или ощущение. И это иногда даже срабатывает! Иногда, правда, не срабатывает.

Тогда приходится пользоваться тем, что есть. С чисто кинестетическим опытом я бы Взмахом работать не стал, поискал бы другую технику. Благо в НЛП их предостаточно. А вот если ключ чисто аудиальный – то попытаться стоит.

Аудиальная система достаточно быстрая.
Но здесь возникает немного другая сложность – как в образ желаемого состояния вложить все необходимые качества и способности.

  • Я понимаю, что образ - слово визуальное, но я даже не знаю, чем его здесь будет адекватно заменить из аудиального канала, так что просто беру в кавычки.

Один из обходных манёвров (если мы работаем с внутренним голосом) – сначала сконструировать желательный визуальный Я-образ, а потом уже сконструировать ему голос.



Содержание  Назад  Вперед