Новые возможности


5. Новые возможности. Попросите Клиента вспомнить Рабочую ситуацию и проверьте невербальные признаки. Попросите его подумать о том, как бы он мог вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее 3-х вариантов нового поведения.
6. Экологическая проверка. Проверьте экологию: - Может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни?
Демонстрация. Даша, вспомни неприятную ситуацию, отношение к которой ты бы хотела изменить.
- Да, есть такая ситуация.
Мне не нужно содержание, но давай как-нибудь её назовём.
- Пусть будет «Спор».
Отлично. Мы собираемся изменить отношение к ситуации «Спор». Но нам нужна «эталонная» ситуация – к которой ты относишься хорошо.
- Она должна быть связана с предыдущей ситуацией?
Нет. Просто ситуация, которая тебе нравится.
- Да, я нашла её.
Назови её.
- «Чтение».
Расскажи мне про «Чтение». Не про содержание, а про то, как ты её воспринимаешь.
- Я читаю.
Ты это видишь, слышишь, чувствуешь?
- Вижу. Я вижу, как я читаю.
Где расположен экран, на котором показывают Дашу, которая читает?
- Вот здесь, передо мной, на расстоянии руки.
Можешь руками показать размер картинки.
- Вот.
Хорошо. Это кино или фотография? Есть там движение?
- Там есть движение. Я вижу, как перелистываю страницы.
У нас получилось, «Чтение»: расположена перед тобой, на расстоянии руки, есть движение. Так?
- Да, всё верно.
Замечательно. Теперь давай вспомним о «Споре».
- Я вижу, как я спорю.
А где расположена эта картинка?
- Слева внизу.
Покажи рукой, где.
- Вот здесь. Вот такого размера.
То есть она меньше, чем «Чтение», слева внизу, и, как ты показываешь, она наклонна?
- Да.
Там есть движение?
- Да, там тоже есть движение.
А какая картинка ярче?
- «Чтение» ярче.
Они цветные, чёрно-белые?
- Обе цветные. Только в «Чтении» цвета более насыщенные, а в «Споре» они более блёклые.
Хорошо. Давай попробуем изменить. Сделай сейчас следующее: мысленно вырежи картинку «Чтение» из пространства, а теперь возьми «Спор» и вставь точно в это место пространства.

Одновременно он станет более ярче и цвета станут более насыщенными.
- Я сделала. Но что-то не очень. Немного полегче, но не более того.
Хорошо. Верни обе ситуации на места и давай поищем, чем они ещё отличаются. В «Споре» ты видишь себя со стороны, или смотришь на всё своими глазами?
- Я в ситуации.
А в «Чтении»
- Я вижу себя со стороны.
Движение в обоих случаях происходит одинаково? Или может есть рывки, одно кино быстрее или медленнее?
- В «Споре» как будто зацикленный кусочек кино. И он несколько быстрее. И повторяется, повторяется.
А в чтении?
- Там я просто вижу, как я читаю. Оно плавное, спокойное.
Так, как ты говоришь, получается, что в «Споре» оно идёт рывками.
- Да, действительно.
Подведём итог. «Чтение»: перед тобой, более яркая, цвета более насыщенны, движение более плавное, медленное, кино продолжительное, здесь ты видишь себя со стороны. «Спор»: слева внизу, меньше, наклонное, менее яркая, цвета блёклые, движение прерывистое, более быстрое, кино короткое, и ты в ситуации?
- Всё правильно.
Хорошо. Теперь делаем так. Ты опять вырезаешь «Чтение» из пространства, потом берёшь «Спор» и вставляешь прямо в это же место пространства. Ты выходишь из ситуации и смотришь на себя со стороны.

Одновременно картинка «Спора» становится более яркая, цвета более насыщенными, кино более продолжительное, тебе будут показывать более плавное, без рывков, медленнее.
- О! Я сделала.
Что изменилось?
- Я поняла, что не всё так плохо. Когда я сейчас вижу ситуацию целиком, и понимаю, что можно было бы поступить по-другому.
Ты можешь представить не менее трёх новых способов, как ты могла бы поступить в этой ситуации?
- Да, я придумала.
Подумай: то, что ты изменила отношение к этой ситуации может тебе как-то повредить в жизни?
- Нет. Скорее наоборот.
Спасибо.
Комментарий. - Что делать, если не получается изменить требуемую субмодальность?
Придумайте какой-нибудь приёмчик. Если надо перенести на другое место:
- Вырежи эталонную картинку из пространства и в образовавшееся место вставь рабочую картинку.
- Возьми картинку руками и перенеси…
Если вам нужно изменить яркость, цвета и прочее:

- Представь, что у тебя пульт от телевизора. Ты нажимаешь кнопку…
Если нужно изменить цвета:
- У тебя в руках кисточка. Раскрась в нужные цвета.
Поищите, где-то в опыте у человека есть необходимые навыки. Все мы что-то передвигали, раскрашивали, пользовались телевизором или компьютером.
- Как давать инструкции по изменению субмодальностей?
Я обычно привязываю весь набор к изменению одной субмодальности. Например, если различие в ассоциации-диссоциации, можно сказать:
- Ты входишь в картинку, и одновременно меняются цвета, появляется движение…
Если есть различия в местоположении:
- Ты ставишь картинку «рабочей» ситуации на место «эталонной». Как только ты это сделаешь, изменится фокус и объём.
И так далее. В этом же случае можно сказать:
- Ты делаешь картинку объемной, одновременно с этим она перемещается и у неё меняется фокус…
- Обязательно делать привязку?
Не обязательно. Просто так обычно процесс происходит легче. Вы можете просто последовательно предложить человеку изменить субмодальности.
- Ты делаешь картинку объёмной, … теперь добавь движения, … теперь сделай её ярче.
Как определить, к чему привязывать изменение?
Во-первых, можно откалибровать. Человек невербально покажет вам, какая субмодальность для него более важна.
Во-вторых, часто в речи люди говорят о более значимых субмодальностях. «Ситуации как-то отдалилась», «она стала более тусклой», «потеряла объём». Слышали такое?
В-третьих, вы привязываете всё изменение к изменению какой-то субмодальности, если не получается – привязываете к другой.
В-четвёртых, есть некая статистика. Например, за знак ситуации чаще всего отвечают: цвета, местоположение, ассоциация.
В-пятых, есть так называемые «критические» субмодальности. И о них дальше.
Критическая субмодальность Вы уже заметили, что изменение некоторых субмодальностей даёт больший эффект, чем других. Но есть обычно одна субмодальность, от которой зависит всё. Вы меняете её и получаете нужное изменение. А все остальные выставляются сами по себе. Такую субмодальность называют критической.

И для каждого вида кодировки будет своя критическая субмодальность: для нравится одна, для верю – другая. И тогда для изменения достаточно найти эту критическую субмодальность. И… хлоп.

Всё меняется.
- Например, если у меня есть группа ситуаций, которые мне не нравятся. Там везде будет одна и та же критическая субмодальность?
Да. Только если они не нравятся одинаковым способом. Например, одни ситуации меня оскорбляют, другие – раздражают, третьи – обижают.

Здесь могут быть разные критические субмодальности. По отдельности для оскорбления, раздражения и обиды. Но тут есть одна приятная новость.

Нам же нужно знать, как привести к эталону. Если у вас эталон – это спокойное отношение, тогда вы просто будете менять критическую субмодальность спокойствия. И получите нужное состояние.
- А если при этом не изменится критическая субмодальность «оскорбления»?
Если вы меняете спокойствие? Тогда вы будете спокойно относится к тому, что вас оскорбляют. Здесь просто нужно очень аккуратно выбирать эталон.

К чему вы хотите прийти в конце.
- Когда лучше искать критическую субмодальность, а когда менять субмодальности кучей?
Здесь скорее вопрос в удобстве. Или в выборе способа нахождения критической субмодальности. И в первом, и во втором случае, в конечном итоге нам нужно изменить критическую субмодальность – иначе ничего не выйдет.

Если вы меняете все кучей, часто получается намного быстрее. Но такой способ может быть неудобным, если вам нужно научиться делать такое изменение регулярно. Например, регулярно нужно создавать (или убирать) навязчивость или понимание. Тогда удобнее, именно удобнее, выяснить критическую субмодальность и тренироваться менять именно её.

Также в некоторых техниках требуется определение именно критической субмодальности.
Понятно, что когда мы меняли оценку ситуации в предыдущем упражнении, критическая субмодальность была в тройке победителей. Мы просто её явно не выделяли. При поиске критической субмодальности поступают немного по-другому, чем просто при поиске различий.

Меняют субмодальности по одной и смотрят: сработает или нет.


До этого мы работали с картинкой. Но ситуация для человека может быть преимущественно аудиальной – он больше её слышит, чем видит. Например, если это разговор.

Давайте сейчас поработаем с ситуацией, в которой больше разговоров. И здесь уже всё сделаем через критическую субмодальность.
По шагам. 1. Ситуации. Выберите из собственного опыта две ситуации:
Рабочую – отношение к которой вы хотите изменить.
Эталонную – ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.
2. Субмодальные отличия. Составьте список субмодальных отличий Рабочей и Эталонной ситуации.
3. Изменение. Измените первую субмодальность Рабочей ситуации из списка на соответствующую субмодальность «Эталонной» ситуации.
4. Проверка. Изменилась ли ваша оценка «Рабочей» ситуации?



Содержание  Назад  Вперед