Бросаем курить


Бросаем курить.
Как избавиться от навязчивости. Бросить курить – нет ничего проще. Я сам это делал раз восемьдесят.
Марк Твен.
Что такое навязчивость? Бросить курить. Какая куча народа носится с этой идеей. Не меньшее количество людей желает прекратить переедать.

А ведь есть ещё желающие прекратить грызть ногти и играть в азартные игры.
- Доктор, наш мальчик пристрастился к компьютеру.
- Ну что же, будем лечить.
- А чем?
- Как водится: девочки, вино…

Что объединяет все эти варианты нежелательного поведения? По структуре это то, что называется навязчивостью. Навязчивость – это когда я хочу вот это и совершенно не могу справиться с собой.

Я хочу это в любом случае.

  • В психиатрии для обозначения навязчивостей используют окончания –мания, –филия, -голик: клептомания (навязчивое желание что-нибудь украсть), арахнофилия (любовь к паукам), филофилия (страсть к собирательству марок), работоголик (человек, получающий от работы удовольствие).

Навязчивость – во многих случаях может быть крайне полезным и эффективным способом поведения. Например, у детей есть очень сильная навязчивость к обучению: сначала они учатся ходить, потом учат язык. Посмотрите на ребенка, который изо дня в день, не смотря на то, что он регулярно падает и отбивает себе всякие места, пытается встать и идти. Хотели бы вы то же иметь настолько важную цель в жизни, чтобы стремиться к ней с той же искренностью и целеустремленностью?

Чтобы ни смотря на трудности, препятствия и травмы, всё так же стремиться к своей цели? А!? А ведь одно из свойств гениальности – это сильная навязчивость в достижении цели.
Но эта статья про то, как навязчивости убирать. Так как обычно наибольшее внимание привлекает поведение, которое мешает. Курение – крайне эффективный и надёжный способ отвлечься и получить удовольствие. Но вот последствия… Проблемы со здоровьем, неприятие определённой части общества, запахи не ощущаются, и процесс какой-то неподконтрольный.

Ну и так далее.
Есть плюсы, есть минусы.
- Так как мне бросить курить? – спросите вы.
- А мне переедать? – добавит ваша жена.
Хочу вас порадовать. Это может быть довольно просто. Если вы действительно этого хотите.

Но для начала немного теории. Чтобы понимать, как устроена эта штука, под названием навязчивость.
Мужчина заходит в аптеку. Покупает пачку презервативов, бросает на пол и начинает отчаянно топтать.
- Мужчина! Вы чего?
- Да вот недавно я таким способом курить бросил!

Навязчивое поведение убрать сложно по причине его:
a) эффективности;
b) надёжности;
c) доступности.
Эффективность – достижение желаемого результата с наименьшими затратами.
Надёжность – эта штука стабильно работает и не ломается.
Доступность – легко достать.
Так в чём же проблема? Такое хорошее поведение. Но для того, чтобы поведение вас полностью устраивало, нужно чтобы оно отвечало ещё одному критерию – экологичности.
Экологичность (поведения) – последствия такого повдения приемлемы для человека.

  • Понятно, что отдельно ещё стоит понятие экологичности цели: – Вот получил я то, что хотел, а от этого мне хуже не станет?

Навязчивое поведение становится проблемой чаще всего по причине собственной неэкологичности.

  • Если поведение перестаёт быть эффективным и надёжным, то, скорее всего, оно и перестаёт быть навязчивым.

- А любое поведение, которое эффективно, надёжно и доступно становится навязчивым?
Нет. Для того, чтобы оно стало навязчивым требуется ещё несколько условий. Во-первых, та потребность или потребности, которое это поведение удовлетворяет, должны быть весьма важными для данного человека.
Во-вторых, для поддержания навязчивости нужно убеждение, что по-другому это не получится эту самую потребность удовлетворить.
В-третьих, желательно чтобы данное поведение удовлетворяло сразу несколько важных потребностей. Об этом мы поговорим чуть позже. Сначала разберём несколько умных терминов.
Намерение. Намерение – это то, ради чего человек создаёт поведение. Ценность, которую он хочет удовлетворить в первую очередь.
За поведением человека стоит определённая цель. Внутренняя потребность. То, что он хочет получить для себя.

Намерение еды – насыщение, намерение зарядки по утрам – здоровье.
Намерение всегда положительно для его обладателя.
Намерение положительно для его обладателя. То есть намерение – это то, что человеку нравится и то, что он хочет. Другое дело – поведение, при помощи которого он это намерение пытается удовлетворить.

У грабителя в тёмном переулке вполне позитивное (для него) намерение – получение удовольствия, благосостояние… Но вот его способ удовлетворения этого намерения весьма неприятен окружающим.
Намерение всегда внутри. Поведение чаще направлено наружу.
Как понять, а что является поведением, а что намерением? Намерение отвечает на вопрос зачем, а поведение – каким образом. Намерение это то, что внутри.

Поведение чаще всего направлено наружу – то, что человек делает в этом мире.
Намерение – сытость. Поведение – купить пирожок и съесть его.
Довольно часто трудно определить, какое же намерение стоит за поведением. Иногда как намерение пытаются назвать: объяснить другим, познакомиться, поесть. Это поведение.

Это некое действие снаружи. А намерение: понимание, самоутверждение, сытость. Намерение – это что вы хотите для себя.

Внутри. Какую ценность хотите удовлетворить. А ценности обычно описываются номинализациями: понимание, сытость, удовольствие, любовь, внимание.

Можно и уточнить: настоящая любовь, искреннее внимание, подтверждение важности.
Поведение может быть неэффективным в контексте удовлетворения намерения.
Понятно, что поведение может быть несколько неэффективным. В том смысле, что оно может не удовлетворять намерение. Просто человек по-другому не умеет.

Но он старается.
Намерение – получение внимания. Вечеринка. Девушка с расстроенным видом сидит в углу, надеясь, что её там заметят и придут утешать. Но вот что-то никто не идёт… Намерение весьма положительно, но способ поведения, в данном контексте, судя по результату совершенно не эффективен.

Но эта девушка по другом не умеет.
Вторичные выгоды. Вторичные выгоды – какие ещё важные потребности поведение удовлетворяет.
Но часто бывает так, что одним поведением человек пытается убить двух, а то даже трех, четырёх и более зайцев. То есть удовлетворить попутно ещё несколько потребностей. Например, намерение еды – насыщение (сытость). А попутно может удовлетворяться ещё куча потребностей: получение удовольствие, спокойствие (снять стресс), общение и т.д.

Вот те потребности, которые попутно удовлетворяются поведением и называются вторичными выгодами. Ради вторичных выгод человек это поведение не создаёт. Это вроде дополнительных дивидендов.
Работа с навязчивостями типа курение, переедание и т.д. обычно осложнена тем, что такое поведение удовлетворяет большому количеству вторичных выгод.
Женщина приходит вечером домой и начинает активно кушать. Намерение её – сытость. Но попутно она получает удовольствие, отдыхает, расслабляется и отключается от неприятных мыслей о работе (что даёт ей спокойствие).
Мужчина курит для удовольствия. Но так же он использует курение для разбивки времени (закончил дело – покурил), для завязывания контактов (зашёл в курилку, закурил, завязал разговор с теми, кто курит там вместе с ним), для расслабления, для общения (Пойдём, покурим) и т.д.
Для того, чтобы выяснить ценность задаются вопросы: - Зачем тебе это надо? Для чего ты это делаешь?
Для того, чтобы выяснить вторичные выгоды задаются вопросы: - Что ещё тебе это даёт? Что ещё ты от этого получаешь?
Для того, чтобы выяснить намерение задаются вопросы: - А зачем тебе это нужно? Что это тебе даёт? Для чего ты это делаешь?
Для выяснения вторичных выгод задают вопросы: - Что ещё тебе это даёт? Для чего ещё ты это используешь? Что еще ты от этого получаешь?
При изменении очень важно найти новые способы удовлетворения вторичных выгод.
Иногда бывает так. Жил был муж-пьяница. Жена его уговорила на кодирование. Сходили они в центр, где мужа закодировали. То есть определённым образом сделали так, что пить он физически не может.

И человек изменился. Понятно, что его поведение, скорее всего, стало более социально приемлемым: он перестал пропивать зарплату, шляться неизвестно где и с кем и возвращать домой в три часа утра. Но, одновременно, он перестал быть весёлым и общительным, потерял кураж и перестал заниматься починкой вещей в доме. Раньше он использовал алкоголь для доступа к куче ресурсных состояний: весёлости, бодрости. Слегка приняв он хорошо общался и был очень заводным.

В этом состоянии он с удовольствие занимался домашними делами. Поведение запретили, а вот другого способа доступа к этим ресурсам муж пока не обнаружил.
Представьте – у человека болит нога. Сильно болит. Так, что он на неё не может наступать. И он ходит с костылём.

С костылём ходить не удобно – медленно, руки заняты… Приходит Доброжелатель, отбирает костыли и громогласно заявляет: - Теперь ты свободен! Ты можешь ходить как все! Без костыля!
Человек радостно пытается идти, но… Нога болит. Костыль отобрали.



Содержание    Вперед