Подстройка к будущему


Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ желательного Я, но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки… 4. Проверка новой стратегии. а) Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на 1-ом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что он размывается, его трудно удержать, он ускользает).
б) Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?
5. Подстройка к будущему. Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, можете ли вы понять, что упустили или что еще вы можете сделать, чтобы этот процесс заработал.
Демонстрация. Хорошо, Женя. Какое поведение тебя не устраивает?
- Я курю.
А чего хочешь?
- Ну как. Бросить курить.
И действительно сильно хочешь?
- Да!
Хорошо. А что ты получишь, если бросишь курить?
- Во-первых здоровье. Во-вторых, я буду сам себя больше уважать. В-третьих большее уважение на работе.

Вот, смог.
Это всё?
- В основном, да.
А не в основном?
- Женщинам буду больше нравиться! (Интенсивная положительная невербальная реакция).
Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Так?
- Так. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение это несколько другое.
Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?
- Да!
Отлично. А теперь немного о другом. Женя, зачем ты куришь.

Что тебе это даёт?
- Да вроде ничего особо не даёт.
Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем то тебе это нужно.
- Привычка, я думаю.
Но любая привычка что-то даёт. Например, люди грызут ногти чтобы успокоиться, а чистят зубы по вечерам, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?
- Ну, если подумать… Во-первых, это возможность расслабиться. Во-вторых, время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо.

Для чего ещё? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы всё.
Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?
- Да. (Неуверенно).
Давай подумаем ещё. Что ещё тебе это даёт? Самоутверждение?
- Нет. (Когруэнтно).
Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.
- А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…
Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?
- Да! (Конгруэнтно).
Хорошо. Давай подумаем, а как по другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трёх новых способов.
- Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Ещё можно почитать что-нибудь лёгкое, газету или детектив. В игрушку компьютерную простенькую сыграть.

За окно посмотреть – у нас на роботе там улица. Довольно забавно на людей смотреть.
Для того, чтобы расслабиться ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в простенькую компьютерную игрушку, посмотреть за окно?
- Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь.

Порисовать – я рисовать люблю.
Замечательно. Для того, чтобы расслабиться ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?
- Ещё можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.
Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?
- Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Ещё можно встать и сделать пару упражнений.

Наклониться, присесть.
Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.


- Да, наверно всё.
Хорошо. Давай тогда договоримся. Я обязуюсь помочь убрать тебе тягу к курению, но за это нужно заплатить.

Временем, усилиями. Ты готов?
- М-м-м. Да!
Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?
- Скандалить.
А из того, что ты контролируешь.
- Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…
Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься.

Во-первых, использовать новые найденные варианты поведения для того, чтобы расслабляться, разбивать время и получать удовольствие. Во-вторых, ты в течении месяца обязуешься пылесосить свою квартиру в течении часа, за каждую закуренную сигарету.
- О-о-о! Да.
Договорились?
- Да!
Тогда идём дальше. То, что ты перестанешь курить может тебе как-то навредить в жизни?
- Нет, что вы!
Замечательно. Жень, а как ты узнаёшь, что пора курить. Может ты чувствуешь ощущение жжения во рту или у тебя есть голос, который говорит: Пора курить.
- Голоса нет точно. А ощущение. Да, есть ощущение.

Тянущее такое ощущение в горле.
И когда ты его чувствуешь, тебе хочется курить?
- Наверно.
А ты можешь его сделать сильнее?
- Да, могу. Да, вот сейчас очень хочется курить.
Сделай его менее интенсивным. … Хорошо. А теперь покажи как ты куришь.
- Вытаскиваю сигарету из пачки, зажимаю губами, щёлкаю зажигалкой…
Ты всегда закуриваешь правой рукой?
- Сейчас… Нет, могу и левой.
А держишь сигарету одинаково, двумя пальцами?
- Да, держу всегда одинаково.
Тогда сделай такую картинку: сигарета, зажатая двумя пальцами. Но так, чтобы не было понятно, правая это рука или левая. Просто два пальца.

И некая абстрактная сигарета.
- Да, сделал.
Отлично. А теперь сделай так: ты видишь руку с сигаретой и тут же чувствуешь тянущее ощущение в горле.
- Сейчас. Да, сделал.
Хорошо. Пока этот образ на время забываем. Следующий образ. Итак, образ Жени, который прекратил курить, он такой пышущий здоровьем, очень уважает себя, крайне уважаем на работе. И все женщины от него просто без ума.

Это может быть достаточно размытый образ, но ты в него вкладываешь эти характеристики.
- Сейчас. Да… Сделал.
Хорошо, а теперь добавь ему туда умения расслабляться, получать удовольствие и разбивать время. Просто как способность.
- Сейчас попробую. То есть он там не получает удовольствие, а я просто наделяю его этой способностью?
Да.
- Так. Сделал.
И ещё добавь туда способность быть гибким. То есть придумывать как что-то делать по-другому.
- И это сделал.
Как мы его назовём? Успешный, счастливый, жизнерадостный?
- Пусть будет Успешный.
Что ты ещё хочешь этому Успешному Жене добавить?
- Хотелось бы довить ему спокойствия, жизнерадостности и энергичности.
Замечательно. Добавь.
- Да.
Нравится тебе этот образ?
- Ну да…
Сделай его тогда достаточно ярким и привлекательным для себя. И пусть он будет на пустом фоне. Только образ Успешного Жени и всё. Знаешь, так в рекламе или в клипах бывает: на экране только модель или певец, и больше ничего.

Сплошной белый или серый фон.
- О-о-о. Да. Сделал.
Теперь он тебе нравится?
- Вполне.
Отлично. А теперь когда ты на него смотришь, что ты чувствуешь?
- Такую бодрость в теле и распирание в груди.
Отлично. Ты смотришь на него и чувствуешь бодрость и распирание в груди. Теперь дальше.

Помнишь, раньше были такие диапроекторы, в которые можно было вставить два слайда. И перещёлкивать.
- Да, помню.
Представь. У тебя такой диапроектор. Первый слайд – это сигарета в пальцах. Второй слайд – образ Успешного Жени.

Когда ты смотришь на первый слайд, ты чувствуешь тянущее ощущение в горле. Но ты можешь щёлкнуть переключателем, и вместо слайда с рукой появляется образ Успешного Жени и ты будешь чувствовать бодрость во всём теле и распирание в груди.
- Так, хорошо.
А теперь я сначала расскажу, а потом ты будешь делать. Ты включаешь первый слайд – чувствуешь тянущее ощущение в горле – щелчок – ты видишь слайд с Успешным Женей – чувствуешь бодрость и распирание в груди – отвлекаешься и смотришь по сторонам. Так надо сделать 5-7 раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, относительно долго смотреть на образ Успешного Жени, но щелчок должен быть максимально быстрым.

Старайся сделать его с каждым разом всё более быстрым.
...
- Да, я сделал.
Отлично. Представь себе образ с рукой.
- Трудно. Он куда-то уплывает и вместо него появляется вот этот второй образ. Успешный.
Хорошо. Попробуй закурить.
- Чёрт, рука не идёт. Да и не хочется что-то. Я вот сейчас смотрю на нёё, и совершенно курить не хочется.
Замечательно. А теперь посмотри на Женю в различных ситуациях, где раньше он бы курил. Пусть это будут ситуации из разных контекстов: дома, на работе, на улице. И по времени тоже – завтра, через неделю, через месяц. Всего три-пять ситуаций.

Устраивает ли тебя, что Женя там делает?
- Посмотрел. Вобщем, хорошо. Что не курит – точно.
Это то, что ты хотел?
- Да, вполне!
Спасибо!
Комментарии. Взмах – отличная техника для работы с навязчивостями. В том числе и с курением. Но только если Клиент действительно хочет измениться.

Если его мотивация слаба, скорее всего ничего не получится. Это первое.
Второе. Взмах очень гибкая и мотивирующая техника. Он не определяет новое поведение, он создаёт направление движения.

И одновременно предоставляет необходимые ресурсы. И человек может находить новые варианты поведения вместо старого.
Третье. Здесь мы убираем только навязчивость. Это не означает, что человек не будет больше никогда курить. Теперь он может контролировать этот процесс. У него появляется выбор.

Я работал с одной девушкой, вот она как раз хотела иметь возможность изредка курить, если ей захочется. Я её встретил через год, спрашиваю, курит ли она. Она отвечает:
- Да, курю. Ну, раз в один-два месяца хочется выйти на природу, сесть и покурить.
Учитывая, что до этого она выкуривала около пачки в день, я считаю это вполне хорошим результатом.
- Что нужно для того, чтобы мы могли использовать Взмах?
Ещё раз. Взмах – вполне универсальная техника, но лучше всего он работает с изменением навязчивостей. Но для того, чтобы его можно было применить необходимо найти либо триггер – то, что запускает поведение, либо обязательно присутствующий визуальный образ. Для того, чтобы найти триггер можно задать вопрос:
- Как ты узнаёшь, что тебе пора грызть ногти (бояться, курить, раздражаться)?
Или в более пассивном варианте:
- Что тебя заставляет грызть ногти (…)?
- Образ должен быть обязательно визуальным?
Лучше всего. Можно работать с аудиальным ключом. Аудиальный взмах не намного сложнее.

Например, есть голос, который говорит давай ещё поспим, а вместо него вставляется голос пора вставать. Как метафору можно использовать магнитофон с двумя кассетами, и переключение между ними.
Но аудиальный взмах делать труднее – просто потому, что аудиальный канал медленнее, чем визуальный. И многим трудно наделить голос нужными способностями. Проще найти или создать образ, который связан с первым голосом, и, соответственно, создать визуальный желательный образ с нужным новым голосом.
В принципе можно даже попытаться сделать кинестетический взмах. Но уж больно сложно – кинестетики всё-таки очень медленная система. Поэтому все остальные ключи (А, К) просто навешиваются на визуальный образ и им уже махают.

Но при этом важно, чтобы в желательном образе тоже были аналогичные модальности.
- Если человек просит сделать так, чтобы он вообще не мог курить? Для надёжности.
Если он так хочет, и это достаточно конгруэнтно и экологично, можно после удаления навязчивости поставить ему на ощущение сигареты во рту какой-нибудь сильно отрицательный якорь. Спросите, что ему очень сильно не нравится из еды. Или спросите, что бы он почувствовал, если бы внезапно съел червяка или гусеницу.

Ну и так далее. А потом перенесите этот якорь на ощущение сигареты во рту.
- Что будет, если не найти новые способы удовлетворения вторичных выгод?
Возможно, всё нормально сработает. Во Взмах мы вставляем генератор нового поведения. Но может быть так, что этого будет недостаточно. Тогда Клиент может опять начать курить.

Скорее всего в меньшем количестве. И другим способом: например, если он раньше закуривал правой рукой, то теперь только левой. Или если раньше держал сигарету двумя пальцами, то теперь тремя.
- Что делать если Клиенту не удаётся найти достаточно эффективные способы удовлетворения вторичной выгоды?
Вы можете использовать все те техники, который уже знаете: интеграцию и коллапс якорей, шкалирование состояния, работу с субмодальностями. У вас в руках уже огромная куча инструментов, а тут предоставляется прекрасная возможность всё это опробовать.



Содержание раздела