Мета-модель в форме СДО


Мета-модель в форме СДО.
Мета-модель - это один из самых мощных инструментов НЛП. Но при этом практики НЛП зачастую предпочитают ею пользоваться минимально. Почему? А уж больно она сложная - набор из 13 правил (постепенно сократившийся до 6, но и этого как-то много).

Да и часто не совсем понятно, когда и по какому поводу её применять стоит.
Поэтому нам захотелось посмотреть, можно ли сделать описание мета-модели более простым и понятным. В результате получилась, как нам кажется, довольно стройное и логичное описание, которое может оказаться достаточно полезным.
Карта, территория и прочее
Каждый из нас создает некоторую репрезентацию мира, в котором мы все живем. То есть все мы создаем для себя карту или модель, которой пользуемся для порождения собственного поведения. В значительной степени именно наша репрезентация мира задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем этот мир, с какими выборами сталкиваемся в своей жизни.
Джон Гриндер, Ричард Бэндлер Структура магии
Уровни карты.
Карты бывают разных уровней. Карта нижнего уровня - сенсорный опыт - это просто запись всего, что прошло через сенсорные фильтры. Мы не можем как-то редактировать содержание этого уровня, новые записи добавляются туда помимо нашего желания, естественным образом. Этой информации много, она подробна, но пользоваться ею неудобно.

Информация с этого уровня может быть доступна нам, когда мы находимся в трансе.
Карта более высокого уровня - структурированный опыт - это информация, отобранная как наиболее важная, и уже обработанная: не только факты, но и убеждения, мнения, размышления и прочее. Этот уровень доступен для редактирования и изменения. Структурированный опыт - то, чем мы пользуемся постоянно.
Карта верхнего уровня - вербальное описание опыта - словесное описание структурированного опыта.
Это выстраивание карт напоминает то, как создаётся документальный фильм. Люди ходят и разговаривают, флаги полощутся, поезда едут, вертолёты летают - это территория. Всё происходящее записывается на камеру - это сенсорный опыт. Потом из всего объёма записей выбираются определённые эпизоды, что-то обрабатывается на компьютере, добавляется музыка и голос диктора - это структурированный опыт.

А вот рассказ об этом фильме - это уже вербальное описание опыта.
На каждом уровне информация упаковывается, и её становится всё меньше. Обратите внимание, что карта следующего уровня описывает карту предыдущего, которая для неё является территорией.
Очевидно, что карта нужна в первую очередь для того, чтобы было легче ориентироваться на территории. Как только человек забывает об этом, как только перестают работать процессы построения карт снизу вверх, и появляется обратный процесс - перестройка нижнего уровня карты под верхний - вот тут и начинаются проблемы.
Карта - это не территория!
Наше словесное описание не является сенсорным представлением!
Наши оценки не являются воспоминаниями!
Воспоминания о событиях не являются самими событиями!


Способы сжатия.
Есть несколько процессов, при помощи которых можно сжать информацию: исключение (удаление), обобщение и искажение.
Если вы читаете сейчас эту статью, вы, скорее всего, не слышите гудения компьютера и не обращаете внимания на ощущения в вашей правой ноге. Вы удалили эту информацию. И точно так же, если вы сейчас начали причувствовываться к вашей правой ноге, вы, скорее всего, перестали читать.

Это первый способ создания карты - удаление лишней информации.
Кроме этого, мы можем обобщать. Обратив внимание на несколько событий или характерных признаков, сделать общий вывод: - Маша сегодня в юбке, Оля сегодня в юбке - весной женщины надевают юбки.
И последнее. Искажение. Вы можете посмотреть на смайлик :о) и увидеть лицо.

Хотя если вы подойдёте к зеркалу и посмотрите на своё лицо, там вы не увидите чёрных кривулек, кружочков и точек.
Эти три процесса помогают нам сжать информацию так, чтобы ею можно было достаточно эффективно пользоваться.
Процессы, посредством которых люди обедняют собственную репрезентацию мира, совпадают с теми процессами, посредством которых они обедняют выражение своей репрезентации мира.

Джон Гриндер, Ричард Бэндлер Структура магии
Глубинная структура.
Напомним два термина: глубинная и поверхностная структуры. Майкл Холл[1] определяет их, так: полная внутренняя репрезентация (переживание) того, что мы пытаемся сообщить, называется глубинной структурой. Большая часть глубинной структуры не осознаваема - некоторая её часть располагается на уровнях предшествующих словам, некоторая - за пределами того, что можно описать словами. … Произносимые нами слова и предложения мы называем поверхностной структурой.
Когда мы говорим - мы опять, в очередной раз, сжимаем информацию, просто потому что при помощи языка невозможно полностью передать наши внутренние представления, ведь многое человек выражает невербально. Поверхностная Структура является описанием Глубинной Структуры, то есть является картой по отношению к ней. Понятно, что в процессе сжатия описание Глубинной Структуры иногда настолько искажается, что может очень сильно ввести в заблуждение как других людей, так и самого говорящего.

Знание Мета-модели помогает заметить наиболее важные нарушения, а также задать вопросы, при помощи которых Клиент может описать свою ГС более точно, пользуясь не жестами, интонациями и т.п., а словами.
Зачастую Клиент с большим трудом может объяснить, в чем состоит его проблема, и дело не только в скудном словарном запасе. Глубинная Структура Клиента сама по себе может быть очень сильно обеднена, а карта каждого последующего уровня всё более и более абстрактна и всё более удалена от сенсорного опыта.
Приведем пример. Когда Клиент говорит: Меня мучает обида, - вместо конкретного воспоминания (ВАК) о ситуации есть только какое-то неприятное чувство, непонятно откуда взявшееся, существующее как бы само по себе и расползающееся по самым различным контекстам, и описываемое номинализацией обида.
Когда в результате работы Клиент вместо прежнего меня мучает обида говорит: Мой начальник на меня накричал, и за это я на него обиделся, - он от неприятного переживания возвращается к исходной ситуации (теперь вместо аннотации к фильму видит сам фильм о кричащем начальнике), и у него появляется возможность понять, откуда что взялось.
Более того, когда мы слышим такие изменения в речи клиента, это предположительно означает, что скорее всего произошло изменение не только Поверхностной, но и Глубинной структуры, поскольку некоторые изменения ПС невозможны без соответствующих изменений на более глубоком уровне. (Однозначных утверждений, изменили мы ГС или только прояснили ее, делать не стоит, т.к. не всегда можно по ПС судить, какая ГС стоит за ней. ГС, порождающая высказывание: "Я чищу зубы", может отличаться от ГС, порождающей высказывание: "Я чищу зубы регулярно".)
К сожалению, по опыту известно, что использование мета-модели хотя и может помочь собрать полезную информацию, но не всегда приводит к мгновенному решению проблемы. В том же примере с начальником, то, что Клиент добрался до исходного опыта, ещё не означает, что он переоценил ситуацию. Он всего лишь узнал, откуда взялась его обида.

То есть, мета-модель в первую очередь является моделью сбора информации и, только если повезёт, моделью терапевтического изменения.Если Клиент добирается до сенсорного уровня опыта, то у него появляется возможность переоценить опыт и, соответственно, перерисовать карту на уровне структурированного опыта, сделав её более эффективной. Вся мощь мета-модели как раз и состоит в том, что ответы на многие вопросы Клиент не может дать, основываясь только на структурированном опыте (которым он обычно пользуется в повседневной жизни), но вынужден вновь обратиться к сенсорному опыту для получения дополнительной информации. С большой долей вероятности, получив эту информацию, он внесёт изменение на уровень структурированного описания.

Если нет (или внесённых изменений недостаточно) - на этот случай как раз и существуют разнообразнейшие техники НЛП.
Судя по всему, если мы ставим целью максимально точно узнать Глубинную Структуру Клиента, то мета-модель будет работать в первую очередь как модель сбора информации. Если же мы ставим целью помочь Клиенту перестроить его карту, то мета-модель можно использовать и как метод терапевтической интервенции, в таком случае изменения ГС будут служить индикатором.
Классические описания мета-модели
По Фрэнку Пьюслику и Льюису[2] способов нарушить Мета-модель 8 (12), у Андрея Плигина и Александра Герасимова[3] таких способов 6, у Джозефа О’Коннора[4] и Майкла Холла[5] их по 13.

  • Для использования в управлении и бизнесе Гриндером и МакМастером была предложена модель точности: от мета-модели оставили 5 пунктов (референтные индексы, неопределённые глаголы, кванторы всеобщности, сравнения с умолчанием, модальные операторы) и добавили несколько дополнительных инструментов: фреймы результата, как если бы и обратного отслеживания.

В этой таблице мы попытались сопоставить предлагаемые паттерны мета-модели.



Содержание  Назад  Вперед